Напоминание

Работа над текстом пьесы-сказки "Теремок" С.Я. Маршака


Автор: Василенко Валентина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества № 4"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Работа над текстом пьесы-сказки "Теремок" С.Я. Маршака
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия

Тема занятия:

Работа над текстом пьесы-сказки "Теремок" С. Я.

Маршака.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Возраст учащихся: 6-7 лет.

Цель занятия: Чтение и обсуждение пьесы "Теремок".

Задачи:

- познакомить учащихся с пьесой С. Я. Маршака "Теремок";

- учить детей анализировать прочитанное;

- учить детей высказывать своё мнение о прочитанном;

- развивать внимание, воображение, память, устную речь.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети в творческом полукруге.

Педагог: Добрый день, ребята. Мы начинаем занятие традиционно с

рабочего полукруга. Тема занятия: чтение пьесы С.Я Маршака "Теремок" и

её обсуждение.

2. Изучение новой темы

Педагог:

Несколько слов о творчестве

С.Я. Маршака

(Родился в городе

Воронеже 22 октября 1887г. Умер – 1964г.). Кто из вас, ребята, знает, какие

стихи, сказки он написал? (Дети отвечают. Например, "Кошкин дом",

"Двенадцать месяцев", "Сказка про козла", "Петрушка иностранец", "Вот

какой рассеянный", "Сказка о глупом мышонке", "Старуха, дверь закрой",

"Багаж" и другие произведения).

Молодцы! Сегодня мы прочитаем стихотворную сказку С. Я. Маршака

"Теремок". Слушайте внимательно! (Педагог читает пьесу)

Вам понравилась пьеса "Теремок"? Чем вам понравилась пьеса?

(Ответы детей).

О чём сказка?

(О дружбе, о дружных трудолюбивых обитателях

теремка, борьба добра и зла).

Герои в сказке делятся на две группы: весёлых, миролюбивых и

устрашающих, агрессивных. Какие герои относятся к той или иной группе?

Перечислите.

Каких

героев

вы

полюбили?

Предполагаемые

ответы

детей:

Лягушка,

Мышка

– добрые хозяюшки, смелые защитницы, весёлые

плясуньи, приветливые хлопотуньи, но, однако, они осторожны и чутки при

встрече новых жильцов. Самый яркий обитатель теремка, конечно Петушок.

У него прославленная в народном искусстве стать и особая способность петь,

время

отсиживать

и

об

опасности

объявлять.

Петушиные

слабости:

неумеренное любование собой, детская доверчивость и невнимательность.

ЁЖ –

не самый нарядный и весёлый, но самый отважный, зоркий и

деятельный

в часы испытаний, сторож. У него редкая черта как

талантливость и предупредительность.

- Нет, не стоит кататься на мне

У меня борона на спине.

Вот что братцы, довольно плясать

Завтра утром попляшем опять.

Какие герои вам не понравились? Перечислите.

Тройка

страшных

(Лиса,

Волк,

Медведь).

Атаманшей среди "Страшных"

выступает Лиса.

Она красивая, хитрая,

мудрая хищница, она командует приступом теремка, распределяет места,

ловко сохраняя шубу.

А Лиса хлопочет с краю,

Ей, плутовке, легче всех...

Лиса ласковая в обращении, она в сказке Маршака льстивая,

талантливая в уговорах, беспощадна к жертве, друзьям. Красива, особенно

пушистым рыжим хвостом, а глаза у неё "как свечи".

Волк –

"Притащился волк бездомный". В сказке Волк явный

неудачник, завистник, он не умён, воображает, что в теремке "режут сало

острым ножиком". Однако это серый разбойник хвастлив и груб с

маленькими животными. Он своих боится и хнычет:

- Раздавил меня бессовестный медведь,

Без обеда мне придётся помереть.

Его обидчик Медведь – из Маршака тоже потерял своё добродушие,

но выглядит очень комично из-за своей неуклюжести и недогадливости,

"прижав Волка", недоумевает, "От чего взбесился волк, почему он убежал?"

Лиса успокаивает Мишеньку:

- Да какой от Волка прок?

Сначала Медведь грозен с Мышкой, обещая:

- Расшибу я вам ворота!

Потом он позорно бежит от кочерги, от водяной бани:

- Помогите, караул!

Захлебнулся, утонул!

Автор остроумно высмеивает "детскую " обидчивость огромного зверя.

Еле высвободив ногу из подворотни, Мишка завывает на ходу:

- Я к вам больше не приду!

Заговор-встреча Серого с Лисой и Медведем играет роль завязки

основных

происшествий.

Начинается

чередование

мирных

и

весёло-

воинственных сцен, где требуют, угрожают, ломают.

Композиция в сказке построена, в контрасте весёлого и страшного,

доброго и злого.

Кто в пьесе рассказывает про теремок? Это Добрый Дед и Злой Дед.

Они старые знакомые и соперники. Еловая шишка (Злой Дед) появляется

раньше, ведёт себя как хозяин, хочет выгнать соперника из сказки,

строптивый и ехидный, он холоден к детям.

- Пусть поплачут, мне какое дело?

После забавного заселения в теремок, смелых добрых животных. Злой

Зед словно меняет характер действие. С появлением волка заканчивается

мирная жизнь добрых животных.

Добрый Дед,

по прозвищу "Гороховый стручок" приветливый и

весёлый, отличается заботой и любовью к детям, защитой их хорошего

настроения от страха и зла, от недоброй сказки. В нём самом есть что-то

мальчишеское жизнерадостное и находчивое. Он умеет с пользой для дела

договориться даже с соперником, забавно утешает его в конце пьесы.

Они своим спором, какая сказка, страшная или весёлая создают

комедийную ситуацию "вместе сказку показывать". Композиция сказки

построена, в контрасте весёлого и злого.

Чем заканчивается пьеса?

В результате побеждает добро!

3. Подведение итогов занятия.

Педагог:

Ребята, сегодня мы познакомились с доброй сказкой "Теремок" С. Я.

Маршака. Встретились в сказке с разными героями. Какими? Перечислите.

Как вы думаете, что нового узнает зритель, посмотрев спектакль "Теремок".

Может зритель уйдёт и задумается над чем-то? Может

зритель что-то

захочет изменить в своей жизни, в отношении к другим...

Домашнее задание:

Задание 1. Подумайте, какого персонажа хотели бы вы сыграть в спектакле?

Задание 2.

Прочитайте другие сказки Маршака. Ребята, на следующем

занятии мы будем делить сказку на эпизоды и работать над ними.

Задание 3. Ребята, подумайте, на какие эпизоды вы бы разделили сказку.

Придумайте название эпизодам.

Например, эпизод 5 "Крепко заперт теремок" (Сцена Волка). Финал "Нынче

праздник весёлый у нас!".

До встречи!



В раздел образования