Автор: Шилова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Ясеновская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН, СВИСТОВКА
Наименование материала: статья
Тема: Использование методического приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках истории
Раздел: среднее образование
Статья
Использование методического приёма
«Толстые и тонкие вопросы» на уроках истории
Современный
урок
истории
довольно
сложно
представить
без
использования теоретических вопросов, позволяющих глубже понять то, или
иное историческое событие. Существуют различные методические приёмы
преподавания
урока
истории,
но
наиболее
эффективным
является
методический приём технологии критического мышления - «Толстые и
тонкие вопросы».
Что же представляет собой этот приём?
Это взаимоопрос учащихся по теме урока, с помощью использования
двух типов вопросов:
- «Тонкий» - представляет собой репродуктивный, однозначный
вопрос: Кто? Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Как звали? Сколько? и др.
-
«Толстый»
-
проблемный
вопрос,
требующий
рациональных
рассуждений, критической оценки изучаемого исторического материала,
использования дополнительной информации: Как вы считаете? Как вы
думаете? Что, если? В чём сходство и различие? Согласны ли вы? Объясните
почему? и др.
Цель этого методического приёма заключается в умении
формулировать вопросы, давать развёрнутые ответы и внимательно слушать
мнение собеседника. А ещё он развивает такие важные навыки как:
- анализ и синтез
- экспертиза информации
- анализ и выявление проблем
- обмен информацией.
Дети могут аргументировать свою позицию как устно, так и письменно.
Предполагаются
различные
формы
организации
работы
на
уроке:
индивидуальные, групповые, коллективные. Причём, варьирование вопросов
может
быть
разнообразным.
Это
зависит
от
возраста
детей,
их
интеллектуальных возможностей, содержания урока и др. Учитель в праве,
использовать
этот
универсальный
приём,
нестандартно,
проявляя
творчество.
Пример «Толстых и тонких вопросов» при изучении темы
«Начало Великой Отечественной войны»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Когда
началась
Великая
Отечественная война?
Кто напал на СССР?
Как назывался план нападения на
СССР?
Возможно ли, было предотвратить
войну?
Какую
цель
преследовал
Гитлер,
нападая на СССР?
Почему Красная
Армия терпела
поражения в начале войны?
Эти вопросы дают возможность в полной мере понять историю
трагических событий начала Великой Отечественной войны, раскрыть
причину неудач Красной Армии. А главное, уяснить, что война с Германией
носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер. Ну и,
конечно же, они способствуют развитию логических умений: сравнивать,
анализировать, обобщать, оценивать.
Данный методический приём даёт возможность ребёнку правильно
задавать вопросы, увидеть суть явлений, найти причину, представить
последствия, выстроить полную картину случившегося события. Учитель,
используя этот метод, реализует ряд задач личностно-ориентированного
обучения. Урок становится интересным и более продуктивным.
Однако необходимо помнить:
- в начальной школе рекомендуется формулировать не слишком много
«толстых» вопросов, в виду возраста и сложности;
- не всегда ученик может сформулировать правильный проблемный
вопрос, поэтому учителю приходится их корректировать.
Несмотря на минусы, методический приём «Толстые и тонкие
вопросы» отлично вписывается в любой этап урока, рассмотрим несколько
примеров:
- Этап мотивации: способствует осознанию мотива обучения;
- Этап актуализации знаний: помогает воспроизвести умения и навыки,
необходимые для «открытия» нового знания;
- Этап решения поставленной проблемы: создаёт условия для усвоения
знаний в нетрадиционной форме; помогает усвоить знания по ходу их
изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта);
- Этап закрепления: даёт возможность применить знания на практике,
и осмыслить изученный материал.
На других этапах урока применения этого приёма так же возможно.
Работа
с
применением
«толстых»
и
«тонких»
вопросов
последовательна и строится следующим образом: в первую очередь, дети
учатся
формулировать
«тонкие»
вопросы,
потом
«толстые»,
затем
записывать их формулировки, систематизировать их и задавать друг другу.
Перед учителем стоит задача помочь в осмыслении отличий между двумя
типами этих вопросов. Поэтому, сначала учитель формулирует вопросы сам,
затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярной работы
учащиеся самостоятельно их разрабатывают.
Таким образом, методический приём «Толстых и тонких вопросов»
позволяет учителю проводить мониторинг знаний учащихся, определять
дальнейшую стратегию обучения, корректировать знания. А дети с его
помощью ищут ответы на поставленные вопросы с особым интересом,
проявляя активную коммуникативную позицию. Обучение становится
радостным, успешным и продуктивным.
Шилова Ольга Николаевна, учитель истории