Автор: Ефремова Вера Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мини-музея "Пуговкин замок" в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатели Ефремова В.С. Амеличкина Н.А. МБДОУ
комбинированный детский сад №42 г.Орел
«Использование
мини-музея
«Пуговкин
замок»
в
работе
с
детьми
младшего дошкольного возраста.»
Актуальность
«В воскресный день
с сестрой моей
мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей,
- сказала сестра». С. Михалкова
Многие из нас с детства
помнят эти строки. А что делать, если нет
возможности в воскресный день пойти в музей? Многие думают, что такая
проблема существует только в отдаленных регионах? К сожалению, она
существует даже во многих больших городах, с их огромным количеством
музеев. Из многих окраинных районов города не так – то просто добраться
с маленьким ребенком до центра, где расположена основная часть музеев.
Именно
поэтому
в
отдаленных
дошкольных
учреждениях
решили
создавать собственные музеи, пусть и маленькие.
Мини-музеи
–
неотъемлемая
часть
развивающей
среды
многих
дошкольных учреждений.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает
очень небольшое пространство.
Во–вторых, он создан для самых маленьких посетителей.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые
предъявляются к настоящим музеям.[3]
Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-
то даже домашние мини-музеи.
Совме стными
усилиями
взро слых (воспитателей,
родителями
воспитанников) в
МОУ
детском
саду
№42
г.Орла
во
второй
младшей
группе был создан мини музей «Пуговкин замок», который открыт для
маленьких посетителей и их родителей постоянно.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С
каждым
годом
увеличивается
количество
технических
новинок,
поражающих
своими
возможностями.
Мир
предметов,
и
без
того
огромный, пополняется и расширяется и мы уже не обращаем внимания на
предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из
них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Бросовый
материал,
наверное,
один
из
самых
распространенных
материалов
для
творчества
и
рукоделия.
Пластиковые
бутылки,
пищевые
контейнеры,
стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки стоят не дорого, а
вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы
решили
остановиться
на пуговицах.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и
тактильной
чувствительности
-
мощный
стимул
развития
у
детей
восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно
развивать у детей мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку
будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем
случае
в
игры
с
использованием пуговиц.
Создание
совместно
с
родителями поделок из пуговиц.
Цель:
Формировать у детей естественно-научные представления о
предметах
окружающего
мира
посредством
познавательно-
исследовательской
деятельности
Повысить
познавательную,
речевую активность детей;
Способствовать проявлению творческой активность в познании
окружающего мира;
расширение
кругозора
посредством
познавательно-
исследовательской деятельности;
развитие
мелкой
моторики,
связной
речи,
мышления
и
творческих способностей детей.
Задачи:
Развитие мыслительной активности и творческих способностей;
Развитие коммуникативных навыков;
Поощрение
самостоятельного
применения
детьми
освоенных
эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия
по нескольким основаниям;
Формирование представления о многообразии видов пуговиц;
Поддержание
стремления
детей
дошкольного
возраста
в
обследовании предметов для выявления их особенностей;
Стимулирование
интерес
к
сравнению
предметов,
познанию
их
особенностей и назначения;
Обогащение сенсорного опыта детей;
Развитие мелкой моторики, связной речи, лексико-грамматического
строя речи, мышления и творческих способностей детей;
Воспитание нравственно – волевых качеств;
Основные принципы организации работы с детьми в мини – музей
«Пуговкин замок»
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип сотрудничества и взаимоуважения;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого
Аспекты музейной деятельности:
знакомство с историей появления пуговиц;
знакомство с интересными фактами из истории пуговиц;
знакомство с использование пуговиц в разное время;
знакомство с материалом, из которого делают пуговицы;
знакомство с разновидностями пуговиц;
знакомство с различными функциями пуговиц;
знакомство
с
использованием пуговиц
в
фольклоре (загадки,
пословицы)
знакомство с приметами, связанными с пуговицами;
знакомство
со
способами
изготовления
из пуговиц разнообразных
поделок;
проведение
занятий
по
ознакомлению
с
окружающим,
развитию
речи, изодеятельности, экспериментальной деятельности и др.
организация музейных праздники, однодневные выставки рисунков,
конкурсы
поделок,
участниками
которых
становятся
дети
и
их
родители.
Формы деятельности:
поисковая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы расширять их
знания об окружающем мире, развивать мышление, познавательную
активность,
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
коммуникативные
навыки,
активизировать
речь,
заинтересовать
и
увлечь идеей коллекционирования.
Оформление
мини-музея:
Коллекции
мини-музея
располагаются
в
групповой
комнате.
Коллекция
поделок
используются
при
работе
с
детьми
только
совместно
с
воспитателем.
На
полке
представлена
подборки картинок о пуговицах, альбомы, папки: «История пуговицы»;
дидактические
игры:
«Посмотри-укрась»,
«Сосчитай-ка»,
«Чудо-
пуговка», «Выложи узор» и др., альбом с фотографиями пуговиц, детей
с поделками, папки: «Сказки и истории про пуговицу», «Конспекты
занятий»,
«Консультации
для
родителей»
,
«Пословицы,
поговорки,
стихи и загадки о пуговицах»
Особенности
использования.
«Коллекция
пуговиц»
Оформлена
в
виде
замка, в котором окошки заполнены пуговицами. Здесь собраны образцы
пуговиц,
сгруппированные
по
видам:
«детские
п у го в и ц ы » ,
«Металлические
и
форменные
пуговицы»,
«Пуговицы-украшения»,
«Пуговицы для верхней одежды». Коллекция может быть использована в
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности,
конкретно
в
образовательных областях: Социально – коммуникативное, Познавательное
развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.
«Сами своими руками» Экспонаты данной коллекции выполнены детьми,
родителями, воспитателями. Находятся в свободном доступе у детей и
используются
ими
для
сюжетно-ролевых
игр,
для
театральной
деятельности. Экспонаты могут быть применены в процессе организации
непосредственно
образовательной
деятельности
в
образовательных
областях:
Социально
–
коммуникативное,
Познавательное
развитие,
Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.
«Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о
пуговицах. Материал может быть использован в процессе непосредственно
образовательной
деятельности,
конкретно
в
образовательных
областях
Социально
–
коммуникативное,
Познавательное
развитие,
Речевое
развитие, Художественно – эстетическое развитие так и в самостоятельной
игровой деятельности детей.
«Игротека».
Дети
могут
использовать
их
самостоятельно
в
процессе
самостоятельной игровой деятельности, или вместе с педагогом в процессе
непосредственно образовательной деятельности.
«Сказочная страна» Дети очень любят сказки. Особенно они любят их
сочинять. В этом разделе собраны сказки про пуговицы, а так же сказки,
придуманные детьми по пуговицу. Этот материал может быть использован
в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в
образовательных областях: Социально – коммуникативное, Познавательное
развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.
В альбоме «Презентации» собраны презентации и СД диск с информацией.
Этот
материал
может
быть
использован
в
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности,
конкретно
в
образовательных
областях:
Социально
–
коммуникативное,
Познавательное
развитие,
Речевое
развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Перстиктива развития. Подбор коллекций детских мультфильмов, детских
художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.
Проведение
экскурсий
для
других
групп
детского
сада
(«История
возникновения пуговицы», «Веселые пуговицы», «Волшебная пуговица.
Сочинение
сказок
и
истории
про
пуговицу.
Пополнение
коллекции
пуговиц.
Проведение
конкурсов
рисунков
и
поделок.
Пополнение
материалом
папок.
Сбор
художественного
материала
(книг,
журналов,
вырезок из газет и журналов и др.)
Использование мини-музея «Пуговкин замок».
Работу в мини музее можно использовать в совместной деятельности
воспитателей ДОУ, родителей и детей 3-7 лет, для индивидуальной работы,
так
и
для
работы
с
подгруппой
детей.
В
ходе
самостоятельной
деятельности детей. В ходе реализации основных видов организованной
образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста
по
формированию познавательных представлений об окружающем мире.
Организация деятельности детей: Во время работы мини-музея «Пуговкин
замок» может быть организована деятельность детей: Индивидуального
характера; С подгруппой детей. На базе мини-музея или с использованием
его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности
Список литературы
1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
2. Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое
предметов». – М., 2001.
3. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008