Автор: Сабурова Наталья Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ ООШ п.Бор
Населённый пункт: Афанасьевский район Кировская область
Наименование материала: Повышение учебной мотивации на уроках географии.
Тема: преподавание географии.
Раздел: среднее образование
Повышение учебной мотивации на уроках географии.
Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике
охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо
более достойная задача,
чем приневолить. К.Д. Ушинский.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют учениками
самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного
ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия,
обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной
деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно –
деятельностный подход.
Как часто мы слышим, что «современные дети не хотят учиться», то есть, у них нет
мотивации. Перед педагогом стоит вопрос -Как изменить ситуацию?
Есть два возможных пути: первый – заставить детей хотеть; второй – научиться
учить детей так, чтобы дети хотели и умели учиться. Оба пути возможны. Заставить
хотеть трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Очень часто
позиционируется как со стороны родителей так и учителей в сознании ученика -
«надо». Но при этом необходимо постоянно контролировать ребёнка. Как только
контроль ослабнет, то хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее. Он предполагает опору на внутренние стимулы
к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного
изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания
учебной мотивации.
•
Мотив-это побуждение к действию.
•
Мотивация- «совокупность причин психологического характера,
объясняющих поведение человека ,его направленность и активность.»
•
Учебная мотивация-это направленность ученика на учебную деятельность,
отражаемая в индивидуальном сознании личностного смысла учения.
Виды мотиваций:
К внешней мотивации относятся: оценки, вынужденный долг, учёба ради
лидерства, престижа, материального вознаграждения, избегания неудач.
К внутренней мотивации относятся: удовлетворение от самой учебной
деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости учёбы для
жизни, учение как возможность общения.
Важные аспекты ,влияющие на формирование мотивации:
1.
Личность учителя.
1
2 . Сотрудничество ученика и учителя.
3. Создание эмоционально-комфортной обстановки.
4. Методы проблемно-развивающего обучения.
5. Активизация учебно-познавательной деятельности.
6. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
7. Рефлексия
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников
формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих
заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных
форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать
знаниями.
В мотивации учения важную роль играют:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Приемы учебной мотивации на различных этапах урок:
1.
Мотивационное начало урока.
•
Положительный настрой
•
Нетрадиционное название урока
: яркое, неожиданное, рекламное, шуточное,
афоризм или противоречие, которое надо разрешить. «Приглашаем на полюс
холода южного полушария!», 5 класс, « Отец географии: кто он?» , 5 класс,
«Вода, кругом вода»,5 класс, «Без географии мы нигде…».
•
Использование зрительного образа
(слайд ,рисунок, график, карикатура,
символ, фотография и т.п.) при формулировании темы урока.
2.
Актуализация знаний.
Проблемный вопрос:
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно… ?
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,…
В чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Каким образом … можно использовать для … ?
- Кто изобрел?
Каким образом …влияет на?
2
Корзина идей.
Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме.
1. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все в тетради.
2. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется
список идей).
4. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей. Можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к
теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
5. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
3.
Освоение нового материала
Осознанное чтение.
•
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
•
«+» - если считают, что это им известно;
•
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;
•
«v» - если то, что прочитали является новым;
•
«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.
4.
Закрепление
1.
Показ кинофильмов.
2.
Работа с понятием.
1. Понятийный ряд: Что является «лишним»?
Тектоническое строение: платформа, щит, гора, складчатый пояс.
Что является «лишним»?
Бора, муссон, пассат, бриз.
2. Определение: О каком понятии идет речь?
Естественная среда обитания, все, что не создано человеком - ______________
Пропущенное понятие: Восстановите высказывание:
«Могущество российское прирастать _________будет»
(М. Ломоносов)
5.
Рефлексия
1.Рефлексия – противопоставление
Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым было…, а самым серьезным …
Мне бы хотелось, чтобы… .
3
Мне бы не хотелось, чтобы…
Я был(а) уверен(а) в себе, когда… .
Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
2.Метод индивидуальной графической рефлексии.
6. Домашнее задание.
1. Упражнение «Редактор». Переписать выделенные на уроке сложные предложения
текста другими словами. Уточнить, упростить, но чтобы смысл не потерялся. 6
класс, тема «Времена года», раздел «Смена времен года»
2.Создаем таблицу (не заполняем готовую!), используя информацию в учебнике. 7
класс, тема «Воздушные массы»
3.Ищем информацию по проблемному вопросу, используя дополнительную
информацию.
5 класс, тема «От плоской Земли к земному шару», вопрос: Когда был сделан
последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
4.
Создаем презентацию к изучаемой теме по плану.
6 класс, тема «Виды горных
пород»
5.Создаем рекламу, листовку социального содержания. 8 класс, тема «Гидросфера и
человек.
Приёмы мотивации на уроке:
1.
Парадоксальные факты
7 класс тема «Антарктида»
« Антарктида - страна морозов и жестокого солнца»
2.
Удивительные факты.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу
ума, как удивительное!
При изучении муссонного климата можно озадачить учащихся: «В юго-восточной
Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа на своей верхушке эта
пальма несет пучок громадных листьев, черешки которых до 2 - 3м длиной и в руку
толщиной, а пластинка до 2 м длиной и 5 м шириной; пластинка эта правильно
расщеплена на 95—100 лопастей. Эти громадные листья употребляются как
дождевые и солнечные зонты; обыкновенно слуги носят их над головами своих
господ;
Какой вопрос у вас возникает в связи с этим? (зачем ей такие большие листья
?
3.
Создание проблемной ситуации.
8 класс тема «Природные зоны Евразии»
«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за
один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление».
7 класс «Климат Африки»
Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана,
выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
4
7 класс «Внутренние воды Евразии»
Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко,
только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в
пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?
4.
Использование художественной литературы
6 класс «Градусная сеть»
У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и
будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день?
8 класс «Природные зоны»
выдержка из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид:
круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими
волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми
островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие
дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не
видно…”
5.
Черный ящик
7 класс тема «Восточная Африка».
1) Он помогает тем, про кого говорят «память девичья»;
2) Екатерина Великая использовала его в косметических средствах;
3) Его называют «черным золотом» так же как нефть, т.к это второй по
экономической значимости продукт в мире.
4) Согласно самой распространенной легенде, его свойства были открыты
африканским пастухом, заметившим, что его козы, наевшись его начинают вести
себя по ночам возбужденно безо всякой очевидной причины. (кофе)
6 класс тема «Стороны горизонта. Ориентирование»
Этот прибор был изобретен в Китае. Этот предмет не был похож на современный. И
представлял собой вид ложки с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью,
сама ложка была изготовлена из магнетита. Хорошо отполированная выпуклая часть
ложки устанавливалась на медную или деревянную пластину, которая была также
тщательно отполирована. Черенок ложки свободно висел над пластиной, а сама
ложка свободно вращалась вокруг оси установленного выпуклого основания.
(компас).
6.
Знаете ли вы, что….
Есть географические карты, на которых показаны несуществующие географические
объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?
Ответ : Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где
часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов были так
реальны, что жертвами миражей становились целые караванные пути.
7.
Найди ошибку в тексте.
7 класс «Природные зоны Африки»
В саваннах Африки.
5
Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем
экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются
баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные
африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они
преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную
антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к
воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-
секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени
зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему
живому.
8.
Кто лишний.
8 класс. Природа России.
1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;
(Ответ:Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)
2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;
(Ответ:Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего
Востока)
3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.
(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в
европейской части России)
6-7 классы. Гидросфера.
1) Баффина, Саргассово, Белое, Карпентария, Тасманово.
(Ответ:Карпентария, так как это залив, а другие объекты- моря).
2) Пиренейский, Скандинавский, Гренландия, Индостан, Балканский.
(Ответ: Гренландия, так как это остров, а другие- полуострова).
3) Бенгальский, Мексиканский, Берингов, Бискайский, Калифорнийский.
(Ответ: Берингов, так как это пролив, а остальные объекты- это заливы).
4) Верхнее, Чад, Титикака, Лобнор, Чёрное.
(Ответ: Чёрное, так как это море, а остальные- названия озёр).
5) Гибралтарский, Ла-Манш, Суэцкий, Карские Ворота.
(Ответ: Суэцкий, так как это канал, а остальные объекты- проливы).
9.
Экскурс в историю.
6 класс тема «Атмосферное давление. Ветер».
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном
фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня
фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но
безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю.
Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь
партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил
свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот
Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая
имела высоту 30 метров. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из
листовок правду. Какую закономерность использовал мальчик.
6
6 класс тема «Движение воды в океане»
В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную
экспедицией УиллаСтигера на Северном полюсе в мае 1986 года».
Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров?
10.Отсроченная отгадка.
В начале урока учитель загадывает загадку (или малоизвестный и удивительный
факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым
материалом.
8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и
Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я
весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним
не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?
11.Изречения знаменитых людей.
Что означает высказывание:
Антуана де Сент - Экзюпери «Мы не унаследовали Землю от наших предков – мы
берем ее взаймы у наших потомков.
Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Кусто Жак
Ив)
Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде
сможет каждый. (Марк Твен). Мы не наследуем землю у своих предков, а берем ее
взаймы у своих детей. (А. де Сент-Экзюпери).
Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат
времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при
планомерном творческом росте.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления
к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических
демонов: банальности, механичности, рутинности»
Для развития учебной мотивации огромное значение имеет личность учителя.
Поэтому нужно помнить, что важно быть авторитетом для ученика. Нужно быть
заинтересованным в успехе ученика (для него это важно), обеспечить ему успех, дав
более легкое задание, оказав помощь, подтолкнув к правильному решению. Ребенок
должен ощущать свое движение вперед. Больше положительных эмоций на уроке:
страх и равнодушие мешают развитию мотивации. Давайте возможность ученику
проявлять инициативу и активность на уроке, выражать себя. Давайте ученику
установку: учение – это не долг и не обязанность, а большая ценность в жизни
7
человека, это радость, ведь так здорово что-то уметь, что-то знать и расти в своих
познаниях
.
Говорят «Новое – хорошо забытое старое». Какие-то приемы Вам знакомы, о чем-
то Вы узнали впервые. Я считаю, способы мотивации, которые я пропускаю через
себя и учеников, которые дают положительный результат для нас и являются
самыми ценными
8