Автор: Пачева Асият Абдуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ им.Х.К.Табухова
Населённый пункт: С.П.Анзорей Лескенского района КБР
Наименование материала: урок русского языка в 4 классе по ФГОС
Тема: "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование
Тема: Склонение имен прилагательных единственного числа (закрепление)
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о
прилагательном.
Задачи:
Образовательная: повысить уровень знаний детей по теме “Имя
прилагательное”, продолжать формировать умение находить прилагательное и
определять его грамматические признаки, уметь склонять имена
прилагательные с именами существительными.
Развивающая : развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и
обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать
орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к русскому языку.
Воспитывать стремление детей к достижению успехов в учебе, умению
адекватно оценивать свой труд.
Тип урока: урок развивающего контроля (Цели: деятельностная: научить детей
способам
самоконтроля
и взаимоконтроля,
формировать
способности,
позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка
знания,
умений,
приобретенных
навыков
и
самопроверка учеников.
Структура урока: актуализация знаний и обобщение видов затруднений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- склонять имена прилагательные;
- писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора
имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том
же падеже;
- правильно определять падеж имени прилагательного и по падежу и роду уметь
писать окончание прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- искать и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге на
уроке;
Регулятивные:
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с
заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного
материала;
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным
признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
строить рассуждения.
Личностные:
- оценивать усваиваемое содержание с точки зрения нравственно-этических
норм, обеспечивающих личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей;
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- презентация урока;
- карточки с заданием
Ход урока
1.Организационный момент
Цель: психологический настрой для интересной плодотворной работы.
2. Мобилизирующий этап.
Цель: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку.
Самоопределение к деятельности .
Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же …!
3. Этап формулировки темы и целей урока.
Цели: Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым
партнером учителя.
Какая у нас сегодня тема? Какую задачу поставим перед собой? Что бы вы
хотели узнать и чему научиться? (распознавать падежи имен прилагательных;
научиться правильно склонять прилагательные всех родов; правильно писать
окончания прилагательных).
4. Актуализация знаний учащихся.
Цель: Закрепить знания об имени прилагательном.
Работа в парах. Тест(раздаточный материал) Приложение
-Вспомним, что такое имя прилагательное? Роль прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить у прилагательного число, род, падеж?
Чистописание
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Запишите сочетания букв: ая,яя,ый,ий,ое,ее,ие,ые
Посмотрите внимательно. Что вы заметили? (Это окончания прилагательных).
Давайте вспомним, какие окончания к какому роду относятся. Молодцы!
Словарная работа (картинный диктант)
На экране отображаются предметы, ученики записывают. Проверка.
Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый автобус, корабль, ракета, самолёт,
трактор. (Проверка)
-Какое лишнее слово (жёлтый автобус). Почему? (Потому что словосочетание)
Определите род и число прилагательного. Как определить род и число
прилагательного? Правило.
а)Найти грамматическую основу и подчеркнуть. Над каждым словом
написать часть речи. (На доске)
Поблизости громко сигналила машина. Маленький хомячок мирно спал на
сухих опилках.
б)Определи число, склонение и падеж существительных. (На доске)_
У вербы- __ч. __скл.__п.
со стрелки - __ч. __ скл.__п.
без шурупа - __ч.__скл.__п.
из стали -__ч.__скл.__п.
на диване-__ч.__скл.__п.
от факела -__ч.__скл.__п.
у пасеки -__ч.__скл.__п.
о конюшне - __ч.__скл.__п.
в тексте - __ч.__скл.__п.
(Самопроверка. Самооценка)
5. Репродуктивно-поисковый этап.
Цель: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
-У вас на партах лежат карточки с несколькими заданиями. Посмотрите на них
внимательно и выполните
Карточка - 1
1.Просклоняй имена прилагательные и выдели окончание: простой, зимнее,
внешний, вкусный, прежнее, молодой.
2.Запиши имена прилагательные в Т.п. и П.п., выдели окончание: молодой лес,
сосновый бор, дальнее село, лисий хвост, золотой колос, доброе сердце.
3. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж имён прилагательных, поставь
вопрос и выдели окончание.
а) Настало морозн... утро.
б) Лучи солнечн… света играли на стекле.
в) Красив снежн… узор и в блеске утренн… солнца, и в синеве зимн… вечера.
г) Маленьк…, хрупк… растение с нежн… цветком.
- Приступаем к реализации второй цели нашего урока.
Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
Красивый наряд – 1 ряд
Белая снежинка – 2 ряд
Большое окно – 3 ряд
Проверить результаты и попробовать найти способ определения падежа у
имени прилагательного.
-Можно ли определить падеж по окончанию? Как можно определить падеж у
прилагательного? Докажите на примере данных словосочетаний.
Физминутка.
Цель: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей
напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
6. Поисково-творческий этап
Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова,
составлять связанные тексты, развивать творческое воображение, культуру
речи, память, внимание.
Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.
Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима
спустилась с гор. Показалось красное солнце. Я шел по узкой тропинке.
7.Работа по учебнику
а)Упр.78 стр 37 (развитие речи) –Составить из предложений текст и придумать
к нему заголовок.
б) Упр. 79 стр 37 Самостоятельная работа. 1 ряд -1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд
– 3 абзац.
Работа по электронному приложению к учебнику.
а) вставить пропущенные окончания- ою, -ой
б) определить падеж прилагательных
в) Словарная работа
Кастрюля, тарелка, вагон.
8. Аналитический этап
-Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
-Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Кому было трудно и почему?
-О какой части речи говорили на уроке?
– Что называется именем прилагательным?
- Как определяем падеж имени прилагательного?
– Дети, вы прекрасно работали на уроке. Спасибо вам.
Домашнее задание: (дифференцированное)
1.Составить 2 предложения с именами прилагательными, определить падеж
имен прилагательных.
2.Найти грамматическую основу предложений.
3.Написать морфологические признаки одного из прилагательных.
Приложение
1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
А. Кто? Что?
Б. Какой? Какая? Какое?
В. Что делает? Что сделает?
2. От слова какой части речи удобнее ставить вопрос к имени
прилагательному?
А. От глагола
Б. От имени существительного
В. От местоимения
3. Что такое имя прилагательное?
А.Часть слова
Б. Член предложения
В. Часть речи
4. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопросы:
А. Какой? В. Какая?
Б. Какие? Г. Какое?
5. Какие окончания у имён прилагательных среднего рода единственного
числа?
А. -ая, -яя В. -ый, -ий
Б. -ые, -ие Г. -ое, -ее
6. Какие окончания у имён прилагательных мужского рода единственного
числа?
А. -ая, -яя В. -ый, -ий
Б. -ые, -ие Г. -ое, -ее
7. Какие окончания у имён прилагательных женского рода единственного
числа?
А. -ая, -яя В. -ый, -ий
Б. -ые, -ие Г. -ое, -ее
8. Какие окончания у имён прилагательных множественного числа?
А. -ая, -яя В. -ый, -ий
Б. -ые, -ие Г. -ое, -ее
9. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
А. В единственном числе
Б. Во множественном числе
10. Укажите имена прилагательные
А. Цыплёнок Г. Почтовое
Б. Беговая Д. Тигровый
В. Играет Е. Вертолёт
11. Какие имена прилагательные образованы при помощи приставок?
А. Пришкольный В. Бесхвостый
Б. Зарубежный Г. Обеденный
12. Укажите имена прилагательные, у которых нельзя определить род.
А. Лыжная прогулка Г. Занимательные игры
Б. Скалистые берега Д. Ранний час
В. Ветвистое дерево Е. Лёгкие облака
13. Укажите имена прилагательные, стоящие в предложном падеже.
А. К раннему поезду В. Около загородного дома
Б. С кислым лимоном Д. О младшей сестре
14. Укажите имена прилагательные женского рода.
А. Сухое семечко В. Магический плащ
Б. Домашняя работа Г. Знакомые голоса
15. Укажите имена прилагательные единственного числа.
А. Большой В. Верхние
Б. Здоровые Г. Мягкая
16. Измени число имён прилагательных.
А. Рабочая - _______________________
Б. Маленькие - _____________________
В. Жёлтая - ________________________
Г. Сказочное - ______________________
Д. Основные - ______________________
17. Выбери верное утверждение.
А. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя
существительное
Б. Имя прилагательное стоит в том же роде и падеже, что и имя
существительное
18. Прочитайте текст, подчеркните имена прилагательные.
После первого зимнего снегопада мы вышли из маленькой деревеньки и
оправились на длинную прогулку. Дальняя извилистая дорожка привела нас к
дремучему еловому лесу. В еловом лесу мы издалека увидели настоящую серую
волчицу.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» им.Х.К.Табухова с.п.Анзорей
Урок в 4 классе по программе «Школа России» по русскому языку
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ им.Х.К.Табухова с.п.Анзорей
Пачева Асият Абдуловна