Автор: Демченко Елена Николаевна
Должность: кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУДО "Художественная школа"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: авторская статья
Тема: «Арттерапия в психическом здоровье личности»
Раздел: дополнительное образование
Демченко Елена Николаевна,
к.п.н., член Союза художников России,
преподаватель высшей категории МБУДО «ХШ»,
Россия, г. Благовещенскна - Амуре
Арттерапия в психическом здоровье личности
в современных рационализаторских условиях
Современная
цивилизация
всё
более
и
более
становится
рационализаторской. К негативным последствиям ведёт, с одной стороны,
возрастающее разъединение человека с природой, с другой – нещадная
эксплуатация
её,
выкачивание
сырьевых
ресурсов,
использование
несовершенных технологий, иные «рациональные» методы воздействия на
природу, ведут к экологической катастрофе, к уничтожению природы, меняют
биосферу земли, сказываются на состоянии здоровья людей.
Ещё в начале XX
в. был сделан вывод о том, что рациональная
цивилизация может быть только временной боковой, а не главной ветвью
развития [8, 501]. В последующем она рассматривалась и как ступень в
развитии общества (в противоположность варварству), и как выродившаяся
культура, обладающая высоким уровнем знания и умения, но утратившая душу,
духовность [2, 46].
Рационализация,
прогрессистское
развитие,
основанные
на
познавательно-преобразующей
деятельности,
на
которую
ориентируется
западная цивилизация, привели к возникновению информационного общества,
определили наступление технократической
цивилизации, агрессивной по
отношению к биосфере и представляющей опасность для здоровья, жизни,
бытия человеческой личности.
В условиях этой цивилизации человек всё более отгораживается от
традиционной среды обитания, всё более урбанизируется. Осуществляется
1
замена бытия вообще, бытия личности становлением, постоянным процессом
метатехнологизации. Происходит вытеснение естественной, природной, вещно-
событийной среды, замена её искусственной реальностью, нформационно-
знаковой средой, замена материальности виртуальностью.
Утрачивается значение ощущения предметного бытия, с признания
которого, как принято считать, начинается философия, с наглядности и
изучения которого начинается наука.
Утрачивается способность любить, чувствовать красоту, гармонию
природы, жизни, художественного образа её, способность сочувствовать,
сопереживать. Всё это облагораживает человека, возвышает и одухотворяет
его, гармонизирует личность. Художественное творчество, искусство в целом
способствует человеческому исканию смысла, постижению истины бытия,
оказывает мощный арт-терапевтический эффект.
Философия
и
практика
индивидуализма
с
их
прагматизмом,
меркантилизмом, культурой потребления ведут к утрате способности к
общению, которая ограничена теперь личным автомобилем с тонированными
стёклами и индивидуальным компьютером.
Это
ограничение,
вытекающее
из
односторонности
рационального
восприятия
окружающего
мира,
из
принципов,
определяемых
капиталистическим способом производства и внедренных в наше сознание,
противоречит
пониманию
роли
социального
общения,
ещё
недавно
считавшегося основой формирования личности.
Оно не согласуется с открытиями последнего столетия, с выводами
зарубежных и отечественных исследователей, которые говорят о Вселенной,
как единой, целостной системе колебательных процессов, включающей
человека,
который
есть
часть
информационного
поля
и
тоже
имеет
информационно-кодовую структуру.
Несмотря на эти позиции, существенно меняющие взгляд на Вселенную,
материальный мир, место в нем человека и его сознание, осуществляется
2
прагматический подход к пониманию информации и процессу информатизации
общества
1
, определяющий в основном негативные выводы.
Происходит искажение исторически сложившейся культурной реальности
и самой истории, вытеснение их гиперреальностью, ориентирующейся на
симулякр [1, 17]. Осуществляется «изжитие» современности, бытия, признаётся
и возвеличивается небытие.
Возвеличивание
небытия
и
процесса
становления
определяет
формирование мировоззрения становления, свидетельствующего об отказе от
онтологии, философии, метафизики. Это фактически означает отказ от
традиционно понимаемого бытия, от религии, нравственности, культуры.
В значительной степени это связано с возникшей в 90-е годы очередной
вестернизацией,
влиянием
западной
культуры,
которая
стараниями
либеральных кругов вновь стала путеводителем России. Она определила утрату
народом смысла своей жизни, своего самосознания, своих идеалов, своей
культуры, художественной, политико-правовой [6, 402], иной. Она привела
страну к многочисленным негативным последствиям, к кризису во всех
жизненных сферах. Перенесение чуждых систем на народную почву, писал
А.С. Хомяков, небезопасно и редко бывает безвредно [9, 86].
Вестернизация,
индивидуализация,
меркантилизация
привели
к
деформации правового сознания,
к уничтожению собственного понимания
государства,
права,
цели,
собственной
государственной
идеологии
(законодательно закреплена западная либерально-демократическая идеология),
1
Формально этот процесс в стране связывается с созданием общественной организации
«Академии информатизации СССР» в 1990 г., которую возглавил И.И. Юзвишин, директор
Мосгорсправки.
В
1992
г.
она
перерегистрируется
в
«Международную
Академию
информатизации». С 1995 г. получает общий консультативный статус при Экономическом и
Социальном
Совете
ООН.
26
ноября
1997
г.
утверждается
Всемирный
День
информациологии, который отмечается 25 ноября.
И.И. Юзвишиным была предложена концепция информационной модели Вселенной,
изложенная в его монографии. В ней говорится, что всё имеет информационно-кодовую
основу и сотовую структуру. Что все тела своими атомами, многочисленными частицами и
античастицами, импульсами, излучениями, возбуждениями, электрическими, магнитными
полями вплетаются в локализованные и делокализованные, такие же области аналогичных
или других тел, создавая единую корреляционную первооснову природы и общества в целом.
См.: Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.
3
являющейся важнейшей основой государственного бытия и бытия личности в
государственно-организованном обществе.
Произошла разбалансировка всей политической, правовой, моральной
системы, управленческой деятельности государства. Возникла разбалансировка
иных
систем,
в
том
числе
–
культуры,
науки,
образования,
психофизиологической системы личности. Возникло внутреннее разъединение,
нестройность мыслей, чувств, идей, принципов, блуждающих между своими и
чужими.
Между
собственным
ощущением
своего
социального
бытия,
включенности в него и установками на изоляцию, на его обесценивание,
ненужность.
Этот
внутренний
разлад
усугубляет
замена
бытия
процессом
становления, постоянной метатехнологизацией. В политическом, социально-
экономическом, демографическом, иных аспектах процесс метатехнологизации
звучит как оптимизация. Уже оптимизированы различные виды производства, в
том числе сельскохозяйственного, русские деревни, малые города, медицина,
образование. Оптимизация проявилась в уменьшении численности населения.
На очереди бытие личности, и она уже в поле зрения. Её активно
«оцифровывают»,
подвергают
опасному
технологическому
воздействию
когнитивные
способности.
Это
воздействие
современных
технологий,
ориентированных на генную инженерию, ведёт к уплощению человеческого
мышления, к
внедрению искусственного интеллекта, к
расчеловечиванию
человека.
В этих условиях, наметившейся тенденции расчеловечивания человека,
утраты бытия личности, опасность возникновения физического, и психического
нездоровья отдельной личности, всего общества, неизмеримо возрастает.
Важнейшей задачей является сохранение и обеспечение здоровья, жизни
отдельной человеческой личности, российского общества в целом, возрождение
его культуры, собственного образа жизни. Для этого надо уйти, говорил И.А.
Ильин, от рассредоточенности, индивидуализации, от ориентации на успех,
которая рождает либо зависть, либо самодовольство, травмирующие душу
4
эмоции, надо сосредоточиться на том, что утратили – совесть, честь,
патриотизм, веру [5, 383].
Справедливо утверждается, что вопросы истинного возрождения России,
обеспечения её духовно-нравственного, психического и физического здоровья,
решения политических, демографических, экономических, социальных задач,
укрепления государства, его державности не могут быть окончательно
разрешены только на основе научных подходов, потому что – это и
религиозные, и философские, и нравственные вопросы.
И сама научная деятельность, особенно в условиях современной
информатизации и трансгуманизации, нуждается и в духовно-нравственном, и
философском обосновании, которое на протяжении всей российской истории
вырабатывала мудрая отечественная мысль. Она представила обоснование того,
что нравственность и религия являются серьёзным критерием, своеобразным
ограничителем,
сдерживающим
фактором
в
сверхрационализаторской,
прогрессистской, новаторской деятельности. Что
философия в своей глубине и широте восприятия окружающего мира способна
приглушать и даже поглощать здесь и сейчас звучащий модернизационный
гром.
Библиографический список
1.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
2.
Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М., 2006.
3.
Евангелие от Матфея.
4.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в десяти томах. Том. 1. М., 1993.
5.
Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. в десяти томах. Том. 3. М., 1994.
6.
Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М. 1999.
7.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. 2002.
8.
Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982.
5