Автор: Егерь Марина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Работа над полифонией на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции C-dur»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств имени «А.И.Баева» Северного района Новосибирской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему:
«Работа над полифонией на примере методико –
исполнительского анализа
двухголосной инвенции C-dur»
преподаватель фортепиано
высшей квалификационной категории
М.Н. Егерь
Северное, 2021
Тема урока: «Работа над полифонией на примере методико – исполнительского
анализа двухголосной инвенции C-dur
Уровень образования: дополнительное образование детей
Класс: 5 класс
Предмет: специальность (фортепиано)
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 1, Михайлова Анна
Используемое оборудование: инструмент – фортепиано.
Дата проведения: 26.01.2022 г.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний и умений, анализ
полифонического произведения.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более
глубокое их осмысление, работа над полифонией в средних классах ДШИ на
примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции До-
мажор И.С.Баха.
Задачи урока:
Образовательные:
развитие
навыков
полифонического
мышления.Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов
в их одновременном звучании, осознание кульминаций, трехчастной формы.
Воспитательные:
развитие коммуникативной культуры поведения и
общения.
Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие
интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Методы:
аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие
логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
Предполагаемый результат:
овладение навыками самостоятельной работы над полифонией,
развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей,
повышение качества знаний.
Структура урока:
1.Начало урока: организационный̆
этап, сообщение цели работы на уроке;
вступительная часть;
2.Основная часть урока: теоретическая часть, работа над инвенцией до
мажор И. С. Баха;
3.Заключительный этап: оценка, домашнее задание, заключение
Ход урока
Вступительная часть
Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта.
Наша музыка многоголосна. Полифонические фрагменты вплетены в ткань
почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так
важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить
интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое
звучание.
Если
ученик
не
приобрел
достаточных
навыков
исполнения
полифонической музыки, т.е. не умеет прослушать и воспроизвести несколько
мелодических линий, его игра никогда не будет полноценной в художественном
отношении.
Развитие
хорошего
полифонического
слуха
требует
многолетней
систематической
работы,
большого
педагогического
терпения,
времени.
Желательно не откладывать начало работы с полифонией на средние и старшие
классы, а начинать ее с первых шагов обучения. Именно в младшем школьном
возрасте закладываются основы полифонического слышания, которые, как
известно, развиваются очень постепенно.
Для исполнения полифонических произведений от ученика требуются
осмысленность, певучесть и постоянный слуховой контроль. Именно на
воспитание этих качеств должны быть направлены усилия педагога.
Полифонию, доступную детям в первые годы обучения можно разбить на
три группы:
Подголосочная
полифония
–
легкий
полифонический
репертуар,
включающий обработки народных песен. Ведущий голос в них, как правило,
верхний. Нижний же, подголосок, лишь дополняет, раскрашивает основной
напев, усиливает его напевность.
Контрастная полифония – пьесы с контрастирующими голосами. Здесь
основную мелодию также в большинстве случаев ведет верхний голос, нижний
же, хотя и менее значителен, тоже самостоятелен в тематическом смысле.
Весьма характерны в этом виде полифонии небольшие пьесы, танцы,
принадлежащие композиторам 17 – 18 веков. К шедеврам этого жанра можно
отнести танцы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
Иммитационная полифония – наиболее трудный вид полифонии. Хотя
интонационный контраст между линиями здесь отсутствует, каждый голос
живет самостоятельной жизнью: не совпадают начала и концы фраз, в разное
время возникают подъемы и спады в разных голосах, не совпадают
кульминации, различная фразировка определяет и различную динамику. И хотя
создано большое количество простеньких пьес с элементами имитационной
полифонии
(Б. Барток, «Микрокосмос» - первые тетради, Е. Гнесина
«Азбука», детские обработки русских и украинских народных песен), основная
работа над этим видом полифонии проводится не в младших, а в средних и
старших классах ДМШ.
Итак, прохождение полифонии начинается с самого доступного ее вида –
подголосочной полифонии. Ясные и часто знакомые мелодии народных песен
понятны детям, легко запоминаются и поются. Здесь на простых примерах
можно познакомить их с необходимыми приемами работы над полифонией
(ученик играет один голос, педагог – другой, один голос поется, другой
исполняется на фортепиано и т. д.). Примеры подобного рода можно найти в
многочисленных Школах и Хрестоматиях для начинающих.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью обучения игре на фортепиано. В значительной степени полифония
оказывает
влияние
на
воспитание
дисциплины
в
фортепианном
исполнительстве. Основой полифонии являются устойчивые традиции и
строгая система законов и правил. Исполнение полифонических произведений
требует
спокойствия,
сосредоточенности,
отсутствие
случайного,
субъективного.
Полифонии
не
свойственны
произвольный
контраст,
динамические преувеличения, ритмические вольности и т.д., а значит,
исполнение
полифонических
произведений
требует
чуткого
отношения,
постоянного внимания и контроля.
Изучение полифонических пьес дает много учащимся не только для
приобретения
навыков исполнения полифонической музыки,
но и для
музыкально – пианистической подготовки в целом. Значительна роль работы
над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового звучания, в
умении вести мелодическую линию. Но также работа над полифоническими
приемами приносит большую пользу в области технического мастерства. Такая
работа позволяет выработать точность, чеканность звучания; а также развивает
особую послушность, гибкость кисти и пальцев. Полифоническая ценность и
воспитательное
значение
полифонических
произведений
делают
их
незаменимыми в процессе обучения. Работа над полифонией является важным
фактором в музыкальном развитии учащегося, а недостаточное внимание в
процессе обучения к проблемам полифонического стиля неизбежно сказывается
на всем облике начинающего музыканта.
Наилучшим
педагогическим
материалом
для
воспитания
полифонического звукового мышления является клавирное наследие И.С.Баха.
Преподаватель: Какое произведение мы будем играть на уроке? (ответ:
инвенцию)
Преподаватель: Что означает слово «инвенция»? (ответ: изобретение,
выдумка)
Заглянем в историю создания:
Первоначальная
версия
двухголосных
инвенций
под
названием
«preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф.
Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы, И. С. Бах назвал их
«инвенциями». Какова причина такого переименования?
«Invention
-
риторическая
категория,
обозначавшая
в
учении
об
ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о
красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно
исследована. В частности, в термине «invention» подчеркиваются такие
значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение». Жанр инвенции
известен в музыке с 1555 года (К. Жанекен).
Свидетельством интереса И. С. Баха к этому жанру может быть тот факт,
что он собственноручно переписал цикл инвенций для скрипки соло Ф. А.
Бонпорти (1713 г.). В инвенции «виделся жанр открытия или нового в старом,
или нового задания, или новой техники. Инвенция таила некую загадку, нечто
чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно - искусное, ловкое,
хитроумное, умелое, изощренное и мастерское. Инвенция была частью
«поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки,
задачи поучительные и загадки забавные. Научить и найти - эти дидактические
и занимательные цели, обострявшие природные способности остроумного ума,
всячески подчеркивались»
Об этом свойстве жанра пишет в своей работе В. Голованов: «Само
наименование цикла - инвенции - надо понимать как загадки, которые Бах давал
разгадать своим ученикам»
Основная часть
1. Устный анализ произведения
Разберем произведение на некие составляющие:
В основе «Инвенции До мажор» лежит тема, содержащая вначале (до-ре-
ми-фа) мотив постижения воли Господней, затем (соль-до-си-до) символ
предопределения, принятия воли Бога, предуготованного жребия. Здесь этот
последний символ звучит восторженно, выражая радостную готовность
принятия воли Бога. По содержанию (и общим мотивам-символам) она близка
До
мажорной
фуге
из
I
тома
Хорошо
темперированного
клавира
(Ассоциативный образ Прелюдии и фуги -"Благовещение").
Инвенция написана в 3-х частной форме - 6+8+8 тактов.
В первом разделе тема проходит поочередно то в верхнем, то в нижнем
голосе - всего 4 раза - 2 раза от "до", 2 раза от "соль" - это занимает первые 2
такта. Здесь в басу (соль- вниз соль) - характерный ход на октаву вниз, часто
используемый композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -
славословие воскресения Христа. Первая интермедия - 3-4 такты - построена
как секвенция, где верхний голос - это (ля-соль-фа-ми) зеркальная главная тема,
а нижний голос (си-до-ре-ми)-начало главной темы в ритмическом увеличении
(вместо шестнадцатых - восьмые). Здесь в басовом голосе (как и в фуге)
проходит символ Святого Причастия (си-до-ре-ми, соль-ля-си-до, ми-фа# -соль-
ля) - трижды по четыре восьмых. 5 такт - предыкт к каденции в 6 такте - первый
раздел заканчивается Соль мажором. Здесь (ре-ре) снова характерный ход на
октаву вниз, часто используемый композиторами эпохи Баха со словами
"Sanctus" - "Свят" - славословие воскресения Христа.
Второй раздел начинается проведением темы в нижнем голосе в Соль
мажоре. Тема проходит поочередно 4 раза то в нижнем, то в верхнем голосах -
7-8 такты. 9-10 такты -тема зеркальная -проходит поочередно 4 раза то в
нижнем, то в верхнем голосах. 11-12 такты - интермедия - секвенция - содержит
в нижнем голосе зеркальные проведения темы, в верхнем голосе - тема в
ритмическом увеличении - проходит символ Святого Причастия (до#-ре-ми-фа,
ля-си-до#-ре, фа#-соль#-ля-си) - трижды по четыре восьмых. 13 и 14 такты -
предыктовая зона и каденция в ля миноре - заканчивают второй раздел
инвенции. Здесь (ми-ми, ля-ля) снова уже2 характерных хода на октаву вниз,
часто используемых композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -
славословие воскресения Христа.
Третий раздел начинается проведением (ля-соль-фа-ми) зеркальной темы
в верхнем голосе в ля миноре. Ей отвечает нижний голос тоже с зеркальной
темой- 15 такт. В 16 такте тема в основном виде (ми-фа-соль-ля) в верхнем, а
затем в нижнем голосе. 17 такт - как в 15 - зеркальная тема. 18 такт - как в 16
такте - тема в основном виде. 19 такт и половина 20 такта - интермедия -
секвенция, где в верхнем голосе проходит основная тема, а в нижнем -
зеркальная в ритмическом увеличении - проходит символ Святого Причастия
(сиb-ля-соль-фа, ре-до-сиb-ля, фа-ми-ре-ми) - трижды по четыре восьмых.
Вторая половина 20 такта, 21 и 22 такты - предыктовая зона и каденция в До
мажоре. Здесь в басу (соль- вниз соль) - характерный ход на октаву вниз, часто
используемый композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -
славословие воскресения Христа. До мажорный аккорд заканчивает в 22 такте
всю инвенцию.
2. Работа над произведением
После устного анализа произведения и разбора его на составляющие?
приступаем к изучению главного звена инвенции – темы, ее границ, характера.
Что такое тема?
Если тема – это главная мысль произведения, то характер и образ всего
произведения будет зависеть от характера темы.
Вопрос: какой характер темы?
Ответ: оживленный, решительный и певучий.
Вопрос: в чем выражается решительность характера?
Ответ: сначала в энергичном движении мелодии вверх на кварту, затем – в
волевом движении на квинту вверх. 16 –е ноты также указывают на активный,
оживленный и отчетливый характер звучания.
Соответственно выбираем динамику звучания: пропеваем тему на mf
светлым и вместе с тем решительным звуком.
Добиваемся певучести и безупречной ровности – звуковой и ритмической
(ритмослоги, счет на «раз – два»). Заостряем внимание на динамической
устремленности темы к D.
Противосложение в этой инвенции органично спаяно с темой, оно словно
вырастает из нее. Тему и противосложение связывают вопросо – ответные
соотношения. Противосложение сдерживает активный взлет темы спокойными
ответными интонациями.
Отдельно проучиваем все темы, противосложения, имитации темы. В
разных октавах, тональностях, с нужным звуковым освещением (представляя
звучание разных инструментов).
Затем прослеживаем связи (и звучание) темы – противосложения, темы: –
имитации (ответ). Ученик – педагог, и наоборот.
В инвенции вызывает интерес даже не сама тема, а все те изменения,
которые с ней происходят.
Какие же превращения происходят с темой в каждой из частей? Вместе с
ученицей
прослеживаем
все
превращения
темы
в
каждом
голосе.
Проанализировав, убеждаемся, что вся инвенция представляет собой живой
диалог «собеседников».
По совету Н.Калининой ученице можно объяснить это так: тема в
полифоническом произведении Баха играет примерно такую же роль, что и
главный герой в драме, где с ним случаются всевозможные приключения,
изменяющие его поведение. Важно понять художественный смысл этих
превращений.
В 1 части тема с противосложением проходит дважды и, как мы уже
выяснили, их связывают вопросо – ответные соотношения; в басу дважды
повторяется октавная имитация темы.
При
исполнении
мы
решили
не
разрушать
диалог
темы
и
противосложения и сыграть имитацию очень тихо. Если проучить качественно,
имитация должна прослушаться. Игра.
Вопрос: Что происходит с темой дальше, какие изменения? Ответ:
- начинается первая нисходящая секвенция. Тема звучит здесь в
обращении, т. е. звучит в противоположном движении. Игра.
- во втором голосе мелодия построена на начальном мотиве темы, но в
увеличении. (вместо 16-х звучат восьмые ноты). Игра.
- Вторая секвенция построена на второй части темы, но в обратном
движении. Игра.
Педагог: происходящая во второй секвенции модуляция приводит в
тональность доминанты – соль мажор.
Очень важно показать в первой части кульминации мотивов в нижнем и
верхнем
голосах,
которые
являются
кульминациями
по
самой
логике
внутреннего развития голосов. Игра кульминаций.
И, может быть, не стоит привлекать внимание к теме, которая звучит
между ними, чтобы не разрушать этой логики.
2 часть
Вопрос: что же делается во второй части?
Ответ: ведущим становится нижний голос, а имитация темы - проходит в
верхнем. Здесь также звучит красивый диалог голосов.
Вопрос: А что происходит с секвенциями? Они здесь есть?
Ответ: Да. Но голоса здесь «обменялись» мелодиями. Мелодия, которая
звучала в нижнем голосе, теперь звучит в верхнем. А та, что звучала в верхнем,
теперь прозвучит в нижнем. Игра.
Педагог: Такой прием полифонического письма называется двойной
контрапункт.
А секвенции восходящие или нисходящие?
Ответ: нисходящие, но звучность будем усиливать, потому что они
развивают и утверждают тему.
Педагог: обращаем внимание на несовпадение кульминаций. После
кульминаций голоса движутся в полном согласии к окончанию части.
3 часть.
3 часть начинается с имитаций темы – это еще один диалог. Но в отличие
от прежних, тема здесь заканчивается выдержанным звуком. На это стремление
темы к кульминационному длинному звуку следует обратить внимание и
сыграть его более значительно.
И, наконец, мы переходим к изучению последней секвенции (т.19 – 20).
Ведущая роль опять переходит к верхнему голосу. Последняя секвенция
интересна своеобразным сходством с первой. Оба голоса излагают те же самые
мелодии, но в обращении. Игра.
Нисходящее движение 16-х нот на тему в обращении здесь становится
восходящим (на тему в прямом движении). Так же меняется и движение
басового голоса: первый мотив темы в увеличении звучит в обращении. Такой
полифонический прием называется обратимым контрапунктом.
Вопрос: секвенция восходящая?
Ответ: да. И она уверенно и активно ведет к кульминации всей инвенции.
Игра кульминаций.
Динамический план инвенции очень прост:
Как
известно,
кульминации
в
произведениях
Баха
совпадают
с
каденциями. Они исполняются звучно, энергично. После – наступает спад: 2
часть мы начинаем c mf или mp; 3 часть - начинается p. Последняя секвенция
совпадает с наибольшим динамическим подъемом к заключительному кадансу.
Исполнение всей инвенции ученицей.
Домашнее задание:
Работа над соотношением голосов, поиск необходимого звучания, работа
над динамикой.
Заключение
Развитие музыканта невозможно без развития его полифонического слуха
и мышления. Грамотный, обоснованный подбор педагогического репертуара
играет в этом процессе очень важную роль. Приемы работы над звуковыми и
пианистическими трудностями голосоведения не остаются принадлежностью
лишь полифонической музыки. Они сохраняют свое значение и при проработке
учеником произведений различных стилей, жанров, особенно кантиленных
сочинений малых форм.
Список литературы
1. Браудо И. А. «Об изучении клавирных произведений Баха в
музыкальной школе»
2. Грохотов С. В. «Как научить играть на рояле»
3. Милич Б. А. «Воспитание ученика-пианиста» 1, 2, 3 вып.