Автор: Янович Александра Вячеславовна
Должность: педагог-организатор по работе с ДОО и ОУСУ
Учебное заведение: ГБУДО ДДТ "Фонтанка-32"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Разработка открытого занятия по истории детского движения в России "Страна отважных"
Тема: Игры учащихся в разведчиков как инструмент гражданско-патриотического воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование
Автор: Александра Вячеславовна Янович.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского
творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32».
Разработка открытого занятия.
Название: «Страна отважных».
Тема занятия: Игры учащихся в разведчиков как инструмент гражданско-
патриотического воспитания школьников.
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: Формирование команды в коллективе учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить участников занятия с историей юных разведчиков России;
- познакомить с общепринятыми методами шифрования.
Воспитательные:
- способствовать формированию доброжелательного отношения к окружающим;
- способствовать воспитанию гражданских качеств личности (патриотизм, активная
жизненная позиция, критичность, предприимчивость);
- способствовать формированию положительной «я-концепции» (положительная
самооценка, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества).
- способствовать воспитанию морально-волевых качеств: ответственности,
дисциплинированности, терпеливости, упорства;
Развивающие:
- способствовать развитию у участников психических процессов (таких как: память,
внимание, восприятие, мышление, воображение) и познавательного интереса (учебно-
познавательных компетенций);
- способствовать социальному взаимодействию и коммуникации.
Форма занятия: Игровая, интерактивная.
Форма организации детей на занятии: групповая, фронтальная, коллективная.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, элементы
проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- участники занятия узнают историю разведчиков России, их героические подвиги;
- стремление учащихся достигнуть цели по средствам игровых испытаний.
Метапредметные:
- развитие у учащихся памяти, внимания, комбинационного мышления;
- проявление аналитических способностей: умение анализировать, сопоставлять.
сравнивать;
- проявление координационных способностей.
Личностные:
- проявление культуры взаимоотношений, умение работать в команде;
Ход занятия.
Занятие проходит в спортивном зале или большом учебном кабинете.
В кабине стоят две парты, экран для проектора, у стены три связки посохов.
Перед входом в кабинет каждый участник получает карточку с изображением
животного: «конь», «тигр», «собака» (Рис. 1, 2,3)
Участники заходят в кабинет. Их приветствует голос, записанный на диктофон.
(Мизансцена – Рис. 4).
Голос: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на полигоне Страны отважных.
Пожалуйста, подходите к стартовой линии. Пожалуйста, подходите к стартовой линии.
Участники подходят к линии старта. Включается видео (хронометраж – 1 минута) о
детях в годы Великой Отечественной войны и подвигах юных партизан и разведчиков.
Последний кадр видео напоминает агитплакат 40-х годов «Ты готов?».
К участникам выходит Мастер (Внешний вид - Рис. 5)
Мастер: Добрый день! Меня зовут Александра Вячеславовна. Сегодня я буду вашим
Мастером. Скажите, кого вы видели только что на экране?
Участники: (разведчиков, партизан).
Мастер: Да, это, действительно, были юные герои времен Великой Отечественной войны.
Дети участвовали в войне вместе со взрослыми. Многие собирались в партизанские
отряды. Многие работали на заводах. Те, кто продолжал учиться в школе, дежурили по
ночам на крышах зданий и тушили зажигательные бомбы. «Ты готов?» - главный вопрос
нашего занятия. Скажите, вы готовы испытать себя в качестве разведчика?
Участники: (нет, да).
Мастер: Тогда мы сейчас это проверим! Нам предстоит совершить непростое дело:
сформировать команду и убедиться, что вы готовы носить благородное, гордое звание
«разведчик». Подвиг ребят времен Великой Отечественной войны нельзя переоценить,
они - настоящие герои! Но как правильно говорят: Один в поле…?
Участники: (…Не воин!).
Мастер: Верно! Разведчики собирались в разведотряды. Чтобы вступить в такой отряд
нужно было многое знать и уметь. В звене разведчиков всегда от 8-ми участников,
давайте поделимся на звенья. Для этого обратите внимание на карточку, которую вы
получили при входе в зал. На них изображены разные животные. Найдите других
участников вашего звена, издавая звуки этого животного, и объединитесь в команды.
Участники ищут свои команды. Объединившись, встают группой.
Мастер: Итак, вы отлично справились с заданием. Теперь есть три разведотряда. Когда
отряд собрался, необходимо придумать способ общения. Разведчики использовали самые
разные методы шифрования. Какой самый известный способ шифровки-кодирования вы
знаете?
Участники: (…Азбука Морзе).
Мастер: Кто-нибудь пробовал кодировать с помощью Азбуки Морзе? А что используют
для кодирования в морзянке?
Участники: (точка-тире).
На экране перед участниками алфавит Морзе (Рис. 6). Разбор по азбуке, Мастер
показывает, как происходит кодирование на примере слова «разведчик».
Мастер: Я прошу выйти вперед по одному человеку от разведотряда.
Участники выходят вперед.
Мастер: Сейчас каждый участник получит по одному слову, которое ему будет
необходимо «настучать» своей команде.
Участники настукивают слова. Зашифрованный слова: «нужно», «взять», «посох». Все,
команды, которые справились с заданием, получают по три звезды.
Мастер: Вы удивительно хорошо справились с заданием! Вы огромные молодцы! Но
теперь, кажется, нам необходимо взять посохи.
Каждая команда берет связку с посохами и получает от Мастера по одному воздушному
шарику.
Мастер: Теперь давайте проверим, как вы работаете в команде. Ваша задача поднять
шарик всеми посохами и удержать его наверху. Но задание осложняется тем, что делать
это нужно в полной тишине, не переговариваясь и не договариваясь друг с другом.
Команды выполняют игровое задание. Если не получается, Мастер дает ненавязчивые
советы. За выполненное задание команды получают звезды: 3 звезды – самая быстрая
команда, 2 – вторая команда, 1 – самая медленная команда.
Мастер: Сегодня вас ничем не испугать, вы даже с таким заданием справились! Чтобы
проверить в каждой ли ситуации ваша логика, сообразительность и внимание так
активируются, я предлагаю вам обратить внимание на экран.
На экране задания-картинки на логику.
Мастер: Решите задачу:
- Назовите все предметы на букву «Н», изображенные на картинке.
- Мальчик и садовник около вазы в саду, в которую попал мяч. Под рукой нет лестницы,
садовник не может подсадить мальчика. Что можно сделать, чтобы достать мяч.
(Наполнить вазу водой из шланга, мячик поднимется и выпадет). (Рис. 7)
Мастер: Отлично! Скажите, а что за мальчик изображен на картинке? Может вы узнали
форму?
На картинке изображен скаут.
На экране появляется второй видеофильм о скаутах (хронометраж – 1 минута).
Мастер: Кто-нибудь встречался со скаутами? А знаете, как переводится слово «скаут»?
(разведчик). Сейчас в нашей стране есть официальная организация скаутов, которая
называется «Организация российских юных разведчиков». Каждый скаут ведет так
называемую «записную книжку скаута», в которую вносит свои достижения, победы,
звания, сданные зачеты. Девиз скаутов с 1909 года: «Будь готов!». Чтобы быть готовым,
необходимо тренировать внимание и концентрацию. В ваших воздушных шарах есть
карточки, которые нам необходимы, пожалуйста, достаньте их.
Участники пробуют сделать это интеллигентно. Но оставив бессмысленные попытки,
лопают шарики.
Мастер: Расположите ваши карточки на столе.
Участники сваливают карточки на стол. На карточках изображения разных предметов
(книга, кот, вешалка, дом, облако).
Мастер: Эта традиционная скаутская игра называется «Игра Кима». У вас будет одна
минута, чтобы запомнить все карточки.
Минуту игроки разглядывают карточки. По прошествии минуты Мастер закрывает их.
Мастер: Каждая команда получает специальный бланк, куда надо вписать все предметы,
которые вы запомнили. На выполнение этого задания у вас есть девяносто секунд.
Команды получают бланк и фломастер. Полторы минуты вписывают в бланк предметы
и сдают мастеру. Команда которая выписала больше всего предметов получает пять
звезд, вторая команда – четыре звезды, третья – три звезды.
Мастер: Вы показали отличные результаты. Уверена, что именно командная работа
помогла вам воспроизвести столько предметов. Надежность же в надежности плеча
рядом! Я хочу вам предложить заполнить скаутскую книжку.
Участники получают скаутские книжки, одну на команду. Пока они рассматривают их,
Мастер ставит три парты с коробками (Рис. 8).
Мастер: Сейчас вам предстоит совершить разведочную операцию. На последней странице
вашей записной книжки есть раздел «Необходимо настоящему разведчику». Вам
предстоит отгадать, что за предметы там зашифрованы. Но для начала соберитесь,
пожалуйста, за стартовой линией.
Команды собираются за линией.
Мастер: Сейчас вы будете выбегать по одному участнику на поле, подбегать к коробке, в
которой собрано очень много разных предметов. Ваша задача: с каждым забегом принести
своей команде один предмет. Засчитываться будут только те предметы, которые
совпадают с «Необходимыми». Команда, которая первая соберет все предметы в этом
раунде победит!
Участники по очереди выбегают к коробкам и забирают по одному предмету.
Команда победитель – получает пять звезд, вторая – четыре звезды, третья – три
звезды.
Мастер: Есть ли еще что-то необходимое для разведчика? Загляните в свои книжки.
Участники заглядывают в книги, там целая страница посвящена шалашам и палаткам.
Мастер: Были ли в ваших коробках шалаши?
Участники: (нет).
Мастер: Но для нас, ребят, которые показали себя ловкими и командными разведчиками,
будет совсем несложно такой шатер создать, ведь у нас есть все необходимое.
На экране появляется схема (Рис. 9), как из посохов, веревок и тента сделать палатку.
Мастер: Пожалуйста, объедините усилия с другими разведотрядами и давайте сделаем
наш шалаш.
Участники получают веревку и тент. Как на схеме собирают палатку.
Мастер: Уверены ли вы, что эта конструкция крепкая? Что такую конструкцию можно
поставить в лесу и не бояться ветра и дождя?
Участники: (да).
Мастер: Давайте попробуем поместиться туда все вместе.
Все участники игры «Страна отважных» забираются в шатер.
Мастер: Ребята, сегодня вы отлично справились с заданиями разведчиков! Мы сегодня
доказали, что плечи у каждого из нас надежные, и мы можем работать в команде.
Вспомним наши позывные сигналы, которые мы придумали в начале занятия.
Попробуем их дружно, по очереди прокричать. Давайте порепетируем:
На разведке наш отряд,
Спрятаться, конечно, рад.
Но мы не шайка и не банда,
Мы разведчиков…. (Команда!)
Первая команда кричит свой позывной, за ней – вторая, потом третья.
Мастер: Разведчики, выходите из нашего шатра. За отличную работу вы сегодня
зарабатывали звезды, наклейте их на шатер.
Участники наклеивают звезды на шатер, золотые звезды на черном шатре. Мастер
устанавливает на шатер светодиодную надпись: «Мы готовы». На экране появляется
стартовый кадр с агитплакатом «Ты готов?». (Рис. 10).
Мастер: Давайте повторим нашу кричалку с позывными.
На разведке наш отряд,
Спрятаться, конечно, рад.
Но мы не шайка и не банда,
Мы разведчиков…. (Команда!)
Позывные.
Мастер: Ребята, спасибо за вашу работу! Сегодня вы доказали, что можете носить
благородное звание «разведчики»!
Аплодисменты.
Конец открытого занятия.
Список литературы:
1.
Бондарь, Л. Скаутинг. Книга для скаута. - Geneva, 1993. - 176 с.
2.
Гордин, И.Г. Этапы пионерского пути. - М., 1982. - 192 с.
3.
Всегда готов! [Рассказы о ленинградских поинерах]. - Л., 1962.
4.
Несевря, В.И. Книга скаута. - М. - Воронеж, 2003. - 336 с.
5.
Очерк истории науки о детском движении. - Ассоциация исследователей детского
движения «Рост». - Вып. №3. - М., 1991, - 46 с.
6.
Павлов, Д.В. Ленинград в Блокаде. - Л., 1985. - 238 с.
1.
Приветствие
2.
Мультик о скаутах
3.
Выбор тотемного животного
4.
Игра – Азбука Морзе
5.
??? Легенда о добрых делах
6.
Задания картинки на логику
7.
Игра кима
8.
??? Легенда о заборинках (из которых можно составить шалаш)
9.
Собирают картинку шалаша (как круг в лагере: я хочу, чтобы в нашем шалаше
было: дружба, доброе отношение к людям)
10. Кричалку все вместе
11. Дать возможность обратной связи (qr code на анкету)
Что есть еще:
1.
Законы скаутов
2.
Обычаи скаутов
3.
Интеллектуальная игра (вопросы о детском движении)
4.
челлендж
5.
собрать общую надпись из 12 букв
6.