Авторы: Краснокутская Ксения Евгеньевна, Тимошенко Алена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Барнаульский кадетский корпус"
Населённый пункт: г. Барнаул Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности формирования приемов логических операций у детей дошкольного возраста
Раздел: начальное образование
Возможности формирования приемов логических операций у детей дошкольного
возраста
Дошкольный
возраст
серьезнейший
период
развития
детей,
поскольку
именно
на
данном
этапе
происходит
формирование
их
умственного
и
физического
развития.
Исследованием
проблемы
умственного развития детей дошкольного возраста занимались Л.А. Венгер [3], А.В. Запорожец
[1],
Ж. Пиаже [2] и др.
Актуальность рассмотрения данной проблемы видится в поиске, с одной стороны, методических
условий, с другой - форм организации деятельности, способствующих полноценному формированию
всех компонентов, характеризующих умственное развитие детей дошкольного возраста.
К
основным
приемам
логических
операций
относят
анализ,
синтез,
сравнение,
сериацию,
классификацию и др. Именно эти приемы представляется возможным эффективно формировать у
детей дошкольного возраста.
Кратко охарактеризуем представленные выше приемы логических операций.
Так, под анализом понимают выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или
выделение группы объектов по определённому признаку. При этом важно научить дошкольника
сначала видеть общие свойства сначала у двух предметов, а потом у нескольких. Отметим, что умение
находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок формирования
умения обобщать. В качестве дидактических упражнений детям можно предложить задания на выбор
недостающих предметов из некоторого числа предлагаемых, на выделение отдельных рисунков,
относящихся к определенной тематике и др.
Поскольку синтез - это соединение различных элементов (объектов) в единое целое, то в дошкольном
возрасте данную операцию эффективно формировать в процессе выполнения упражнений типа
«Собери куклу на улицу» или «Одень куклу по сезону». Практическая деятельность дошкольников
вызывает положительную мотивацию, а, следовательно, является наиболее удачной для формирования
данной операции. По мнению Л.А. Венгера [3], особое внимание следует уделить конструированию,
лепке, составлению аппликаций, рисованию.
Процесс сравнения предполагает установление признаков сходства и различия между предметами и
явлениями. К 5−6 годам ребёнок обычно уже умеет сравнивать различные предметы, но делает это,
как правило, на основе нескольких признаков (например, цвета, формы, величины).
Кроме того, выделение этих признаков в практической деятельности часто носит случайный характер
и не опирается на всесторонний анализ объекта, поэтому детям - дошкольникам лучше предложить
упражнения на размещение объектов по определенному признаку: рассади каждого животного в свой
домик или найди данные фигуры на рисунке.
Ж. Пиаже [2] рассматривает сериацию как некоторое упорядочение предметов по определенному
признаку
(размеру,
цвету
и
пр.).
Дошкольный
возраст
является
наиболее
благоприятным
для
формирования данного приема. Его формирование часто происходит в упражнениях типа «Собери
матрешку, пирамидку», «Сложи всю посуду в сумку» и т.п.
Классификация - это мысленное распределение предметов по классам в соответствии
с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо
уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные
его элементы, находить в них общие признаки, распределять предметы по группам на
основании выделенных в них общих признаков.
Таким образом, осуществление классификации предполагает использование также
приемов анализа, синтеза
и
сравнения.
Для
формирования
данного
приема,
как
правило, используют упражнения
«Разбей на группы», при этом основания для классификации должны предполагать
некоторый жизненный опыт ребенка. Важно отметить, что классификация (впрочем,
как и все выше перечисленные приемы) должна формироваться по нарастающей – по
степени сложности. Сначала можно проводить классификацию по одному основанию
(можно даже первоначально ее задать), затем по двум и т.д.
Несомненно, важным является тот факт, в какой форме и на каком содержании будет
проходить
формирование
основных
приемов
логических
операций
у
детей
дошкольного возраста. Определяющим в данном случае будет являться, конечно,
возраст
ребенка,
поскольку
именно
он
определяет
возможности восприятия и
осознания
информации.
Поэтому
весьма
актуальным
остается
вопрос
последовательности формирования указанных приемов на всех этапах дошкольного
образования.
Библиографический список
3.
Запорожец, А. В. Развитие рассуждения в дошкольном возрасте [Текст] / А. В.
Запорожец // Дошкольное образование : приложение к газете "Первое сентября". –
2006. – 16-31 янв. (№ 2). – c. 20.
4.
Пиаже, Жан. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер ; Науч. ред.
перевода С. Л. Соловьева; Пер. с фр. И. Бондарь, А. Головановой. – 18-е изд. – Санкт-
Петербург : Питер, 2003. – 159 с.
5.
Развитие
познавательных
способностей
в
процессе
дошкольного воспитания
[Текст] : монография / Л. А. Венгер и др. ; Научно-исследовательский институт
дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР ; под ред. Л. А.
Венгера. – Москва : Педагогика, 1986. – 224 с.