Напоминание

Методика обучения диалогической речи на осетинском языке в 5 – 9 классах


Автор: Хуриева Жанна Курмановна
Должность: учитель родного (осетинского) языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения диалогической речи на осетинском языке в 5 – 9 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Методика обучения диалогической речи на осетинском языке в 5 – 9

классах

Автор: учитель родного (осетинского)языка

МБОУ СОШ№11 г. Владикавказ Хуриева Ж.К.

В настоящее время обучение осетинскому языку, осуществляется на

основе двух программ: программы по осетинскому языку для 5 – 11 классов .

В программе по осетинскому языку для обучения осетинскому языку

сформулирована следующим образом: «научить школьников практически

владеть

осетинским

языком,

пользоваться

осетинской

речью

в

производственной

и

общественной

деятельности

как

средством

межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в

школе.

Задачи преподавания осетинского языка в школе определены так:

- дать определённый круг знаний о строе осетинского языка, его

структуре, уровнях и единицах ( фонемах, морфемах, лексемах, типах

словосочетаний и предложений ), сформировать навыки конструирования

единиц речи ( высказываний и сложных синтаксических целых ), построения

типов речи ( повествование, описание, рассуждение ) в устной и письменной

форме и использования их в связной речи с учётом стилистических норм, а

также целей и условий языковой коммуникации;

- выработать прочные орфоэпические, интонационные, орфографические

и пунктуационные навыки, привить навыки в различных видах чтения;

- пробудить интерес к изучению осетинского языка, стремление овладеть

им.

Обучению речевой деятельности в данной программе уделяется большое

внимание. В программе указано, что: «Обучение связной речи – построению

высказывания в устной или письменной форме – процесс сложный,

многоаспектный, поэтому он находится в центре внимания при изучении

всех программных разделов.»

В программе предусмотрена специальная работа по развитию речи,

которая должна проводиться систематически на протяжении изучения всего

курса.

Большое внимание уделяется и обучению устной речи, в частности устной

диалогической речи.

Так, в программе 5 класса запланированы такие виды работ по развитию

устной диалогической речи:

- составление диалогов на заданную тему, например: «Работа ученической

бригады», «Прошлое моего народа», «Я люблю свой родной язык».

В связи с этим у учащихся должны быть сформированы следующие

умения и навыки устной диалогической речи:

- отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту,

картине, диафильму;

- вести беседу, подавая реплики – стимулы и ответные развёрнутые

реплики по предъявляемой теме, тексту или ситуации.

В программе для 6 класса предусмотрено обучение развёрнутым ответам

на вопросы по содержанию прочитанных текстов.

У учащихся должны быть сформированы умения и навыки принимать

участие

в

беседе

о

прочитанных

книгах,

просмотренных

теле-

и

кинофильмах, спектаклях, концертах, прослушанных радиопередачах.

В программе для 7 класса предусмотрен такой вид работы по развитию

устной диалогической речи, как ответы – рассуждения по изученным

грамматическим темам.

У учащихся должны быть сформированы следующие основные умения и

навыки устной диалогической речи:

- вести диалог – беседу и диалог – расспрос с использованием реплик

переспроса, сомнения, согласия, отрицания, утверждения, осуждения и

одобрения;

Вести диалог – дискуссию на основе прочитанного текста или увиденного

кино - , телефильма.

В 8 классе учащиеся должны уметь давать ответы – рассуждения на

вопросы по картине, диафильму, теле- и кинофильму и участвовать в

диалогах – дискуссиях (задавать вопросы, аргументировано опровергать

чужую точку зрения и доказывать свою).

В 9 классе учащиеся должны владеть умениями пользоваться всеми

видами реплик-вопросов и реплик-ответов, развёртывать реплики, подавать

реплики-стимулы,

строить

реплики-оценки,

развёртывать

убеждающие

реплики и уметь аргументировать свою точку зрения в диалогах –

дискуссиях.

И, наконец в 10 – 11 классах учащиеся должны научиться давать

развёрнутые ответы на вопросы проблемного характера. И у них должны

быть сформированы умения активно участвовать в беседах на темы,

связанные

с

жизнью,

трудом

учащихся,

прочитанными,

изученными

произведениями, просмотренными кинофильмами, спектаклями.

Рассмотрим программу по осетинскому языку для 5 – 11 классов.

Особенностью этой программы является то, что в ней есть специальная

программа по развитию речи (обучению речевому общению). В этой

программе также предусмотрена систематическая работа по обучению

диалогической речи, содержание которой осложняется из класса в класс. Так,

например:

-

в

5

классе

планируется

обучение

учащихся

воспроизведению

диалогических

единств

различных

типов

по

образцу;

дополнение

недостающих реплик диалогов (реплик-стимулов или реплик-реакций) ;

-

в

6

классе

планируется

обучение

учащихся

воспроизведению

высказываний (текстов). Воспроизведению диалогов на различные темы,

варьирование диалога в различных ситуациях; продолжение диалога по

данному началу. Воспроизведение начала диалога по данному концу. Устное

воспроизведение связного текста;

- в программе 7 класса планируется совершенствование навыков

производства

речевых

высказываний

в

различных

сферах

общения.

межличностном общение и общение с аудиторией, группой людей в качестве

зрителя, участника встреч с актёрами, с писателями и т.д. Учебно-научное

общение на уроках, во внеурочное время в кружках, на лекциях, на вечерах

встреч с интересными людьми и т.д.

- программа 8 класса предполагает умение общаться во всех сферах жизни

и деятельности.

- программа 9 класса планирует совершенствование навыков устной речи:

умение участвовать в диалоге, в непринуждённой дружеской и официальной

беседе, умение участвовать в дискуссии, диспуте. Умение дать и взять

интервью.

- программа 10 – 11 классов предполагает обобщение и систематизацию

ранее усвоенных знаний. Программа включает в себя такие разделы: «Язык и

речь», «Речь. Речевая деятельность», «Стили речи».

При этом из класса в класс осложняются и коммуникативные задачи. Так в

5 классе предложены такие коммуникативные задачи и виды речевых

высказываний в устной диалогической речи: диалоги этикетного характера ;

диалоги – запрос информации; диалоги – обмен информацией; диалоги и

беседы на темы школьной и окружающей жизни; разговор по телефону;

краткие и развёрнутые ответы на вопросы по изучаемому грамматическому

материалу, по прочитанному тексту, по рисункам, картине с использованием

изученных слов, грамматических форм и типов предложений; вопросы

обиходного характера и связанные с совместной учебной деятельностью

учащихся; беседа по содержанию изучаемого языкового материала; беседа по

прочитанному тексту, по картине.

В 8 классе выделяются такие коммуникативные задачи и виды речевых

высказываний (текстов): участие в дискуссии по проблемам экологии, по

проблемам молодёжи, общественным и нравственным проблемам; умение

доказать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение тактично

опровергнуть мнение оппонента; умение объяснить собеседнику свою мысль,

убедить его в чём-либо, воздействовать на мысли чувства, вызвать

определённый эмоциональный настрой; участие в диспуте или читательской

конференции по книге.

Таким образом, анализ показывает, что программы по осетинскому языку

для 5 – 11 классов уделяют большое внимание обучению учащихся речевому

общению на языке и в том числе обучению устной диалогической речи.



В раздел образования