Напоминание

"Использование мини-музея "Пуговкин замок" в работе с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Ефремова Вера Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мини-музея "Пуговкин замок" в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатели Ефремова В.С. Амеличкина Н.А. МБДОУ

комбинированный детский сад №42 г.Орел

«Использование

мини-музея

«Пуговкин

замок»

в

работе

с

детьми

младшего дошкольного возраста.»

Актуальность

«В воскресный день

с сестрой моей

мы вышли со двора.

- Я поведу тебя в музей,

- сказала сестра». С. Михалкова

Многие из нас с детства

помнят эти строки. А что делать, если нет

возможности в воскресный день пойти в музей? Многие думают, что такая

проблема существует только в отдаленных регионах? К сожалению, она

существует даже во многих больших городах, с их огромным количеством

музеев. Из многих окраинных районов города не так – то просто добраться

с маленьким ребенком до центра, где расположена основная часть музеев.

Именно

поэтому

в

отдаленных

дошкольных

учреждениях

решили

создавать собственные музеи, пусть и маленькие.

Мини-музеи

неотъемлемая

часть

развивающей

среды

многих

дошкольных учреждений.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает

очень небольшое пространство.

Во–вторых, он создан для самых маленьких посетителей.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые

предъявляются к настоящим музеям.[3]

Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-

то даже домашние мини-музеи.

Совме стными

усилиями

взро слых (воспитателей,

родителями

воспитанников) в

МОУ

детском

саду

№42

г.Орла

во

второй

младшей

группе был создан мини музей «Пуговкин замок», который открыт для

маленьких посетителей и их родителей постоянно.

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С

каждым

годом

увеличивается

количество

технических

новинок,

поражающих

своими

возможностями.

Мир

предметов,

и

без

того

огромный, пополняется и расширяется и мы уже не обращаем внимания на

предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из

них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Бросовый

материал,

наверное,

один

из

самых

распространенных

материалов

для

творчества

и

рукоделия.

Пластиковые

бутылки,

пищевые

контейнеры,

стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки стоят не дорого, а

вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы

решили

остановиться

на пуговицах.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и

тактильной

чувствительности

-

мощный

стимул

развития

у

детей

восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно

развивать у детей мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку

будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем

случае

в

игры

с

использованием пуговиц.

Создание

совместно

с

родителями поделок из пуговиц.

Цель:

Формировать у детей естественно-научные представления о

предметах

окружающего

мира

посредством

познавательно-

исследовательской

деятельности

Повысить

познавательную,

речевую активность детей;

Способствовать проявлению творческой активность в познании

окружающего мира;

расширение

кругозора

посредством

познавательно-

исследовательской деятельности;

развитие

мелкой

моторики,

связной

речи,

мышления

и

творческих способностей детей.

Задачи:

Развитие мыслительной активности и творческих способностей;

Развитие коммуникативных навыков;

Поощрение

самостоятельного

применения

детьми

освоенных

эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия

по нескольким основаниям;

Формирование представления о многообразии видов пуговиц;

Поддержание

стремления

детей

дошкольного

возраста

в

обследовании предметов для выявления их особенностей;

Стимулирование

интерес

к

сравнению

предметов,

познанию

их

особенностей и назначения;

Обогащение сенсорного опыта детей;

Развитие мелкой моторики, связной речи, лексико-грамматического

строя речи, мышления и творческих способностей детей;

Воспитание нравственно – волевых качеств;

Основные принципы организации работы с детьми в мини – музей

«Пуговкин замок»

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип сотрудничества и взаимоуважения;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при

руководящей роли взрослого

Аспекты музейной деятельности:

знакомство с историей появления пуговиц;

знакомство с интересными фактами из истории пуговиц;

знакомство с использование пуговиц в разное время;

знакомство с материалом, из которого делают пуговицы;

знакомство с разновидностями пуговиц;

знакомство с различными функциями пуговиц;

знакомство

с

использованием пуговиц

в

фольклоре (загадки,

пословицы)

знакомство с приметами, связанными с пуговицами;

знакомство

со

способами

изготовления

из пуговиц разнообразных

поделок;

проведение

занятий

по

ознакомлению

с

окружающим,

развитию

речи, изодеятельности, экспериментальной деятельности и др.

организация музейных праздники, однодневные выставки рисунков,

конкурсы

поделок,

участниками

которых

становятся

дети

и

их

родители.

Формы деятельности:

поисковая;

научная;

экспозиционная;

познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы расширять их

знания об окружающем мире, развивать мышление, познавательную

активность,

творческие

способности,

воображение,

фантазию,

коммуникативные

навыки,

активизировать

речь,

заинтересовать

и

увлечь идеей коллекционирования.

Оформление

мини-музея:

Коллекции

мини-музея

располагаются

в

групповой

комнате.

Коллекция

поделок

используются

при

работе

с

детьми

только

совместно

с

воспитателем.

На

полке

представлена

подборки картинок о пуговицах, альбомы, папки: «История пуговицы»;

дидактические

игры:

«Посмотри-укрась»,

«Сосчитай-ка»,

«Чудо-

пуговка», «Выложи узор» и др., альбом с фотографиями пуговиц, детей

с поделками, папки: «Сказки и истории про пуговицу», «Конспекты

занятий»,

«Консультации

для

родителей»

,

«Пословицы,

поговорки,

стихи и загадки о пуговицах»

Особенности

использования.

«Коллекция

пуговиц»

Оформлена

в

виде

замка, в котором окошки заполнены пуговицами. Здесь собраны образцы

пуговиц,

сгруппированные

по

видам:

«детские

п у го в и ц ы » ,

«Металлические

и

форменные

пуговицы»,

«Пуговицы-украшения»,

«Пуговицы для верхней одежды». Коллекция может быть использована в

процессе

непосредственно

образовательной

деятельности,

конкретно

в

образовательных областях: Социально – коммуникативное, Познавательное

развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.

«Сами своими руками» Экспонаты данной коллекции выполнены детьми,

родителями, воспитателями. Находятся в свободном доступе у детей и

используются

ими

для

сюжетно-ролевых

игр,

для

театральной

деятельности. Экспонаты могут быть применены в процессе организации

непосредственно

образовательной

деятельности

в

образовательных

областях:

Социально

коммуникативное,

Познавательное

развитие,

Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.

«Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о

пуговицах. Материал может быть использован в процессе непосредственно

образовательной

деятельности,

конкретно

в

образовательных

областях

Социально

коммуникативное,

Познавательное

развитие,

Речевое

развитие, Художественно – эстетическое развитие так и в самостоятельной

игровой деятельности детей.

«Игротека».

Дети

могут

использовать

их

самостоятельно

в

процессе

самостоятельной игровой деятельности, или вместе с педагогом в процессе

непосредственно образовательной деятельности.

«Сказочная страна» Дети очень любят сказки. Особенно они любят их

сочинять. В этом разделе собраны сказки про пуговицы, а так же сказки,

придуманные детьми по пуговицу. Этот материал может быть использован

в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в

образовательных областях: Социально – коммуникативное, Познавательное

развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие.

В альбоме «Презентации» собраны презентации и СД диск с информацией.

Этот

материал

может

быть

использован

в

процессе

непосредственно

образовательной

деятельности,

конкретно

в

образовательных

областях:

Социально

коммуникативное,

Познавательное

развитие,

Речевое

развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Перстиктива развития. Подбор коллекций детских мультфильмов, детских

художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.

Проведение

экскурсий

для

других

групп

детского

сада

(«История

возникновения пуговицы», «Веселые пуговицы», «Волшебная пуговица.

Сочинение

сказок

и

истории

про

пуговицу.

Пополнение

коллекции

пуговиц.

Проведение

конкурсов

рисунков

и

поделок.

Пополнение

материалом

папок.

Сбор

художественного

материала

(книг,

журналов,

вырезок из газет и журналов и др.)

Использование мини-музея «Пуговкин замок».

Работу в мини музее можно использовать в совместной деятельности

воспитателей ДОУ, родителей и детей 3-7 лет, для индивидуальной работы,

так

и

для

работы

с

подгруппой

детей.

В

ходе

самостоятельной

деятельности детей. В ходе реализации основных видов организованной

образовательной

деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста

по

формированию познавательных представлений об окружающем мире.

Организация деятельности детей: Во время работы мини-музея «Пуговкин

замок» может быть организована деятельность детей: Индивидуального

характера; С подгруппой детей. На базе мини-музея или с использованием

его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое

предметов». – М., 2001.

3. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008



В раздел образования