Автор: Хуриева Жанна Курмановна
Должность: учитель родного (осетинского) языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения диалогической речи на осетинском языке в 5 – 9 классах
Раздел: среднее образование
Методика обучения диалогической речи на осетинском языке в 5 – 9
классах
Автор: учитель родного (осетинского)языка
МБОУ СОШ№11 г. Владикавказ Хуриева Ж.К.
В настоящее время обучение осетинскому языку, осуществляется на
основе двух программ: программы по осетинскому языку для 5 – 11 классов .
В программе по осетинскому языку для обучения осетинскому языку
сформулирована следующим образом: «научить школьников практически
владеть
осетинским
языком,
пользоваться
осетинской
речью
в
производственной
и
общественной
деятельности
как
средством
межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в
школе.
Задачи преподавания осетинского языка в школе определены так:
- дать определённый круг знаний о строе осетинского языка, его
структуре, уровнях и единицах ( фонемах, морфемах, лексемах, типах
словосочетаний и предложений ), сформировать навыки конструирования
единиц речи ( высказываний и сложных синтаксических целых ), построения
типов речи ( повествование, описание, рассуждение ) в устной и письменной
форме и использования их в связной речи с учётом стилистических норм, а
также целей и условий языковой коммуникации;
- выработать прочные орфоэпические, интонационные, орфографические
и пунктуационные навыки, привить навыки в различных видах чтения;
- пробудить интерес к изучению осетинского языка, стремление овладеть
им.
Обучению речевой деятельности в данной программе уделяется большое
внимание. В программе указано, что: «Обучение связной речи – построению
высказывания в устной или письменной форме – процесс сложный,
многоаспектный, поэтому он находится в центре внимания при изучении
всех программных разделов.»
В программе предусмотрена специальная работа по развитию речи,
которая должна проводиться систематически на протяжении изучения всего
курса.
Большое внимание уделяется и обучению устной речи, в частности устной
диалогической речи.
Так, в программе 5 класса запланированы такие виды работ по развитию
устной диалогической речи:
- составление диалогов на заданную тему, например: «Работа ученической
бригады», «Прошлое моего народа», «Я люблю свой родной язык».
В связи с этим у учащихся должны быть сформированы следующие
умения и навыки устной диалогической речи:
- отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту,
картине, диафильму;
- вести беседу, подавая реплики – стимулы и ответные развёрнутые
реплики по предъявляемой теме, тексту или ситуации.
В программе для 6 класса предусмотрено обучение развёрнутым ответам
на вопросы по содержанию прочитанных текстов.
У учащихся должны быть сформированы умения и навыки принимать
участие
в
беседе
о
прочитанных
книгах,
просмотренных
теле-
и
кинофильмах, спектаклях, концертах, прослушанных радиопередачах.
В программе для 7 класса предусмотрен такой вид работы по развитию
устной диалогической речи, как ответы – рассуждения по изученным
грамматическим темам.
У учащихся должны быть сформированы следующие основные умения и
навыки устной диалогической речи:
- вести диалог – беседу и диалог – расспрос с использованием реплик
переспроса, сомнения, согласия, отрицания, утверждения, осуждения и
одобрения;
Вести диалог – дискуссию на основе прочитанного текста или увиденного
кино - , телефильма.
В 8 классе учащиеся должны уметь давать ответы – рассуждения на
вопросы по картине, диафильму, теле- и кинофильму и участвовать в
диалогах – дискуссиях (задавать вопросы, аргументировано опровергать
чужую точку зрения и доказывать свою).
В 9 классе учащиеся должны владеть умениями пользоваться всеми
видами реплик-вопросов и реплик-ответов, развёртывать реплики, подавать
реплики-стимулы,
строить
реплики-оценки,
развёртывать
убеждающие
реплики и уметь аргументировать свою точку зрения в диалогах –
дискуссиях.
И, наконец в 10 – 11 классах учащиеся должны научиться давать
развёрнутые ответы на вопросы проблемного характера. И у них должны
быть сформированы умения активно участвовать в беседах на темы,
связанные
с
жизнью,
трудом
учащихся,
прочитанными,
изученными
произведениями, просмотренными кинофильмами, спектаклями.
Рассмотрим программу по осетинскому языку для 5 – 11 классов.
Особенностью этой программы является то, что в ней есть специальная
программа по развитию речи (обучению речевому общению). В этой
программе также предусмотрена систематическая работа по обучению
диалогической речи, содержание которой осложняется из класса в класс. Так,
например:
-
в
5
классе
планируется
обучение
учащихся
воспроизведению
диалогических
единств
различных
типов
по
образцу;
дополнение
недостающих реплик диалогов (реплик-стимулов или реплик-реакций) ;
-
в
6
классе
планируется
обучение
учащихся
воспроизведению
высказываний (текстов). Воспроизведению диалогов на различные темы,
варьирование диалога в различных ситуациях; продолжение диалога по
данному началу. Воспроизведение начала диалога по данному концу. Устное
воспроизведение связного текста;
- в программе 7 класса планируется совершенствование навыков
производства
речевых
высказываний
в
различных
сферах
общения.
межличностном общение и общение с аудиторией, группой людей в качестве
зрителя, участника встреч с актёрами, с писателями и т.д. Учебно-научное
общение на уроках, во внеурочное время в кружках, на лекциях, на вечерах
встреч с интересными людьми и т.д.
- программа 8 класса предполагает умение общаться во всех сферах жизни
и деятельности.
- программа 9 класса планирует совершенствование навыков устной речи:
умение участвовать в диалоге, в непринуждённой дружеской и официальной
беседе, умение участвовать в дискуссии, диспуте. Умение дать и взять
интервью.
- программа 10 – 11 классов предполагает обобщение и систематизацию
ранее усвоенных знаний. Программа включает в себя такие разделы: «Язык и
речь», «Речь. Речевая деятельность», «Стили речи».
При этом из класса в класс осложняются и коммуникативные задачи. Так в
5 классе предложены такие коммуникативные задачи и виды речевых
высказываний в устной диалогической речи: диалоги этикетного характера ;
диалоги – запрос информации; диалоги – обмен информацией; диалоги и
беседы на темы школьной и окружающей жизни; разговор по телефону;
краткие и развёрнутые ответы на вопросы по изучаемому грамматическому
материалу, по прочитанному тексту, по рисункам, картине с использованием
изученных слов, грамматических форм и типов предложений; вопросы
обиходного характера и связанные с совместной учебной деятельностью
учащихся; беседа по содержанию изучаемого языкового материала; беседа по
прочитанному тексту, по картине.
В 8 классе выделяются такие коммуникативные задачи и виды речевых
высказываний (текстов): участие в дискуссии по проблемам экологии, по
проблемам молодёжи, общественным и нравственным проблемам; умение
доказать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение тактично
опровергнуть мнение оппонента; умение объяснить собеседнику свою мысль,
убедить его в чём-либо, воздействовать на мысли чувства, вызвать
определённый эмоциональный настрой; участие в диспуте или читательской
конференции по книге.
Таким образом, анализ показывает, что программы по осетинскому языку
для 5 – 11 классов уделяют большое внимание обучению учащихся речевому
общению на языке и в том числе обучению устной диалогической речи.