Автор: Макаренкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 имени М.И.Глинки"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с начинающим оркестром русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование
Работа с начинающим оркестром русских народных
инструментов.
Деятельность оркестров русских народных инструментов – это важная составная часть
культуры, образования и воспитания, приобщающая широкую аудиторию к сокровищам
музыкального искусства. Успешность организации деятельности оркестра зависит от
знаний и умений руководителя оркестра. У каждого руководителя вырабатывается своя
методика проведения репетиций. Качество репетиций говорит о творческом потенциале
оркестра, о степени трудности избранных для работы пьес, об исполнительских
принципах коллектива.
Важным в проведении репетиции оркестра является планирование. План должен быть
стройным, завершённым, логически продуманным. Знание своего коллектива, его
возможностей позволяет руководителю достаточно эффективно использовать время
репетиций.
В
начинающем
оркестре при
составлении групп необходимо
учитывать
индивидуальные возможности всех участников оркестра. Репертуар должен быть
разнообразным даже на первом этапе работы оркестра. Это поможет участникам развить
умение перестраиваться с одного темпа на другой, с одного характера на другой и т. д.
Конечно, в первый период работы оркестра пьесы должны быть лёгкими. Это поможет
участникам быстрее и комфортнее освоиться в оркестре.
В первый год необходимо чаще менять задания. Поскольку в оркестре играют и
подвинутые оркестранты и менее подвинутые и даже слабые, для того, чтобы не
приходилось исправлять ошибки «на ходу», необходимо и мелкогрупповые занятия, и
индивидуальные. На таких занятиях мы не только отрабатываем партии, но и учимся
играть в оркестре. Владея неплохо игрой на фортепиано и замещая своей игрой оркестр,
руководитель может постепенно создать условия для того, чтобы ученик смог привыкнуть
к игре в коллективе, научился чувствовать момент вступления своей партии или точно
снять звук вместе с руководителем, добиться нужной динамики и т. д. Хорошо, если
руководитель сам выполняет эту работу, поскольку в оркестре он будет требовать и
добиваться того же самого.
На мелкогрупповых занятиях хорошо отрабатывать «побочный» слух, когда ученик
слышит не только свою партию, но и других. На таких занятиях руководитель может
задать вопрос оркестрантам, какой инструмент в данном отрывке звучит громче или тише,
кто сыграл не тем штрихом, не вовремя вступил, кто сфальшивил и т. д . В таких
небольших составах достигается чистота звучания, формируются навыки контроля не
только за своей игрой, но и за игрой других оркестрантов. Добиваться этого необходимо с
первых репетиций.
Игра на индивидуальных и мелкогрупповых занятиях готовит оркестрантов к игре в
оркестре, и нужны они ещё и для того, чтобы ребёнок мог быстрее адаптироваться к игре
в большом коллективе, чтобы это не стало для него стрессом.
Наряду с такими средствами общения руководителя оркестра с оркестрантами, как речь,
пение и т. д., есть язык дирижерских жестов. С первого периода обучения объём знаний
об
элементах
дирижирования
должен
быть
небольшим.
Простейшая
функция
тактирования должна постепенно вплетать в себя более выразительные элементы жестов.
Важной задачей на этом этапе работы является формирование у участников оркестра
умения видеть дирижёра и правильно играть нотный текст.
Основной работой в оркестре я назвала бы работу по обучению конкретного ученика,
его умению взаимодействовать с другими участниками оркестра при выполнении одного
общего дела. Важным является и тот факт, что концертное выступление в оркестре
является, по понятным причинам, единственной возможностью выступить на сцене для
некоторых обучающихся. Формирование у оркестрантов устойчивого интереса к занятиям
музыкой, к коллективному музицированию является одной из важнейших задач
руководителя на начальном этапе работы с оркестром русских народных инструментов.