Напоминание

конспект урока по теме "Олимпийские игры"


Автор: Шавва Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Шеломовская СОШ"
Населённый пункт: с.Шеломы
Наименование материала: конспект урока по теме "Олимпийские игры"
Тема: конспект урока по теме "Олимпийские игры"
Раздел: полное образование





Назад




Тема урока. Олимпийские игры в древности

Цели: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми

спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с

текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ;

пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: карта «Древняя Греция»

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1.

Оргмомент

2.

Опрос

1. Почему греки покидали родину и отправлялись в заморские страны? Кто

покидал и по каким причинам?

3. Изучение нового материала

Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность,

религия. Боги Древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции

устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые

первые игры? Мы узнаем на уроке.

Задача для учащихся: познакомиться с историей Олимпийских игр.

1.

Общие сведения об Олимпийских играх.

Олимпийские игры зародились в Древней Греции.

- найти город Олимпию.

Знаменитые игры проводились один раз в четыре года в Олимпии — отсюда

их название. Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э.

В память о древних Олимпийских играх в наши дни устраиваются

спортивные состязания. Они также называются Олимпийскими играми, но

проводятся не в Олимпии, а в разных городах мира (в том числе в 1980 г. в

Москве).

Вы знаете, что в Греции, или, как ее называли сами греки, Элладе, было

много

самостоятельных

государств

полисов.

Часто

между

ними

происходили войны. В год Олимпийских игр объявлялся священный мир,

дороги становились совершенно безопасными. Даже греческие пираты

прекращали нападать на корабли, грабить и захватывать людей. Все спешили

в Олимпию... Надев дорожные шляпы и взяв в руки палки, греки покидали на

время свои города: они шли пешком, или ехали на повозках, или плыли на

кораблях. Приходили, приезжали, приплывали отовсюду — изо всех уголков

балканской Греции, с островов Эгейского моря, из греческих городов Малой

Азии, даже из самых отдаленных колоний. Это был любимый праздник всех

эллинов, он заставлял их вспомнить, что все они принадлежат к одному

народу, говорят на одном языке, веруют в одних богов. Что же они могли

увидеть в Олимпии?»

Рассматривается рисунок «Олимпия» (с. 152):

по одному из преданий,

именно Зевс учредил Олимпийские игры (миф о победе Зевса над Кроном, с.

151), поэтому здесь и был возведен главный храм Зевса. Великолепный, укра-

шенный колоннами, он производил сильное впечатление.

2.

Участники и зрители Олимпийских игр.

В играх могли участвовать только свободные греки, граждане того или иного

полиса: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало

обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было трениро-

ваться день за днем в родном городе, а потом ровно за месяц до открытия игр

прибыть в Элиду (область, где расположена Олимпия) и еще там

тренироваться этот последний месяц.

- Почему обычно участниками игр становились люди богатые или хотя бы

зажиточные (т. е. обладающие достатком, не бедные

Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в

качестве зрителей (можно включить в изложение приведенное в учебнике

предание о смелой гречанке, проникшей в Олимпию в мужской одежде).

3.

Порядок проведения и виды состязаний.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней: в первый

день было торжественное открытие игр, затем три дня проводились состяза-

ния, а последний день отводился для раздачи наград и чествования

победителей.

Рассматривается

рисунок

«Древнегреческий

стадион...»

(с.

150).

Большинство

состязаний

проходило

на

стадионе,

который

имел

продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма, с

других сторон делались земляные насыпи. Мест для сидения первоначально

не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях.

Позже стали устраивать места с проходами. Плату за посещение стадиона не

брали.

С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи

в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех

городов

Греции.

Зрители

приветствовали

их

громкими

криками

и

рукоплесканиями. Многие состязания устраивались под музыку.

Учитель может рассказать о пятиборье, в которое входили пять видов

состязаний (отсюда и название — пятиборье).

Рассматривается рисунок «Бегуны и судья» (с. 149). Пятиборье начиналось с

бега. Участники состязаний по команде: «Занять место нога к ноге!» —

становились на свои места на дорожке. Случалось, что, ожидая сигнала к

бегу, один из атлетов раньше времени срывался с места. Судья тут же бил его

хлыстом.

О скорости бегунов в древности рассказывали невероятные истории: был

будто бы атлет, которого видели только в начале и в конце дорожки,

посередине его никто не успевал заметить — так быстро он бежал; другой

бегун мог обогнать зайца; третий бежал так легко и быстро, что не оставлял

следов на песке.

При прыжках в длину атлеты для усиления толчка пользовались каменными

или свинцовыми гантелями. В момент отталкивания прыгун выбрасывал

вперед резким движением руки, в которых были зажаты гантели: это будто

бы помогало прыгнуть на большее расстояние.

Рассматривается рисунок «Метатель диска и судья с хлыстом» (с. 153). На

беговой дорожке устраивались и состязания по метанию диска и копья (это

были третий и четвертый виды состязаний в пятиборье). Диски были

каменными или бронзовыми, самые большие диски весили более 5 кг.

Рассматривается рисунок «Борцы» (с. 150). Пятым состязанием была борьба

Рассматривается рисунок «На ипподроме в Олимпии» (с. 153).

Гонки

колесниц проводились не на стадионе, а на ипподроме. По сигналу трубы

возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы

сделать 12 кругов по ипподрому (около

13 км. Бешеная скорость коней, мастерство умелых и бесстрашных возниц

делали гонки захватывающим зрелищем. Обычно в гонках колесниц

участвовали только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей

стоило баснословно дорого. При этом владелец упряжки мог сам не

участвовать в состязании, в любом случае победа присуждалась ему, а не

возничему.

Самыми опасными в ходе колесничных гонок были те места, где требовалось

обогнуть поворотный столб; один из поворотных столбов виден на рисунке

(с. 153). Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился проехать

как можно ближе к столбу. Но столбы имели широкое основание, за которое

легко

было

задеть

колесом.

В

таком

случае

колесница

обычно

переворачивалась, а сзади напирали соперники: происходило столкновение,

свалка, и дело кончалось увечьями и ранами. Случалось, что на повороте при

объезде одного из столбов лошади чего-то пугались, становились на дыбы и

даже опытному и искусному возничему трудно было с ними совладать. В

наши дни ученые пришли к выводу, что, обогнув этот столб, лошади

поворачивались мордами к солнцу, лучи которого внезапно ударяли им в

глаза. Сами же греки утверждали, что в столб вселился злой дух по имени

Лошадиный ужас. Поэтому все возничие перед состязанием приносили злому

духу жертвы, стремясь задобрить его.

Необходимо отметить, что наряду с пятиборьем и конскими бегами в

Олимпии проводились и другие состязания (например, кулачный бой, бег с

оружием).

О пятом дне праздника и возвращении победителей в родные города учитель

может рассказать по учебнику.

Закрепление.

? Как часто проводились Олимпийские игры? Когда состоялись первые

Олимпийские игры? Покажите на карте, где проводились игры. Кто мог

участвовать в них? Кому это было запрещено? Какие существовали

обязательные условия подготовки к играм для каждого атлета? Почему

участники и зрители Олимпийских игр могли не бояться того, что будут

убиты или захвачены в плен на пути в Олимпию? Сколько дней

продолжались игры? Какие виды состязаний вы запомнили? Как и чем

награждали победителей?

? Найдите двенадцать ошибок.

Один древний грек рассказывал внукам:

«Как сейчас помню, 450-й г. до н. э. был годом Олимпийских игр. За пять лет

до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих

Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где

родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком,

поскольку денег на оплату повозки у меня не было.

Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в

Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С ее

вершины дул пронизывающий ветер, особенно мерзли женщины, которые

составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на

Олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место

на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что

лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний

были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих

движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошел в

мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда —

венок из золотых листьев.

На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых

продолжались Олимпийские игры».

Какие ошибки содержатся в рассказе древнего грека?

Ошибки таковы: 1) древний грек не мог пользоваться счетом лет от

Рождества Христова, придуманным намного позже; 2) интервал между двумя

Олимпиадами составлял не пять, а четыре года; 3) жителю города Сиракузы,

расположенного на острове Сицилия, нельзя дойти пешком до Олимпии; 4)

игры проводились в разгар лета, а не осенью; 5) Олимпия расположена в

Южной Греции, на большом расстоянии от горы Олимп; 6) женщины не

допускались на Олимпийские игры даже в качестве зрителей; 7) посещение

игр было бесплатным, входных билетов не существовало; 8) пятиборье

проводилось не на ипподроме, а на стадионе; 9) атлеты выступали

обнаженными; 10) в греческих полисах скифы не имели гражданских прав и

потому к участию в общеэллинских играх не допускались; 11) победный

венок был не золотым, а из ветвей оливы; 12) Олимпийские игры

продолжались не десять, а пять дней.

Домашнее задание. § 33.



В раздел образования