Напоминание

"Формы и методы работы социального педагога с обучающимися "группы риска"


Автор: Щербакова Анна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Нахабинская СОШ №3 с УИОП
Населённый пункт: го Красногорск, р.п.Нахабино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формы и методы работы социального педагога с обучающимися "группы риска"
Раздел: полное образование





Назад




Общие формы и методы работы социального педагога

с детьми «группы риска»

Автор методической разработки: социальный педагог

МБОУ Нахабинская СОШ №3 с УИОП

Щербакова А.В.

Дети – это наше будущее и вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей

был актуален всегда, и волнует сегодня не только педагога, но и каждого гражданина, а

также государство в целом, и систематическая профилактическая работа в школе является

одним из важных разделов воспитательной работы. Школа как социальный институт,

обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики, а также имеет

огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка,

Понятие «группа риска» встречается в повседневной жизни, но чаще всего оно бытует в

школах, в образовательных учреждениях. В каком значении оно употребляется в школе?

«Группа риска» - учащиеся, которые находятся в трудной жизненной ситуации, остались

без попечения родителей, находятся в социально опасном положении. Рассматривая

реальные прецеденты, связанные с подростками, можно сказать, что они создают риска

для всего общества.

В образовательной системе с учащимися данной категории занимаются: классные

руководители, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, но

прежде всего этими детьми занимается социальный педагог. Принципы работы

социального педагога с детьми «группы риска» формулируются следующим образом: в

общении с несовершеннолетними создается атмосфера доверительных отношений,

которая впоследствии позволяет получить расширенную информацию о личности

ребенка, о его интересах, проблемах, семье, его окружении. На основании этой

информации социальный педагог и строит свою работу.

Назову общие формы и методы работы социального педагога с детьми «группы риска». К

формам относят индивидуальные беседы с такими обучающимися, контроль их

посещаемости занятий, привлечение к занятости в кружках и секциях, вовлечение в

культурно-массовые мероприятия, посещение по месту жительства, организация летней

занятости. Методы, в свою очередь, определяются индивидуально, основываясь на

личностной характеристике ребенка. Это могут быть различные тренинги, упражнения,

направленные на улучшение состояния учащегося, семинары и круглые столы для

родителей, психолого-педагогические консультации для родителей и учащихся.

Рассмотрим подробнее некоторые формы работы.

Индивидуальная беседа с учащимся.

Индивидуальная беседа - это взаимодействие с учеником или его родителями,

направленная на поиск путей сотрудничества. Педагог в процессе беседы не должен

только сообщать определенную информацию, навязывать собственное мнение, давать

другим указания. Его основная цель – оказать помощь, обеспечить совместный анализ и

поиск эффективных путей решения проблемы, предоставить возможность собеседнику

делать собственный выбор и нести за него ответственность.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА».

«Устав школы, правила поведения учащегося»

«Твои интересы и увлечения»

«Всегда ли ты поступаешь правильно?»

«Занятость на каникулах. Как я провел каникулы»

«Правила поведения в общественных местах»

«Умей сказать: «нет!»

«Мои недостатки»

«Я и мои друзья»

«Наши чувства и действия»

«Последствия самовольного ухода из школы, из дома»

«Опасность потребления никотиносодержащей продукции» - на эту тему рекомендую

обратить особое внимание, так данная проблема среди подростков сейчас очень

злободневна. Начиная с 4-5 класса дети потребляют никотиносодержащие смеси, не зная и

не понимая, какой вред они могут нанести их организму (тахикардия, головокружения)

Среди тем профилактических бесед с обучающимися еще обращу внимание на такую

тему, как «Безопасность в социальных сетях и сети Интернет и сетевой этикет». Ведь

именно по средствам социальных сетей подростки вовлекаются в всевозможные группы:

группы смерти, депрессивные групп (суицидальные), группы с сексуальным подтекстом,

группы, занимающиеся вербовкой детей и другие. Также в социальных сетях подростки

выставляют видео, порочащее честь и достоинство , как самих себя , так и других людей.

Мат, оскорбления, курение, употребление алкоголя – это все можно увидеть в сторис и на

видео, которые выложили подростки на своих страницах, сами не понимая, что творят.

Контроль посещаемости занятий.

Ежедневный контроль за посещаемостью занятий обучающихся группы риска. Каждое

утро на 1 уроке классный руководитель проверяет присутствие обучающихся на занятиях.

В случае отсутствия обучающегося в школе, классный руководитель звонит родителям с

целью выяснить причины отсутствия на занятиях в школе. Если до родителей все-таки

дозвониться не удается, сообщает об этом социальному педагогу. В таких случаях

необходимо выйти в семью, чтобы проверить, где находится ребенок. Если и в этом

случае не удается определить, где находится ребенок- необходимо сообщить в ОПДН.

Посещение по месту жительства.

Посещение по месту жительство происходит по следующим причинам:

1. Постановка несовершеннолетнего на различные виды учета

2. Пропуски уроков несовершеннолетним, нарушение правил поведения, внутреннего

распорядка школы (срыв уроков, конфликты с одноклассниками, учителями). В таком

случае организует проверку ребенка по месту жительства для выяснения условий его

проживания и знакомства с семьей.

3. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих надлежащим образом

обязанности по воспитанию, содержанию или обучению детей, допускающих жестокое

обращение с детьми.

4. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение родителей, на невыполнение

ими родительских обязанностей. Жалоба может быть обоснованной либо откровенной

кляузой, от этого никто не застрахован. Для того чтобы выяснить полную картину

событий, нужно посетить семью по месту жительства.

Привлечение

к

занятости

в

кружках

и

секциях,

помощь

в

организации

каникулярной занятости.

Родители,

занятые

поиском

дополнительного

дохода,

перегруженные

бытовыми

проблемами, не могут уделить детям достаточного внимания. Дети предоставлены сами

себе. Следовательно, растёт безнадзорность детей.

Задача школы- заинтересовать ребенка, не дать возможность ему попасть в дурную

компанию, «Заставить звучать» внутренний мир каждого ребёнка, помочь раскрыться его

индивидуальности, создать атмосферу доверия, дать возможность проявить себя, помочь

преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что-либо создать.

В этом поможет вовлечение детей в кружки, в спортивные секции, в организацию и

проведение внеклассных мероприятий в школе. Дети будут занято и это убережет их от

бесцельного проведения свободного времени, от совершения дурных поступков.

Организация

досуговой

и

трудовой

занятости

в

летний

период

предоставляет

несовершеннолетним идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных

поведенческих и социальных ролей, что является важнейшим психолого-педагогическим

посылом

для

организации

эффективной

первичной

профилактической

работы

с

обучающимся.

В заключение следует отметить важные составляющие: индивидуальный подход к

каждому

из

несовершеннолетних,

тесное

взаимодействие

с

семьей

ребенка,

неравнодушное участие в его судьбе могут дать положительный результат: изменение

поведения несовершеннолетнего и переход его из категории «группы риска» в число

благополучных детей.

Стремитесь делать тихое добро

Не ради похвалы или награды.

В пример им выдвижения не ради

Дарите людям знанье и тепло

Стремитесь делать все не на показ,

Пусть искренни порывы Ваши будут,

Сознанье чье-то пусть они разбудят.

И частота исходит пусть от Вас.



В раздел образования