Напоминание

«Арттерапия в психическом здоровье личности»


Автор: Демченко Елена Николаевна
Должность: кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: авторская статья
Тема: «Арттерапия в психическом здоровье личности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Демченко Елена Николаевна,

к.п.н., член Союза художников России,

преподаватель высшей категории МБУДО «ХШ»,

Россия, г. Благовещенскна - Амуре

Арттерапия в психическом здоровье личности

в современных рационализаторских условиях

Современная

цивилизация

всё

более

и

более

становится

рационализаторской. К негативным последствиям ведёт, с одной стороны,

возрастающее разъединение человека с природой, с другой – нещадная

эксплуатация

её,

выкачивание

сырьевых

ресурсов,

использование

несовершенных технологий, иные «рациональные» методы воздействия на

природу, ведут к экологической катастрофе, к уничтожению природы, меняют

биосферу земли, сказываются на состоянии здоровья людей.

Ещё в начале XX

в. был сделан вывод о том, что рациональная

цивилизация может быть только временной боковой, а не главной ветвью

развития [8, 501]. В последующем она рассматривалась и как ступень в

развитии общества (в противоположность варварству), и как выродившаяся

культура, обладающая высоким уровнем знания и умения, но утратившая душу,

духовность [2, 46].

Рационализация,

прогрессистское

развитие,

основанные

на

познавательно-преобразующей

деятельности,

на

которую

ориентируется

западная цивилизация, привели к возникновению информационного общества,

определили наступление технократической

цивилизации, агрессивной по

отношению к биосфере и представляющей опасность для здоровья, жизни,

бытия человеческой личности.

В условиях этой цивилизации человек всё более отгораживается от

традиционной среды обитания, всё более урбанизируется. Осуществляется

1

замена бытия вообще, бытия личности становлением, постоянным процессом

метатехнологизации. Происходит вытеснение естественной, природной, вещно-

событийной среды, замена её искусственной реальностью, нформационно-

знаковой средой, замена материальности виртуальностью.

Утрачивается значение ощущения предметного бытия, с признания

которого, как принято считать, начинается философия, с наглядности и

изучения которого начинается наука.

Утрачивается способность любить, чувствовать красоту, гармонию

природы, жизни, художественного образа её, способность сочувствовать,

сопереживать. Всё это облагораживает человека, возвышает и одухотворяет

его, гармонизирует личность. Художественное творчество, искусство в целом

способствует человеческому исканию смысла, постижению истины бытия,

оказывает мощный арт-терапевтический эффект.

Философия

и

практика

индивидуализма

с

их

прагматизмом,

меркантилизмом, культурой потребления ведут к утрате способности к

общению, которая ограничена теперь личным автомобилем с тонированными

стёклами и индивидуальным компьютером.

Это

ограничение,

вытекающее

из

односторонности

рационального

восприятия

окружающего

мира,

из

принципов,

определяемых

капиталистическим способом производства и внедренных в наше сознание,

противоречит

пониманию

роли

социального

общения,

ещё

недавно

считавшегося основой формирования личности.

Оно не согласуется с открытиями последнего столетия, с выводами

зарубежных и отечественных исследователей, которые говорят о Вселенной,

как единой, целостной системе колебательных процессов, включающей

человека,

который

есть

часть

информационного

поля

и

тоже

имеет

информационно-кодовую структуру.

Несмотря на эти позиции, существенно меняющие взгляд на Вселенную,

материальный мир, место в нем человека и его сознание, осуществляется

2

прагматический подход к пониманию информации и процессу информатизации

общества

1

, определяющий в основном негативные выводы.

Происходит искажение исторически сложившейся культурной реальности

и самой истории, вытеснение их гиперреальностью, ориентирующейся на

симулякр [1, 17]. Осуществляется «изжитие» современности, бытия, признаётся

и возвеличивается небытие.

Возвеличивание

небытия

и

процесса

становления

определяет

формирование мировоззрения становления, свидетельствующего об отказе от

онтологии, философии, метафизики. Это фактически означает отказ от

традиционно понимаемого бытия, от религии, нравственности, культуры.

В значительной степени это связано с возникшей в 90-е годы очередной

вестернизацией,

влиянием

западной

культуры,

которая

стараниями

либеральных кругов вновь стала путеводителем России. Она определила утрату

народом смысла своей жизни, своего самосознания, своих идеалов, своей

культуры, художественной, политико-правовой [6, 402], иной. Она привела

страну к многочисленным негативным последствиям, к кризису во всех

жизненных сферах. Перенесение чуждых систем на народную почву, писал

А.С. Хомяков, небезопасно и редко бывает безвредно [9, 86].

Вестернизация,

индивидуализация,

меркантилизация

привели

к

деформации правового сознания,

к уничтожению собственного понимания

государства,

права,

цели,

собственной

государственной

идеологии

(законодательно закреплена западная либерально-демократическая идеология),

1

Формально этот процесс в стране связывается с созданием общественной организации

«Академии информатизации СССР» в 1990 г., которую возглавил И.И. Юзвишин, директор

Мосгорсправки.

В

1992

г.

она

перерегистрируется

в

«Международную

Академию

информатизации». С 1995 г. получает общий консультативный статус при Экономическом и

Социальном

Совете

ООН.

26

ноября

1997

г.

утверждается

Всемирный

День

информациологии, который отмечается 25 ноября.

И.И. Юзвишиным была предложена концепция информационной модели Вселенной,

изложенная в его монографии. В ней говорится, что всё имеет информационно-кодовую

основу и сотовую структуру. Что все тела своими атомами, многочисленными частицами и

античастицами, импульсами, излучениями, возбуждениями, электрическими, магнитными

полями вплетаются в локализованные и делокализованные, такие же области аналогичных

или других тел, создавая единую корреляционную первооснову природы и общества в целом.

См.: Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.

3

являющейся важнейшей основой государственного бытия и бытия личности в

государственно-организованном обществе.

Произошла разбалансировка всей политической, правовой, моральной

системы, управленческой деятельности государства. Возникла разбалансировка

иных

систем,

в

том

числе

культуры,

науки,

образования,

психофизиологической системы личности. Возникло внутреннее разъединение,

нестройность мыслей, чувств, идей, принципов, блуждающих между своими и

чужими.

Между

собственным

ощущением

своего

социального

бытия,

включенности в него и установками на изоляцию, на его обесценивание,

ненужность.

Этот

внутренний

разлад

усугубляет

замена

бытия

процессом

становления, постоянной метатехнологизацией. В политическом, социально-

экономическом, демографическом, иных аспектах процесс метатехнологизации

звучит как оптимизация. Уже оптимизированы различные виды производства, в

том числе сельскохозяйственного, русские деревни, малые города, медицина,

образование. Оптимизация проявилась в уменьшении численности населения.

На очереди бытие личности, и она уже в поле зрения. Её активно

«оцифровывают»,

подвергают

опасному

технологическому

воздействию

когнитивные

способности.

Это

воздействие

современных

технологий,

ориентированных на генную инженерию, ведёт к уплощению человеческого

мышления, к

внедрению искусственного интеллекта, к

расчеловечиванию

человека.

В этих условиях, наметившейся тенденции расчеловечивания человека,

утраты бытия личности, опасность возникновения физического, и психического

нездоровья отдельной личности, всего общества, неизмеримо возрастает.

Важнейшей задачей является сохранение и обеспечение здоровья, жизни

отдельной человеческой личности, российского общества в целом, возрождение

его культуры, собственного образа жизни. Для этого надо уйти, говорил И.А.

Ильин, от рассредоточенности, индивидуализации, от ориентации на успех,

которая рождает либо зависть, либо самодовольство, травмирующие душу

4

эмоции, надо сосредоточиться на том, что утратили – совесть, честь,

патриотизм, веру [5, 383].

Справедливо утверждается, что вопросы истинного возрождения России,

обеспечения её духовно-нравственного, психического и физического здоровья,

решения политических, демографических, экономических, социальных задач,

укрепления государства, его державности не могут быть окончательно

разрешены только на основе научных подходов, потому что – это и

религиозные, и философские, и нравственные вопросы.

И сама научная деятельность, особенно в условиях современной

информатизации и трансгуманизации, нуждается и в духовно-нравственном, и

философском обосновании, которое на протяжении всей российской истории

вырабатывала мудрая отечественная мысль. Она представила обоснование того,

что нравственность и религия являются серьёзным критерием, своеобразным

ограничителем,

сдерживающим

фактором

в

сверхрационализаторской,

прогрессистской, новаторской деятельности. Что

философия в своей глубине и широте восприятия окружающего мира способна

приглушать и даже поглощать здесь и сейчас звучащий модернизационный

гром.

Библиографический список

1.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

2.

Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М., 2006.

3.

Евангелие от Матфея.

4.

Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в десяти томах. Том. 1. М., 1993.

5.

Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. в десяти томах. Том. 3. М., 1994.

6.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М. 1999.

7.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. 2002.

8.

Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982.

5



В раздел образования