Напоминание

Работа с начинающим оркестром русских народных инструментов


Автор: Макаренкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 имени М.И.Глинки"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с начинающим оркестром русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с начинающим оркестром русских народных

инструментов.

Деятельность оркестров русских народных инструментов – это важная составная часть

культуры, образования и воспитания, приобщающая широкую аудиторию к сокровищам

музыкального искусства. Успешность организации деятельности оркестра зависит от

знаний и умений руководителя оркестра. У каждого руководителя вырабатывается своя

методика проведения репетиций. Качество репетиций говорит о творческом потенциале

оркестра, о степени трудности избранных для работы пьес, об исполнительских

принципах коллектива.

Важным в проведении репетиции оркестра является планирование. План должен быть

стройным, завершённым, логически продуманным. Знание своего коллектива, его

возможностей позволяет руководителю достаточно эффективно использовать время

репетиций.

В

начинающем

оркестре при

составлении групп необходимо

учитывать

индивидуальные возможности всех участников оркестра. Репертуар должен быть

разнообразным даже на первом этапе работы оркестра. Это поможет участникам развить

умение перестраиваться с одного темпа на другой, с одного характера на другой и т. д.

Конечно, в первый период работы оркестра пьесы должны быть лёгкими. Это поможет

участникам быстрее и комфортнее освоиться в оркестре.

В первый год необходимо чаще менять задания. Поскольку в оркестре играют и

подвинутые оркестранты и менее подвинутые и даже слабые, для того, чтобы не

приходилось исправлять ошибки «на ходу», необходимо и мелкогрупповые занятия, и

индивидуальные. На таких занятиях мы не только отрабатываем партии, но и учимся

играть в оркестре. Владея неплохо игрой на фортепиано и замещая своей игрой оркестр,

руководитель может постепенно создать условия для того, чтобы ученик смог привыкнуть

к игре в коллективе, научился чувствовать момент вступления своей партии или точно

снять звук вместе с руководителем, добиться нужной динамики и т. д. Хорошо, если

руководитель сам выполняет эту работу, поскольку в оркестре он будет требовать и

добиваться того же самого.

На мелкогрупповых занятиях хорошо отрабатывать «побочный» слух, когда ученик

слышит не только свою партию, но и других. На таких занятиях руководитель может

задать вопрос оркестрантам, какой инструмент в данном отрывке звучит громче или тише,

кто сыграл не тем штрихом, не вовремя вступил, кто сфальшивил и т. д . В таких

небольших составах достигается чистота звучания, формируются навыки контроля не

только за своей игрой, но и за игрой других оркестрантов. Добиваться этого необходимо с

первых репетиций.

Игра на индивидуальных и мелкогрупповых занятиях готовит оркестрантов к игре в

оркестре, и нужны они ещё и для того, чтобы ребёнок мог быстрее адаптироваться к игре

в большом коллективе, чтобы это не стало для него стрессом.

Наряду с такими средствами общения руководителя оркестра с оркестрантами, как речь,

пение и т. д., есть язык дирижерских жестов. С первого периода обучения объём знаний

об

элементах

дирижирования

должен

быть

небольшим.

Простейшая

функция

тактирования должна постепенно вплетать в себя более выразительные элементы жестов.

Важной задачей на этом этапе работы является формирование у участников оркестра

умения видеть дирижёра и правильно играть нотный текст.

Основной работой в оркестре я назвала бы работу по обучению конкретного ученика,

его умению взаимодействовать с другими участниками оркестра при выполнении одного

общего дела. Важным является и тот факт, что концертное выступление в оркестре

является, по понятным причинам, единственной возможностью выступить на сцене для

некоторых обучающихся. Формирование у оркестрантов устойчивого интереса к занятиям

музыкой, к коллективному музицированию является одной из важнейших задач

руководителя на начальном этапе работы с оркестром русских народных инструментов.



В раздел образования