Автор: Шавва Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Шеломовская СОШ"
Населённый пункт: с.Шеломы
Наименование материала: конспект урока по теме "Олимпийские игры"
Тема: конспект урока по теме "Олимпийские игры"
Раздел: полное образование
Тема урока. Олимпийские игры в древности
Цели: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми
спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с
текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ;
пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.
Оборудование: карта «Древняя Греция»
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1.
Оргмомент
2.
Опрос
1. Почему греки покидали родину и отправлялись в заморские страны? Кто
покидал и по каким причинам?
3. Изучение нового материала
Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность,
религия. Боги Древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции
устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые
первые игры? Мы узнаем на уроке.
Задача для учащихся: познакомиться с историей Олимпийских игр.
1.
Общие сведения об Олимпийских играх.
Олимпийские игры зародились в Древней Греции.
- найти город Олимпию.
Знаменитые игры проводились один раз в четыре года в Олимпии — отсюда
их название. Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э.
В память о древних Олимпийских играх в наши дни устраиваются
спортивные состязания. Они также называются Олимпийскими играми, но
проводятся не в Олимпии, а в разных городах мира (в том числе в 1980 г. в
Москве).
Вы знаете, что в Греции, или, как ее называли сами греки, Элладе, было
много
самостоятельных
государств
—
полисов.
Часто
между
ними
происходили войны. В год Олимпийских игр объявлялся священный мир,
дороги становились совершенно безопасными. Даже греческие пираты
прекращали нападать на корабли, грабить и захватывать людей. Все спешили
в Олимпию... Надев дорожные шляпы и взяв в руки палки, греки покидали на
время свои города: они шли пешком, или ехали на повозках, или плыли на
кораблях. Приходили, приезжали, приплывали отовсюду — изо всех уголков
балканской Греции, с островов Эгейского моря, из греческих городов Малой
Азии, даже из самых отдаленных колоний. Это был любимый праздник всех
эллинов, он заставлял их вспомнить, что все они принадлежат к одному
народу, говорят на одном языке, веруют в одних богов. Что же они могли
увидеть в Олимпии?»
Рассматривается рисунок «Олимпия» (с. 152):
по одному из преданий,
именно Зевс учредил Олимпийские игры (миф о победе Зевса над Кроном, с.
151), поэтому здесь и был возведен главный храм Зевса. Великолепный, укра-
шенный колоннами, он производил сильное впечатление.
2.
Участники и зрители Олимпийских игр.
В играх могли участвовать только свободные греки, граждане того или иного
полиса: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало
обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было трениро-
ваться день за днем в родном городе, а потом ровно за месяц до открытия игр
прибыть в Элиду (область, где расположена Олимпия) и еще там
тренироваться этот последний месяц.
- Почему обычно участниками игр становились люди богатые или хотя бы
зажиточные (т. е. обладающие достатком, не бедные
Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх даже в
качестве зрителей (можно включить в изложение приведенное в учебнике
предание о смелой гречанке, проникшей в Олимпию в мужской одежде).
3.
Порядок проведения и виды состязаний.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней: в первый
день было торжественное открытие игр, затем три дня проводились состяза-
ния, а последний день отводился для раздачи наград и чествования
победителей.
Рассматривается
рисунок
«Древнегреческий
стадион...»
(с.
150).
Большинство
состязаний
проходило
на
стадионе,
который
имел
продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма, с
других сторон делались земляные насыпи. Мест для сидения первоначально
не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях.
Позже стали устраивать места с проходами. Плату за посещение стадиона не
брали.
С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи
в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех
городов
Греции.
Зрители
приветствовали
их
громкими
криками
и
рукоплесканиями. Многие состязания устраивались под музыку.
Учитель может рассказать о пятиборье, в которое входили пять видов
состязаний (отсюда и название — пятиборье).
Рассматривается рисунок «Бегуны и судья» (с. 149). Пятиборье начиналось с
бега. Участники состязаний по команде: «Занять место нога к ноге!» —
становились на свои места на дорожке. Случалось, что, ожидая сигнала к
бегу, один из атлетов раньше времени срывался с места. Судья тут же бил его
хлыстом.
О скорости бегунов в древности рассказывали невероятные истории: был
будто бы атлет, которого видели только в начале и в конце дорожки,
посередине его никто не успевал заметить — так быстро он бежал; другой
бегун мог обогнать зайца; третий бежал так легко и быстро, что не оставлял
следов на песке.
При прыжках в длину атлеты для усиления толчка пользовались каменными
или свинцовыми гантелями. В момент отталкивания прыгун выбрасывал
вперед резким движением руки, в которых были зажаты гантели: это будто
бы помогало прыгнуть на большее расстояние.
Рассматривается рисунок «Метатель диска и судья с хлыстом» (с. 153). На
беговой дорожке устраивались и состязания по метанию диска и копья (это
были третий и четвертый виды состязаний в пятиборье). Диски были
каменными или бронзовыми, самые большие диски весили более 5 кг.
Рассматривается рисунок «Борцы» (с. 150). Пятым состязанием была борьба
Рассматривается рисунок «На ипподроме в Олимпии» (с. 153).
Гонки
колесниц проводились не на стадионе, а на ипподроме. По сигналу трубы
возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед, чтобы
сделать 12 кругов по ипподрому (около
13 км. Бешеная скорость коней, мастерство умелых и бесстрашных возниц
делали гонки захватывающим зрелищем. Обычно в гонках колесниц
участвовали только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей
стоило баснословно дорого. При этом владелец упряжки мог сам не
участвовать в состязании, в любом случае победа присуждалась ему, а не
возничему.
Самыми опасными в ходе колесничных гонок были те места, где требовалось
обогнуть поворотный столб; один из поворотных столбов виден на рисунке
(с. 153). Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился проехать
как можно ближе к столбу. Но столбы имели широкое основание, за которое
легко
было
задеть
колесом.
В
таком
случае
колесница
обычно
переворачивалась, а сзади напирали соперники: происходило столкновение,
свалка, и дело кончалось увечьями и ранами. Случалось, что на повороте при
объезде одного из столбов лошади чего-то пугались, становились на дыбы и
даже опытному и искусному возничему трудно было с ними совладать. В
наши дни ученые пришли к выводу, что, обогнув этот столб, лошади
поворачивались мордами к солнцу, лучи которого внезапно ударяли им в
глаза. Сами же греки утверждали, что в столб вселился злой дух по имени
Лошадиный ужас. Поэтому все возничие перед состязанием приносили злому
духу жертвы, стремясь задобрить его.
Необходимо отметить, что наряду с пятиборьем и конскими бегами в
Олимпии проводились и другие состязания (например, кулачный бой, бег с
оружием).
О пятом дне праздника и возвращении победителей в родные города учитель
может рассказать по учебнику.
Закрепление.
? Как часто проводились Олимпийские игры? Когда состоялись первые
Олимпийские игры? Покажите на карте, где проводились игры. Кто мог
участвовать в них? Кому это было запрещено? Какие существовали
обязательные условия подготовки к играм для каждого атлета? Почему
участники и зрители Олимпийских игр могли не бояться того, что будут
убиты или захвачены в плен на пути в Олимпию? Сколько дней
продолжались игры? Какие виды состязаний вы запомнили? Как и чем
награждали победителей?
? Найдите двенадцать ошибок.
Один древний грек рассказывал внукам:
«Как сейчас помню, 450-й г. до н. э. был годом Олимпийских игр. За пять лет
до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих
Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где
родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком,
поскольку денег на оплату повозки у меня не было.
Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в
Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С ее
вершины дул пронизывающий ветер, особенно мерзли женщины, которые
составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на
Олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место
на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что
лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний
были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих
движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошел в
мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда —
венок из золотых листьев.
На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых
продолжались Олимпийские игры».
Какие ошибки содержатся в рассказе древнего грека?
Ошибки таковы: 1) древний грек не мог пользоваться счетом лет от
Рождества Христова, придуманным намного позже; 2) интервал между двумя
Олимпиадами составлял не пять, а четыре года; 3) жителю города Сиракузы,
расположенного на острове Сицилия, нельзя дойти пешком до Олимпии; 4)
игры проводились в разгар лета, а не осенью; 5) Олимпия расположена в
Южной Греции, на большом расстоянии от горы Олимп; 6) женщины не
допускались на Олимпийские игры даже в качестве зрителей; 7) посещение
игр было бесплатным, входных билетов не существовало; 8) пятиборье
проводилось не на ипподроме, а на стадионе; 9) атлеты выступали
обнаженными; 10) в греческих полисах скифы не имели гражданских прав и
потому к участию в общеэллинских играх не допускались; 11) победный
венок был не золотым, а из ветвей оливы; 12) Олимпийские игры
продолжались не десять, а пять дней.
Домашнее задание. § 33.