Напоминание

История развития искусства педализации


Автор: Габидулина Нина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Детская школа искусств"
Населённый пункт: РТ г.Менделеевск
Наименование материала: статья
Тема: История развития искусства педализации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Менделеевск РТ

МБУДО ДШИ «Детская школа искусств»

Габидулина Н.В .

ТЕМА

: История развитие искусства педализации .

Педаль - ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Ни какой

другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным

педальному звучанию. Этим «богатством» умело и широко пользовались все

великие композиторы и музыканты. В целом умение педализировать - один

из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя. А это,

в свою очередь, является одним из важнейших условий развития пианиста.

В современных фортепиано присутствует две или три педали.

В

совокупности эти педальные механизмы влияют на характеристику и

продолжительность звучания , а также на тембр и динамику. Неправильно бы

было начать обучение педализации , не зная истории создания инструмента,

а также появления самой педальной системы. . Звучание первого фортепиано,

продемонстрированного в 1709 году, было грубым. То, что инструмент стал

способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то

громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительными и

плохо складывались в музыку. Изобретение фортепиано принято связывать

с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Но не он один причастен к

рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб

Шрётер, предложили свои конструкции нового инструмента. Бартоломео

Кристофори

работал хранителем и реставратором музея музыкальных

инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям

объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретённое Кристофори фортепино и

было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Интересно, что

первым появился механизм, подобный левой педали рояля. Изобретатель

фортепиано Б. Кристофори уже в 1726 г. стал применять для своих

инструментов ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо. При этом

молоточки ударяли только по одной струне. Отсюда и пошло обозначение

una corda - одна струна, что и сейчас обозначает "нажать левую педаль".

Развитие правой педали шло более тернистым путем. Сначала это был

ручной рычаг для

поднятия

демпферов,

а

затем коленные рычаги.

Устройство же, которое приподнимало все демпферы сразу, появляется

позже, уже в 1781 году. Изобретение его приписывается английскому

мастеру А. Бейеру. Педальная система инструмента включает в себя правую

(демпферную) педаль, левую (сдвигающую) педаль, педаль-состенуто,

позволяющую выборочно задерживать отдельные звуки и созвучия. Правая

педаль используется наиболее часто, поднимает сразу все демпферы, так

что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают

звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают

вибрировать, становясь вторичным источником звука. Роль правой педали в

искусстве фортепианного исполнения многообразна. Можно выделить

несколько ее функций. Но при этом надо помнить, что на практике полного

разграничения в применении этой педали не бывает: педаль способствует

усилению звука, его продолжительности, его певучести ,обогащает окраску

звучания,

является

связующим

звеном

для

соединения

мелодии

и

сопровождения, также осуществляет legato, когда одними пальцами без

педали нет возможности связать звуки или аккорды друг с другом, когда

идут повторяющимися звуки или аккорды. В нотах эта педаль обозначается

буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. .В музыке

композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти

обозначения, обычно для придания звуку особого колорита. Левая педаль

используется для изменения окраски звука и для ослабления звучания. В

роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх

струн они ударяют только по двум. В пианино молоточки приближаются к

струнам и размах молоточков при ударе

уменьшается. Эта педаль

используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una

corda .а её снятие tre corde. Особого разговора заслуживает третья (средняя)

педаль на роялях. В 1844 году ее предложил мастер Буаселло из Марселя. В

последствии эта педаль стала называться sostenuto или sustaining pedal.

Педаль-состенуто в ее окончательном варианте появилась в 1874 году. Она

была изобретена Альбертом Стейнвеем. Позднее мастера фортепианного

строения продолжали интенсивно искать механизм, который позволял бы

задерживать один или несколько звуков. Средняя педаль или педаль

sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой

средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются

поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для

игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Ее

принцип аналогичен правой педали. Однако действие педали sostenuto

распространяется только на демпферы тех клавиш, которые были нажаты до

ее взятия. Чаще всего средняя педаль используется для задержки басовых

нот, подобно органной педали. При использовании средней педали нужно

быть уверенным, что это полностью соответствует художественному

замыслу композитора. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства

пианино и присутствует у большинства роялей. Однако, её применение

минимально.

Обучение

искусству

педализации

требует

большой

и

кропотливой работы. Мастерство педализации развивается параллельно с

другими качествами исполнителя и немыслимо без владения тончайшими

гранями силы звука, без технического совершенства, без умения проникнуть

в стиль исполняемого произведения. Поэтому техника педализации должна

развиваться в полном соответствии с художественным и музыкальным

ростом исполнителя.



В раздел образования