Автор: Сусова Марина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №129
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока " Три склонения имени существительного"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
УМК «Планета знаний», Л.Я.Желтовская О.Б.Калинина
Урок с использованием приёмов технологии формирующего оценивания
Разработала учитель начальных классов
МБОУ Школы №129 г.о. Самара
Сусова Марина Алексеевна
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Три склонения имен существительных
Цель урока: ознакомление обучающихся с 1,2,3 склонением имени существительного
Задачи:
формировать представление о трёх склонениях имени существительного
развивать умение определять склонение имён существительных, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас,
познавательную сферу деятельности
создать условия для формирования умения определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации
плана и соотносить результат своей деятельности с поставленной целью
создать условия для формирования у учащихся умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной
ситуации
создать условия для организации учебного взаимодействия в паре, группе
Планируемые результаты:
Личностные(Л): формирование учебно-познавательной мотивации, учебно-познавательного интереса, адекватного понимания причин успеха
/ неуспеха в учебной деятельности.
Предметные(Пр.): уметь определять типы склонения существительных.
Регулятивные(Р): формирование навыков контроля, самоконтроля по результату действия.
Познавательные(П): обучение приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, структурирование знаний,
построение
логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приемов
решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные(К): планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций.
Оборудование: индивидуальное пособие «светофор», маршрутный лист урока
Этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Планируемый
результат
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Самоопределение
к деятельности.
Орг. момент
Проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на
работу
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Работать дружно начинаем,
Ни минуты не теряем.
– На уроке понадобятся: хорошее настроение, учебники,
тетради, внимательные глаза, сообразительные головы.
А сейчас вы получите маршрутные листы , где будете
сегодня работать и дадите оценку своей работе на уроке ,
а также оцените аккуратность работы в тетради по
пятибалльной шкале.
Планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками(Л)
Получают
маршрутные листы
с картой
самоконтроля.
Готовы к работе,
эмоционально
настроены на
работу
Актуализация
Подведение
1.Словарная работа
знаний,
мотивация
детей к
формулированию
темы и
постановке задач
урока
Авт..м..биль, в..л..сипед, д.рога, ш.ссе, п.сс.жир,
.кскурсия, .втобус, м.шина,вн.мание, тр.мвай, ул.ца
-Прежде чем вы приступите к выполнению задания,
покажите с помощью «светофора» насколько по силам
вам оно. Напоминаю:
Красный цвет – не справлюсь
Желтый – сомневаюсь
Зеленый – я смогу выполнить
-Проверьте написание слов, сверяя со слайдом.
-Оцените свою работу в карте самоконтроля:
Без ошибок - отлично(5),
1-2 ошибки – хорошо (4),
3 и больше – надо повторить (v)
- На какие группы можно разбить все эти слова?
- Как мы определяем род имени существительного?
2.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Дети оценивают
свои возможности в
маршрутном листе
до выполнения
задания, сообщая
насколько им по
силам задание, до
его
выполнения(Р,Л)
Сверяют написание
словарных слов.
Оценивают себя в
карте самоконтроля
после выполнения
работы(Р)
На 3- по родам.
Формируется
навык
самоконтроля
Повторен
пройденный
материал по
определению рода
Посмотрите на утверждения. Надо будет определить
верное оно или нет.
Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-»,
Справитесь ли вы с этим заданием, оцените свои
возможности сначала до выполнения работы.
1.Имена существительные отвечают на вопрос
кто? что?
2.Все существительные стоят в форме
единственного числа
3.Имена существительные изменяются по родам
4.Имена существительные бывают собственные и
нарицательные
5. Одушевленные существительные отвечают на
вопрос кто?
6. В русском языке 5 падежей
7. В русском языке есть три типа склонения
-Есть ли такие высказывания, которые вызвали
сомнение? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени
существительном.
Оцените свою работу, сверив с моими ответами.
Оценивают в
маршрутном листе.
Сверяют свою
работу с эталоном,
оценивают себя по
пятибальной шкале
в карте
самоконтроля.
имен
существительных.
Повторен
пройденный
материал об
имени
существительном
Постановка
учебной задачи.
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация новой
учебной задачи
Организовывает погружение в проблему.
-Что мы не знаем ещё об имени существительном? Что
же такое склонение?
– Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в
толковом словаре)
Толковый словарь русского языка под ред.
Д. Н. Ушакова:
СКЛОНЕНИЕ
1. Действие по глаг. склонить - склонять
2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и
направлением географического меридиана.
3. Угол, составленный лучом зрения на светило с
плоскостью небесного экватора.
4. Изменение имен существительных, местоимений и
причастий по падежам.
-Нас интересует значение под № 4.
-Какой сделаем вывод?
-Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Высказывают
предположения
Работа со словарём.
Ведут наблюдение,
делают вывод (П)
Слушают учителя.
Строят понятные
для собеседника
высказывания. (К)
ВЫВОД: склонение
– это изменение
существительных
по падежам
Создана
проблемная
ситуация.
Учебная задача
зафиксирована
Определяют цель и
задачу урока(П)
Совместное
исследование
проблемы.
Поиск решения
учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ
учебной задачи.
-Люди заметили, что имена существительные по-разному
изменяются, имеют разные окончания при одном и том
же вопросе.
-Вот, например, почему если любуемся, то любуемся
травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему
вопрос один, а окончания у существительных такие
разные?
-Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо
провести небольшое исследование и вывести один из
законов русского языка, а исследование мы будем
проводить с помощью метода наблюдения.
-Для этого мы с вами разделимся на группы.
-Повторим правила работы в группе.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения(П)
-Выдвигают
гипотезы.(К, П)
Повторяют правила
работы в группе.
Осознанно строят
речевые
высказывания(К,П)
Исследуют условия
учебной задачи.(П))
Решение учебной
задачи.
Фиксация
существенных
признаков
Организует взаимодействие учеников и обсуждение.
Организует учебное исследование для выделения 3-х
склонений
Проводят
коллективное
исследование(К)
склонения
-Задание группам: просклоняйте имена
существительные. Что значит «просклонять?
-Работа в группах.
1
группа
2
группа
3
группа
4
группа
5
группа
6
группа
земля
страна
дядя
юноша
море
небо
тополь
клен
ель
степь
По одному представителю от группы приглашаются к
доске
- Задание представителям групп у доски: внимательно
посмотрите на демонстрационные листы и найдите
существительные с одинаковыми окончаниями.
Объединитесь в группы
1 группа
2 группа
3 группа
земля страна
дядя юноша
море небо
тополь
клен
ель
степь
Выделяют
существенные
признаки
склонения. (П)
- «просклонять» -
изменить по
падежам
1 ученик в группе-
называет падеж, 2 –
вопрос, 3-
вспомогательное
слово, 4 –
существительное
записывает
выделяет
окончание. Задание
группы выполняют
на демонстрацион-
ных листах.
-Представители от
групп выходят к
доске
-ведут наблюдение
Создан
кластер «Три
склонения имен
существительных
Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что
у некоторых существительных в разных падежах
одинаковые окончания.
- Какие это существительные? Назовите.
- Сколько же всего в русском языке групп имен
существительных, у которых однотипные окончания?
- Прочитай про себя определение на с.22
- Как иначе можно назвать эти группы слов?
- Сколько склонений в русском языке?
- Что значит просклонять слово?
- Назовите, по каким признакам определяем склонение
имён существительных?
и создают три
группы по итогам
наблюдения
1 группа: Ж.Р. и
М.Р. с окончаниями
–а, -я
2 группа: М.Р. с
нулевым
окончанием и С.Р.
с окончаниями –е,-
о
3 группа: Ж.Р. с
нулевым
окончанием
Осознанно строят
речевые
высказывания (К)
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу(П)
Конструирование
нового способа
Построение
алгоритма
Организует учебное исследование для выделения
шагов определения склонения
1.
Конструируют
новый способ
действия
определения
склонения.
- Как определить склонение? Что для этого нужно
сделать?
Составим алгоритм действий:
- какой будет первый шаг? второй? третий? четвертый?
Можем мы теперь ответить на последний вопрос игры
«Верные и неверные утверждения»?
Физкультминутка.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
1.
Кто из вас идёт вперед только там , где переход?
2.
Кто летит вперед так скоро, что не видит
светофора?
3.
Кто из вас в трамвае тесном , уступает взрослым
место?
4.
Знает кто, что свет зеленый означает - путь
действия
(алгоритм) (Пр.)
2.
1.Поставить слово в
начальную форму –
И.п.,ед.ч.
3.
2.Определить род и
окончание.
4.
3.По роду и
окончанию
определить
склонение.
Осуществляют
самоконтроль(Р)
Составлен
алгоритм
определения
склонения
свободен?
5.
Знает кто , что красный свет – это значит хода
нет?
6.
Кто , автобус ожидая, прыгает и всех толкает?
7.
Кто из вас с дружком на пару в школу шел по
тротуару?
8.
Кто же правила все знает и всегда их соблюдает
?
Применение
общего способа
действия
Коррекция
отработки
способа
Организует коррекционную работу, практическую
работу.
- Определить склонение существительных и записать в
маршрутном листе. Не забудьте в карте самоконтроля
отметить насколько вам по силам это задание. И после
работы оцените её.
Пешеход , машина, светофор, шоссе, внимательность,
площадь, улица, перекрёсток, разметка, движение,
обочина, педаль.
Проверьте свою работу, сравнивая с эталоном, оцените
Применяют новый
способ
действия.(Пр.)
Выполняют
задания по
алгоритму. (П)
Строят
рассуждения.
Умеют
использовать речь
для регуляции
своего действия.(К)
Осуществляют
самоконтроль.
Принимают и
Отработан навык
определения
склонения имен
существительных
в карте самоконтроля.
сохраняют учебную
цель и задачу (П)
Обобщение
усвоенного.
Подвести итог
С каким новым понятием мы познакомились сегодня?
Как определить склонение?
А теперь оцените аккуратность своей работы на уроке.
Поменяйтесь тетрадями и оцените по пятибалльной
шкале , насколько аккуратно сегодня поработал в
тетради ваш сосед по парте.
Делают вывод
Им.п.
Ед.ч.
Род
Окончание
Строят суждения
понятные
собеседнику. (К,П)
Самооценка в карте
самоконтроля.(Р)
Взаимооценка.(Р)
Подведен итог
урока
Рефлексия.
Контроль
А теперь давайте посчитаем, сколько баллов набрал
каждый из вас на уроке. Максимальный балл - 20 б.
Ребята, а где мы с вами можем встретить зелёного
человечка? ( на переходе).
Вот и мы с вами прошли по зелёному сигналу светофора
через весь урок.
Оценивают
результат,
подсчитывают
количество баллов
в листах
самооценки.(Р)
Ребята по одному
высказывают своё
Оценка
результатов
учебной
деятельности
мнение.(П)
Рефлексия своих
действий
Самооценка (Р)