Напоминание

Конспект урока " Три склонения имени существительного"


Автор: Сусова Марина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №129
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока " Три склонения имени существительного"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

УМК «Планета знаний», Л.Я.Желтовская О.Б.Калинина

Урок с использованием приёмов технологии формирующего оценивания

Разработала учитель начальных классов

МБОУ Школы №129 г.о. Самара

Сусова Марина Алексеевна

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Три склонения имен существительных

Цель урока: ознакомление обучающихся с 1,2,3 склонением имени существительного

Задачи:

формировать представление о трёх склонениях имени существительного

развивать умение определять склонение имён существительных, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас,

познавательную сферу деятельности

создать условия для формирования умения определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации

плана и соотносить результат своей деятельности с поставленной целью

создать условия для формирования у учащихся умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной

ситуации

создать условия для организации учебного взаимодействия в паре, группе

Планируемые результаты:

Личностные(Л): формирование учебно-познавательной мотивации, учебно-познавательного интереса, адекватного понимания причин успеха

/ неуспеха в учебной деятельности.

Предметные(Пр.): уметь определять типы склонения существительных.

Регулятивные(Р): формирование навыков контроля, самоконтроля по результату действия.

Познавательные(П): обучение приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, структурирование знаний,

построение

логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приемов

решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные(К): планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с

задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование: индивидуальное пособие «светофор», маршрутный лист урока

Этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемый

результат

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Самоопределение

к деятельности.

Орг. момент

Проверка

готовности

обучающихся, их

настроя на

работу

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Работать дружно начинаем,

Ни минуты не теряем.

– На уроке понадобятся: хорошее настроение, учебники,

тетради, внимательные глаза, сообразительные головы.

А сейчас вы получите маршрутные листы , где будете

сегодня работать и дадите оценку своей работе на уроке ,

а также оцените аккуратность работы в тетради по

пятибалльной шкале.

Планируют учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками(Л)

Получают

маршрутные листы

с картой

самоконтроля.

Готовы к работе,

эмоционально

настроены на

работу

Актуализация

Подведение

1.Словарная работа

знаний,

мотивация

детей к

формулированию

темы и

постановке задач

урока

Авт..м..биль, в..л..сипед, д.рога, ш.ссе, п.сс.жир,

.кскурсия, .втобус, м.шина,вн.мание, тр.мвай, ул.ца

-Прежде чем вы приступите к выполнению задания,

покажите с помощью «светофора» насколько по силам

вам оно. Напоминаю:

Красный цвет – не справлюсь

Желтый – сомневаюсь

Зеленый – я смогу выполнить

-Проверьте написание слов, сверяя со слайдом.

-Оцените свою работу в карте самоконтроля:

Без ошибок - отлично(5),

1-2 ошибки – хорошо (4),

3 и больше – надо повторить (v)

- На какие группы можно разбить все эти слова?

- Как мы определяем род имени существительного?

2.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Дети оценивают

свои возможности в

маршрутном листе

до выполнения

задания, сообщая

насколько им по

силам задание, до

его

выполнения(Р,Л)

Сверяют написание

словарных слов.

Оценивают себя в

карте самоконтроля

после выполнения

работы(Р)

На 3- по родам.

Формируется

навык

самоконтроля

Повторен

пройденный

материал по

определению рода

Посмотрите на утверждения. Надо будет определить

верное оно или нет.

Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-»,

Справитесь ли вы с этим заданием, оцените свои

возможности сначала до выполнения работы.

1.Имена существительные отвечают на вопрос

кто? что?

2.Все существительные стоят в форме

единственного числа

3.Имена существительные изменяются по родам

4.Имена существительные бывают собственные и

нарицательные

5. Одушевленные существительные отвечают на

вопрос кто?

6. В русском языке 5 падежей

7. В русском языке есть три типа склонения

-Есть ли такие высказывания, которые вызвали

сомнение? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени

существительном.

Оцените свою работу, сверив с моими ответами.

Оценивают в

маршрутном листе.

Сверяют свою

работу с эталоном,

оценивают себя по

пятибальной шкале

в карте

самоконтроля.

имен

существительных.

Повторен

пройденный

материал об

имени

существительном

Постановка

учебной задачи.

Создание

проблемной

ситуации.

Фиксация новой

учебной задачи

Организовывает погружение в проблему.

-Что мы не знаем ещё об имени существительном? Что

же такое склонение?

– Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в

толковом словаре)

Толковый словарь русского языка под ред.

Д. Н. Ушакова:

СКЛОНЕНИЕ

1. Действие по глаг. склонить - склонять

2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и

направлением географического меридиана.

3. Угол, составленный лучом зрения на светило с

плоскостью небесного экватора.

4. Изменение имен существительных, местоимений и

причастий по падежам.

-Нас интересует значение под № 4.

-Какой сделаем вывод?

-Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Высказывают

предположения

Работа со словарём.

Ведут наблюдение,

делают вывод (П)

Слушают учителя.

Строят понятные

для собеседника

высказывания. (К)

ВЫВОД: склонение

– это изменение

существительных

по падежам

Создана

проблемная

ситуация.

Учебная задача

зафиксирована

Определяют цель и

задачу урока(П)

Совместное

исследование

проблемы.

Поиск решения

учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ

учебной задачи.

-Люди заметили, что имена существительные по-разному

изменяются, имеют разные окончания при одном и том

же вопросе.

-Вот, например, почему если любуемся, то любуемся

травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему

вопрос один, а окончания у существительных такие

разные?

-Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо

провести небольшое исследование и вывести один из

законов русского языка, а исследование мы будем

проводить с помощью метода наблюдения.

-Для этого мы с вами разделимся на группы.

-Повторим правила работы в группе.

Анализируют,

доказывают,

аргументируют

свою точку

зрения(П)

-Выдвигают

гипотезы.(К, П)

Повторяют правила

работы в группе.

Осознанно строят

речевые

высказывания(К,П)

Исследуют условия

учебной задачи.(П))

Решение учебной

задачи.

Фиксация

существенных

признаков

Организует взаимодействие учеников и обсуждение.

Организует учебное исследование для выделения 3-х

склонений

Проводят

коллективное

исследование(К)

склонения

-Задание группам: просклоняйте имена

существительные. Что значит «просклонять?

-Работа в группах.

1

группа

2

группа

3

группа

4

группа

5

группа

6

группа

земля

страна

дядя

юноша

море

небо

тополь

клен

ель

степь

По одному представителю от группы приглашаются к

доске

- Задание представителям групп у доски: внимательно

посмотрите на демонстрационные листы и найдите

существительные с одинаковыми окончаниями.

Объединитесь в группы

1 группа

2 группа

3 группа

земля страна

дядя юноша

море небо

тополь

клен

ель

степь

Выделяют

существенные

признаки

склонения. (П)

- «просклонять» -

изменить по

падежам

1 ученик в группе-

называет падеж, 2 –

вопрос, 3-

вспомогательное

слово, 4 –

существительное

записывает

выделяет

окончание. Задание

группы выполняют

на демонстрацион-

ных листах.

-Представители от

групп выходят к

доске

-ведут наблюдение

Создан

кластер «Три

склонения имен

существительных

Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что

у некоторых существительных в разных падежах

одинаковые окончания.

- Какие это существительные? Назовите.

- Сколько же всего в русском языке групп имен

существительных, у которых однотипные окончания?

- Прочитай про себя определение на с.22

- Как иначе можно назвать эти группы слов?

- Сколько склонений в русском языке?

- Что значит просклонять слово?

- Назовите, по каким признакам определяем склонение

имён существительных?

и создают три

группы по итогам

наблюдения

1 группа: Ж.Р. и

М.Р. с окончаниями

–а, -я

2 группа: М.Р. с

нулевым

окончанием и С.Р.

с окончаниями –е,-

о

3 группа: Ж.Р. с

нулевым

окончанием

Осознанно строят

речевые

высказывания (К)

Принимают и

сохраняют учебную

цель и задачу(П)

Конструирование

нового способа

Построение

алгоритма

Организует учебное исследование для выделения

шагов определения склонения

1.

Конструируют

новый способ

действия

определения

склонения.

- Как определить склонение? Что для этого нужно

сделать?

Составим алгоритм действий:

- какой будет первый шаг? второй? третий? четвертый?

Можем мы теперь ответить на последний вопрос игры

«Верные и неверные утверждения»?

Физкультминутка.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

1.

Кто из вас идёт вперед только там , где переход?

2.

Кто летит вперед так скоро, что не видит

светофора?

3.

Кто из вас в трамвае тесном , уступает взрослым

место?

4.

Знает кто, что свет зеленый означает - путь

действия

(алгоритм) (Пр.)

2.

1.Поставить слово в

начальную форму –

И.п.,ед.ч.

3.

2.Определить род и

окончание.

4.

3.По роду и

окончанию

определить

склонение.

Осуществляют

самоконтроль(Р)

Составлен

алгоритм

определения

склонения

свободен?

5.

Знает кто , что красный свет – это значит хода

нет?

6.

Кто , автобус ожидая, прыгает и всех толкает?

7.

Кто из вас с дружком на пару в школу шел по

тротуару?

8.

Кто же правила все знает и всегда их соблюдает

?

Применение

общего способа

действия

Коррекция

отработки

способа

Организует коррекционную работу, практическую

работу.

- Определить склонение существительных и записать в

маршрутном листе. Не забудьте в карте самоконтроля

отметить насколько вам по силам это задание. И после

работы оцените её.

Пешеход , машина, светофор, шоссе, внимательность,

площадь, улица, перекрёсток, разметка, движение,

обочина, педаль.

Проверьте свою работу, сравнивая с эталоном, оцените

Применяют новый

способ

действия.(Пр.)

Выполняют

задания по

алгоритму. (П)

Строят

рассуждения.

Умеют

использовать речь

для регуляции

своего действия.(К)

Осуществляют

самоконтроль.

Принимают и

Отработан навык

определения

склонения имен

существительных

в карте самоконтроля.

сохраняют учебную

цель и задачу (П)

Обобщение

усвоенного.

Подвести итог

С каким новым понятием мы познакомились сегодня?

Как определить склонение?

А теперь оцените аккуратность своей работы на уроке.

Поменяйтесь тетрадями и оцените по пятибалльной

шкале , насколько аккуратно сегодня поработал в

тетради ваш сосед по парте.

Делают вывод

Им.п.

Ед.ч.

Род

Окончание

Строят суждения

понятные

собеседнику. (К,П)

Самооценка в карте

самоконтроля.(Р)

Взаимооценка.(Р)

Подведен итог

урока

Рефлексия.

Контроль

А теперь давайте посчитаем, сколько баллов набрал

каждый из вас на уроке. Максимальный балл - 20 б.

Ребята, а где мы с вами можем встретить зелёного

человечка? ( на переходе).

Вот и мы с вами прошли по зелёному сигналу светофора

через весь урок.

Оценивают

результат,

подсчитывают

количество баллов

в листах

самооценки.(Р)

Ребята по одному

высказывают своё

Оценка

результатов

учебной

деятельности

мнение.(П)

Рефлексия своих

действий

Самооценка (Р)



В раздел образования