Напоминание

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках родного (осетинского) языка


Автор: Уртаева Оксана Александровна
Должность: учитель родного (осетинского) языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Доклад
Тема: Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках родного (осетинского) языка
Раздел: среднее образование





Назад




Этнокультурные

традиции

духовно-нравственного

воспитания

учащихся на уроках родного (осетинского) языка

Автор: учитель родного языка и литературы

МБОУ СОШ№11

Уртаева О.А.

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к

обращению

педагогической

мысли

к

разнообразию

и

богатству

этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к

традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание

подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма

затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура

любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный

потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного

развития общества.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык,

фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные

ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное

воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных

ценностей,

традиций,

социальных

норм

того

этноса,

представителем

которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной

частью

системы

воспитания

подрастающего

человека.

Использование

традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности

школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное,

нравственное, психическое, физическое развитие.

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня

педагогическую общественность в каждом регионе России. Школа, как

образовательное

учреждение,

выполняет

основную

часть

работы

в

этнокультурном воспитании.

Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего

свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без

приобщения к духовным богатствам своего народа.

Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как

воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то

положительное, что уже опробовано, испытано.

Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с

особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность

и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и

младшего школьного возраста.

Начинать воспитывать ребенка необходимо, как свидетельствуют

народные предписания, с самого раннего детства: «Дерево гнется, будучи

молодым побегом» (Бæлас талайæ тасы). Согласно этнопедагогическим

воззрениям осетинского народа, воспитание ребенка начинается уже в утробе

матери и во многом обусловлено ее внутренним, духовным миром,

обстановкой, в которой она живет. В традиционном осетинском обществе

будущая мать находилась под защитой народных табу и охранительных

обрядов; народная традиция предписывала потакание ее гастрономическим

пристрастиям, эмоциональному комфорту

Основой для формирования системы этнических ценностей

осетинского народа являлся исторический социальный опыт, народные

традиции, являющиеся сводом нормативных систем и регулирующие

поведение

людей.

Народные

установки,

рекомендации

и

понятия

о

воспитании были включены в широкий этнокультурный контекст, они

формулировались и обобщались посредством фольклора. В осетинских

сказках, загадках, поговорках, легендах, эпосе содержатся сюжеты и идеи

воспитательного характера. В них в художественной форме запечатлены

педагогические

закономерности,

факторы

и

средства

воспитания,

способствующие

становлению

гармонически

развитой

личности.

Эти

крупицы этнопедагогических знаний фольклорная традиция бережно хранила

и обогащала, а народная мудрость свидетельствовала, что нет худшей беды

для семьи, чем плохо воспитанные дети: «Ничто так не сокрушает сердце

родителя, как горечь от плохого потомства», – гласит осетинская пословица.

Основой благополучной судьбы человека, его телесного и душевного

здоровья осетины считали благополучное детство и мир в семье, где рос

ребенок. Поэтому молодым людям, вступающим в брак, осетины советовали

растить детей в любви и согласии, желали им быть многодетными

родителями. Осетинский свадебный обряд сопровождался пожеланием быть

родителями «семерых мальчиков и одной голубоглазой девочки»; за

свадебным столом старейшины просили для новобрачной у Создателя:

«Пусть доведется ей увидеть семь невест для своих семи сыновей, качать

люльки своих внуков!»: «Чтобы невеста была плодовита (многодетна), как

квочка!»; «Пусть будет, как медведица, домовита, как курица – плодовита»;

«Как птица крылатая, как курица (много) цыплят имеющая пусть будет!»

Апробированный веками воспитательный опыт показывал, что большой

семейный коллектив являлся наиболее благоприятной средой, оптимально

передающей

детям

социальный

опыт,

накопленный

предками.

Единственного ребенка, по народным наблюдениям, воспитывать сложней,

он менее защищен, а психика его больше подвержена стрессам. Трагедию

одинокого человека, не имевшего родни, лишенного защиты большой семьи

отразила широко известная в прошлом осетинская народная поэма «Об

одиноком»; а не менее известная пословица гласит: «Двух братьев и медведь

боится» (Дыууæ æ фсымæрæй арс дар тæрсы).

Осетинское народное творчество является живым, благотворным

источником народной мудрости. Оно заключает в себе не только огромную

эстетическую и этическую ценность, но и выполняет педагогические и

идейновоспитательные функции.

Фольклор всегда был «школой мужества, высокой человечности и

нравственной красоты, школой пробуждения духовных и физических сил

народа для осуществления его нравственных и общественных идеалов», был

школой образовательной и воспитательной

Говоря о значении народного воспитания, великий педагог Ушинский

писал:

«

Напрасно

мы

хотим

выдумывать

воспитание,

воспитание

существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам

народ,- с ним родилось, с ним выросло отразило в себе всю историю, нее его

лучшее и худшие качества, Это почва из которой выросли новые поколения

России, сменяя одно другим». Слова Ушинского полностью можно отнести и

к осетинскому народу.

Сегодня, в век радио и телевидения, кино и театра, при высоко

развитой художественной литературе, при широкой сети школ и детских

садов, мы даже не задумываемся над тем, каким путем наши дети

овладевают грамотой, проникают в мир науки и техники, обогащаются

духовно и физически, растут стойкими интернационалистами, беззаветно

любят свою Родину, свой народ.

Но когда речь заходит о том времени, когда осетины не имели своей

письменности, то вполне оправдан вопрос: как дети, поколение за

поколением на протяжении многих веков постигали народную мудрость,

что служило им заменой перечисленных выше источников познания,

выполняло их идеологические, воспитательные, Познавательные функции,

Народное творчество в широком смысле слова было и своеобразным

институтом трудового, физического и эстетического воспитания детей: игры,

пляски, изобразительное искусство, резьба по дереву, металлу и камню.

Развитию умственных способностей ребенка, его кругозора больше всего

способствовало народное словесное творчество. Фольклор уже с колыбели

раскрывал перед детьми целый мир, помогал им приобретать определенные

навыки: считать, определять цвета, прислушиваться и воспроизводить зуки

природы,

что

способствовало

развитию

их

музыкального

слуха,

любознательности, Чаще всего дети подрожали голосам птиц и животных, с

старились повторять их повадки и движения.

Известно, что «дети начинают воспринимать звуковые сигналы,

вырастая же, приходят к пониманию значения слов как символов конкретных

вещей и уже потом начинают понимать слова как символ предметов».

Постепенно

простое

звукоподражание

переходило

в

словесное,

т.е.

выражалось словами, напоминающими звуки, издаваемые птицей или

животным,

Педагогическая ценность народного творчества заключается в том,

что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми,

способствуют

формированию

у

них

первоначальных

нравственных

представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному

какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют

педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость

народных масс - этот важнейший источник народной педагогики.

Народная педагогика определена в научной литературе как

совокупность

знаний

и

навыков

воспитания,

передающаяся

в

этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном

творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со

взрослыми. Этнокультурное воспитание личности является центральной

проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей

родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого

народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

:

Литература

1. Бесаева Т. З. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением ребенка //

ИСОНИИ. Орджоникидзе, 1976. Вып. XXXI.

2. Гостиева Л. К. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской

семье (в конце ХIХ — начале ХХ вв.): Дисс. … канд. ист. наук. М., 1983.

3. Цаллагова З. Б. Этнопедагогическая афористика народов Северного

Кавказа. Владикавказ, 2011.

4. Канукова З. В. Предметный мир детства в традиционной культуре осетин //

Кавказоведение в XXI веке: проблемы, идеи, решения. Владикавказ, 2011. С.

167

-

179.

5. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов

преимущественно России. М., 1884.

6. Кокиев С. В. Записки о быте осетин // СМЭДЭМ. М., 1885. Вып. 1.

7. Уарзиаты В. С. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995.

8. Туганов М. С. Литературное наследие. Орджоникидзе, 1977.

9. Полевой материал автора, 2007.

10. Цаллагова З. Б. Осетины // Народы России: праздники, обычаи, обряды.

Энциклопедия. М., 2008. С. 54

-

56.

11. Хетагуров К. Особа. Этнографический очерк // Собр. соч.: в 3

-

х т.

Ор

джоникидзе, 1974. Т. II. С. 226

-

282.

12. Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. 3

-

е изд.

М., 2004.

13. Мисиков М. А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.

14. Цаллагова З. Б. Этнопедагогический потенциал нартского эпоса //

Культурное наследие народов Кавказа / Под ред. Ю. Д. Анчабадзе. М.

-

СПб.,

2014. С. 180

-

194.

15. Калоев Б. А., Цаллагова З. Б. Осетины. Культурное наследие народов

России. М., 2005.

16. Пфаф В. Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии // ССК. Тифлис,

1871. Т. 1. С. 127

-

176.



В раздел образования