Напоминание

«Работа над полифонией на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции C-dur»


Автор: Егерь Марина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Работа над полифонией на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции C-dur»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа

искусств имени «А.И.Баева» Северного района Новосибирской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему:

«Работа над полифонией на примере методико –

исполнительского анализа

двухголосной инвенции C-dur»

преподаватель фортепиано

высшей квалификационной категории

М.Н. Егерь

Северное, 2021

Тема урока: «Работа над полифонией на примере методико – исполнительского

анализа двухголосной инвенции C-dur

Уровень образования: дополнительное образование детей

Класс: 5 класс

Предмет: специальность (фортепиано)

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 1, Михайлова Анна

Используемое оборудование: инструмент – фортепиано.

Дата проведения: 26.01.2022 г.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и умений, анализ

полифонического произведения.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более

глубокое их осмысление, работа над полифонией в средних классах ДШИ на

примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции До-

мажор И.С.Баха.

Задачи урока:

Образовательные:

развитие

навыков

полифонического

мышления.Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов

в их одновременном звучании, осознание кульминаций, трехчастной формы.

Воспитательные:

развитие коммуникативной культуры поведения и

общения.

Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие

интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы:

аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие

логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Предполагаемый результат:

овладение навыками самостоятельной работы над полифонией,

развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей,

повышение качества знаний.

Структура урока:

1.Начало урока: организационный̆

этап, сообщение цели работы на уроке;

вступительная часть;

2.Основная часть урока: теоретическая часть, работа над инвенцией до

мажор И. С. Баха;

3.Заключительный этап: оценка, домашнее задание, заключение

Ход урока

Вступительная часть

Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта.

Наша музыка многоголосна. Полифонические фрагменты вплетены в ткань

почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так

важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить

интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое

звучание.

Если

ученик

не

приобрел

достаточных

навыков

исполнения

полифонической музыки, т.е. не умеет прослушать и воспроизвести несколько

мелодических линий, его игра никогда не будет полноценной в художественном

отношении.

Развитие

хорошего

полифонического

слуха

требует

многолетней

систематической

работы,

большого

педагогического

терпения,

времени.

Желательно не откладывать начало работы с полифонией на средние и старшие

классы, а начинать ее с первых шагов обучения. Именно в младшем школьном

возрасте закладываются основы полифонического слышания, которые, как

известно, развиваются очень постепенно.

Для исполнения полифонических произведений от ученика требуются

осмысленность, певучесть и постоянный слуховой контроль. Именно на

воспитание этих качеств должны быть направлены усилия педагога.

Полифонию, доступную детям в первые годы обучения можно разбить на

три группы:

Подголосочная

полифония

легкий

полифонический

репертуар,

включающий обработки народных песен. Ведущий голос в них, как правило,

верхний. Нижний же, подголосок, лишь дополняет, раскрашивает основной

напев, усиливает его напевность.

Контрастная полифония – пьесы с контрастирующими голосами. Здесь

основную мелодию также в большинстве случаев ведет верхний голос, нижний

же, хотя и менее значителен, тоже самостоятелен в тематическом смысле.

Весьма характерны в этом виде полифонии небольшие пьесы, танцы,

принадлежащие композиторам 17 – 18 веков. К шедеврам этого жанра можно

отнести танцы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Иммитационная полифония – наиболее трудный вид полифонии. Хотя

интонационный контраст между линиями здесь отсутствует, каждый голос

живет самостоятельной жизнью: не совпадают начала и концы фраз, в разное

время возникают подъемы и спады в разных голосах, не совпадают

кульминации, различная фразировка определяет и различную динамику. И хотя

создано большое количество простеньких пьес с элементами имитационной

полифонии

(Б. Барток, «Микрокосмос» - первые тетради, Е. Гнесина

«Азбука», детские обработки русских и украинских народных песен), основная

работа над этим видом полифонии проводится не в младших, а в средних и

старших классах ДМШ.

Итак, прохождение полифонии начинается с самого доступного ее вида –

подголосочной полифонии. Ясные и часто знакомые мелодии народных песен

понятны детям, легко запоминаются и поются. Здесь на простых примерах

можно познакомить их с необходимыми приемами работы над полифонией

(ученик играет один голос, педагог – другой, один голос поется, другой

исполняется на фортепиано и т. д.). Примеры подобного рода можно найти в

многочисленных Школах и Хрестоматиях для начинающих.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой

частью обучения игре на фортепиано. В значительной степени полифония

оказывает

влияние

на

воспитание

дисциплины

в

фортепианном

исполнительстве. Основой полифонии являются устойчивые традиции и

строгая система законов и правил. Исполнение полифонических произведений

требует

спокойствия,

сосредоточенности,

отсутствие

случайного,

субъективного.

Полифонии

не

свойственны

произвольный

контраст,

динамические преувеличения, ритмические вольности и т.д., а значит,

исполнение

полифонических

произведений

требует

чуткого

отношения,

постоянного внимания и контроля.

Изучение полифонических пьес дает много учащимся не только для

приобретения

навыков исполнения полифонической музыки,

но и для

музыкально – пианистической подготовки в целом. Значительна роль работы

над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового звучания, в

умении вести мелодическую линию. Но также работа над полифоническими

приемами приносит большую пользу в области технического мастерства. Такая

работа позволяет выработать точность, чеканность звучания; а также развивает

особую послушность, гибкость кисти и пальцев. Полифоническая ценность и

воспитательное

значение

полифонических

произведений

делают

их

незаменимыми в процессе обучения. Работа над полифонией является важным

фактором в музыкальном развитии учащегося, а недостаточное внимание в

процессе обучения к проблемам полифонического стиля неизбежно сказывается

на всем облике начинающего музыканта.

Наилучшим

педагогическим

материалом

для

воспитания

полифонического звукового мышления является клавирное наследие И.С.Баха.

Преподаватель: Какое произведение мы будем играть на уроке? (ответ:

инвенцию)

Преподаватель: Что означает слово «инвенция»? (ответ: изобретение,

выдумка)

Заглянем в историю создания:

Первоначальная

версия

двухголосных

инвенций

под

названием

«preambulum» (прелюдии) помещена И. С. Бахом в «Нотную тетрадь В. Ф.

Баха» в 1720 году. Затем, переработав эти пьесы, И. С. Бах назвал их

«инвенциями». Какова причина такого переименования?

«Invention

-

риторическая

категория,

обозначавшая

в

учении

об

ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о

красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно

исследована. В частности, в термине «invention» подчеркиваются такие

значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение». Жанр инвенции

известен в музыке с 1555 года (К. Жанекен).

Свидетельством интереса И. С. Баха к этому жанру может быть тот факт,

что он собственноручно переписал цикл инвенций для скрипки соло Ф. А.

Бонпорти (1713 г.). В инвенции «виделся жанр открытия или нового в старом,

или нового задания, или новой техники. Инвенция таила некую загадку, нечто

чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно - искусное, ловкое,

хитроумное, умелое, изощренное и мастерское. Инвенция была частью

«поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки,

задачи поучительные и загадки забавные. Научить и найти - эти дидактические

и занимательные цели, обострявшие природные способности остроумного ума,

всячески подчеркивались»

Об этом свойстве жанра пишет в своей работе В. Голованов: «Само

наименование цикла - инвенции - надо понимать как загадки, которые Бах давал

разгадать своим ученикам»

Основная часть

1. Устный анализ произведения

Разберем произведение на некие составляющие:

В основе «Инвенции До мажор» лежит тема, содержащая вначале (до-ре-

ми-фа) мотив постижения воли Господней, затем (соль-до-си-до) символ

предопределения, принятия воли Бога, предуготованного жребия. Здесь этот

последний символ звучит восторженно, выражая радостную готовность

принятия воли Бога. По содержанию (и общим мотивам-символам) она близка

До

мажорной

фуге

из

I

тома

Хорошо

темперированного

клавира

(Ассоциативный образ Прелюдии и фуги -"Благовещение").

Инвенция написана в 3-х частной форме - 6+8+8 тактов.

В первом разделе тема проходит поочередно то в верхнем, то в нижнем

голосе - всего 4 раза - 2 раза от "до", 2 раза от "соль" - это занимает первые 2

такта. Здесь в басу (соль- вниз соль) - характерный ход на октаву вниз, часто

используемый композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -

славословие воскресения Христа. Первая интермедия - 3-4 такты - построена

как секвенция, где верхний голос - это (ля-соль-фа-ми) зеркальная главная тема,

а нижний голос (си-до-ре-ми)-начало главной темы в ритмическом увеличении

(вместо шестнадцатых - восьмые). Здесь в басовом голосе (как и в фуге)

проходит символ Святого Причастия (си-до-ре-ми, соль-ля-си-до, ми-фа# -соль-

ля) - трижды по четыре восьмых. 5 такт - предыкт к каденции в 6 такте - первый

раздел заканчивается Соль мажором. Здесь (ре-ре) снова характерный ход на

октаву вниз, часто используемый композиторами эпохи Баха со словами

"Sanctus" - "Свят" - славословие воскресения Христа.

Второй раздел начинается проведением темы в нижнем голосе в Соль

мажоре. Тема проходит поочередно 4 раза то в нижнем, то в верхнем голосах -

7-8 такты. 9-10 такты -тема зеркальная -проходит поочередно 4 раза то в

нижнем, то в верхнем голосах. 11-12 такты - интермедия - секвенция - содержит

в нижнем голосе зеркальные проведения темы, в верхнем голосе - тема в

ритмическом увеличении - проходит символ Святого Причастия (до#-ре-ми-фа,

ля-си-до#-ре, фа#-соль#-ля-си) - трижды по четыре восьмых. 13 и 14 такты -

предыктовая зона и каденция в ля миноре - заканчивают второй раздел

инвенции. Здесь (ми-ми, ля-ля) снова уже2 характерных хода на октаву вниз,

часто используемых композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -

славословие воскресения Христа.

Третий раздел начинается проведением (ля-соль-фа-ми) зеркальной темы

в верхнем голосе в ля миноре. Ей отвечает нижний голос тоже с зеркальной

темой- 15 такт. В 16 такте тема в основном виде (ми-фа-соль-ля) в верхнем, а

затем в нижнем голосе. 17 такт - как в 15 - зеркальная тема. 18 такт - как в 16

такте - тема в основном виде. 19 такт и половина 20 такта - интермедия -

секвенция, где в верхнем голосе проходит основная тема, а в нижнем -

зеркальная в ритмическом увеличении - проходит символ Святого Причастия

(сиb-ля-соль-фа, ре-до-сиb-ля, фа-ми-ре-ми) - трижды по четыре восьмых.

Вторая половина 20 такта, 21 и 22 такты - предыктовая зона и каденция в До

мажоре. Здесь в басу (соль- вниз соль) - характерный ход на октаву вниз, часто

используемый композиторами эпохи Баха со словами "Sanctus" - "Свят" -

славословие воскресения Христа. До мажорный аккорд заканчивает в 22 такте

всю инвенцию.

2. Работа над произведением

После устного анализа произведения и разбора его на составляющие?

приступаем к изучению главного звена инвенции – темы, ее границ, характера.

Что такое тема?

Если тема – это главная мысль произведения, то характер и образ всего

произведения будет зависеть от характера темы.

Вопрос: какой характер темы?

Ответ: оживленный, решительный и певучий.

Вопрос: в чем выражается решительность характера?

Ответ: сначала в энергичном движении мелодии вверх на кварту, затем – в

волевом движении на квинту вверх. 16 –е ноты также указывают на активный,

оживленный и отчетливый характер звучания.

Соответственно выбираем динамику звучания: пропеваем тему на mf

светлым и вместе с тем решительным звуком.

Добиваемся певучести и безупречной ровности – звуковой и ритмической

(ритмослоги, счет на «раз – два»). Заостряем внимание на динамической

устремленности темы к D.

Противосложение в этой инвенции органично спаяно с темой, оно словно

вырастает из нее. Тему и противосложение связывают вопросо – ответные

соотношения. Противосложение сдерживает активный взлет темы спокойными

ответными интонациями.

Отдельно проучиваем все темы, противосложения, имитации темы. В

разных октавах, тональностях, с нужным звуковым освещением (представляя

звучание разных инструментов).

Затем прослеживаем связи (и звучание) темы – противосложения, темы: –

имитации (ответ). Ученик – педагог, и наоборот.

В инвенции вызывает интерес даже не сама тема, а все те изменения,

которые с ней происходят.

Какие же превращения происходят с темой в каждой из частей? Вместе с

ученицей

прослеживаем

все

превращения

темы

в

каждом

голосе.

Проанализировав, убеждаемся, что вся инвенция представляет собой живой

диалог «собеседников».

По совету Н.Калининой ученице можно объяснить это так: тема в

полифоническом произведении Баха играет примерно такую же роль, что и

главный герой в драме, где с ним случаются всевозможные приключения,

изменяющие его поведение. Важно понять художественный смысл этих

превращений.

В 1 части тема с противосложением проходит дважды и, как мы уже

выяснили, их связывают вопросо – ответные соотношения; в басу дважды

повторяется октавная имитация темы.

При

исполнении

мы

решили

не

разрушать

диалог

темы

и

противосложения и сыграть имитацию очень тихо. Если проучить качественно,

имитация должна прослушаться. Игра.

Вопрос: Что происходит с темой дальше, какие изменения? Ответ:

- начинается первая нисходящая секвенция. Тема звучит здесь в

обращении, т. е. звучит в противоположном движении. Игра.

- во втором голосе мелодия построена на начальном мотиве темы, но в

увеличении. (вместо 16-х звучат восьмые ноты). Игра.

- Вторая секвенция построена на второй части темы, но в обратном

движении. Игра.

Педагог: происходящая во второй секвенции модуляция приводит в

тональность доминанты – соль мажор.

Очень важно показать в первой части кульминации мотивов в нижнем и

верхнем

голосах,

которые

являются

кульминациями

по

самой

логике

внутреннего развития голосов. Игра кульминаций.

И, может быть, не стоит привлекать внимание к теме, которая звучит

между ними, чтобы не разрушать этой логики.

2 часть

Вопрос: что же делается во второй части?

Ответ: ведущим становится нижний голос, а имитация темы - проходит в

верхнем. Здесь также звучит красивый диалог голосов.

Вопрос: А что происходит с секвенциями? Они здесь есть?

Ответ: Да. Но голоса здесь «обменялись» мелодиями. Мелодия, которая

звучала в нижнем голосе, теперь звучит в верхнем. А та, что звучала в верхнем,

теперь прозвучит в нижнем. Игра.

Педагог: Такой прием полифонического письма называется двойной

контрапункт.

А секвенции восходящие или нисходящие?

Ответ: нисходящие, но звучность будем усиливать, потому что они

развивают и утверждают тему.

Педагог: обращаем внимание на несовпадение кульминаций. После

кульминаций голоса движутся в полном согласии к окончанию части.

3 часть.

3 часть начинается с имитаций темы – это еще один диалог. Но в отличие

от прежних, тема здесь заканчивается выдержанным звуком. На это стремление

темы к кульминационному длинному звуку следует обратить внимание и

сыграть его более значительно.

И, наконец, мы переходим к изучению последней секвенции (т.19 – 20).

Ведущая роль опять переходит к верхнему голосу. Последняя секвенция

интересна своеобразным сходством с первой. Оба голоса излагают те же самые

мелодии, но в обращении. Игра.

Нисходящее движение 16-х нот на тему в обращении здесь становится

восходящим (на тему в прямом движении). Так же меняется и движение

басового голоса: первый мотив темы в увеличении звучит в обращении. Такой

полифонический прием называется обратимым контрапунктом.

Вопрос: секвенция восходящая?

Ответ: да. И она уверенно и активно ведет к кульминации всей инвенции.

Игра кульминаций.

Динамический план инвенции очень прост:

Как

известно,

кульминации

в

произведениях

Баха

совпадают

с

каденциями. Они исполняются звучно, энергично. После – наступает спад: 2

часть мы начинаем c mf или mp; 3 часть - начинается p. Последняя секвенция

совпадает с наибольшим динамическим подъемом к заключительному кадансу.

Исполнение всей инвенции ученицей.

Домашнее задание:

Работа над соотношением голосов, поиск необходимого звучания, работа

над динамикой.

Заключение

Развитие музыканта невозможно без развития его полифонического слуха

и мышления. Грамотный, обоснованный подбор педагогического репертуара

играет в этом процессе очень важную роль. Приемы работы над звуковыми и

пианистическими трудностями голосоведения не остаются принадлежностью

лишь полифонической музыки. Они сохраняют свое значение и при проработке

учеником произведений различных стилей, жанров, особенно кантиленных

сочинений малых форм.

Список литературы

1. Браудо И. А. «Об изучении клавирных произведений Баха в

музыкальной школе»

2. Грохотов С. В. «Как научить играть на рояле»

3. Милич Б. А. «Воспитание ученика-пианиста» 1, 2, 3 вып.



В раздел образования