Автор: Нагорная Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ- гимназия № 34
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: Технология модульного обучения
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ .
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения.
Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом
завоёвывает себе место в образовательных учреждениях. Так ли хорошо
«учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы
обучения.
Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит
на
информационные
блоки-модули.
Технология
построена
на
самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в
соответствии с поставленной целью обучения.
Технология модульного обучения как альтернатива традиционному
обучению появилась и приобрела большую популярность в учебных
заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов 20 века.
В
отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения
изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И . Шамовой.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически
связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную
учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе
все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных
результатов.
Модульное обучение делится на модульный урок, модульную
программу и планирование в формате модуля.
Модульное обучение учит обучающихся самостоятельному усвоению
знаний.
Роль учителя в данной технологии меняется. Он должен мотивировать
обучающихся, помогать им.
Если на уроках в начальной школе активно внедрять в образовательный
процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более
качественного
обучения,
гарантирующего
достижение
более
высоких
результатов.
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
-помощь ученикам при включении в работу;
-организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения
общего уровня усвоенных знаний;
-создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.
Начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе
повторение - живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно
говорят,
высказывают
свою
точку
зрения,
спорят.
Они
не
боятся
подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.
Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет,
дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в
работе с детьми только три типа высказывания, каждое из которых
позитивное: похвалить ученика; направить, уточнить; заново рассказать ту
часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение,
дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать
ошибки или неточности. Часто в таких классах школьники проявляют
желание узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в
ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.
На
этом
этапе
работы
необходимо
исключить
поверхностное
оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть
включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет
способствовать не только готовности учащихся к включению в новые
познавательные
процедуры,
но
и
созданию
общего
позитивного
доброжелательного ровного эмоционального фона в работе учителя и
ученика.
На уроке учащимся можно предоставить полную самостоятельность.
Скорость работы у всех разная, высвобождается время на поочередные
индивидуальные консультации во время выполнения творческой части урока
(рисунка, изделия). Модульные уроки очень нравятся учащимся, каждый
работает в своем индивидуальном ритме, каждый может вернуться к
наиболее сложным понятиям, просмотреть еще раз не совсем понятные
моменты изучаемого материала. А также не менее важным является и то, что
по модулю работают учащиеся, которые при традиционных методах и
формам, как правило, стремятся либо отвлекаться, либо склонны нарушать
дисциплину.
П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:
1.
модульность (обучение строится по модулям);
2.
деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип
требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
3.
динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания
модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы
обучения);
4.
метод деятельности;
5.
гибкость;
6.
осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких,
средних и отдаленных перспектив учения);
7.
разносторонность методического консультирования;
8.
паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и
учащегося).
Достоинства МО:
повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на
отработку практических навыков;
компетенция определяет необходимые личностные качества;
сокращение сроков обучения;
реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной
возможности создания индивидуальных программ обучения;
быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся
условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются:
длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных
затратах времени и затратах на тиражирование;
необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
некоторая сложность организации учебного процесса.
Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов
учебного процесса.
Рекомендации по применению технологии модульного обучения
Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на
учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Процесс
усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной
организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт раскрытия
существенных сторон нового материала и различных форм материализации
новых знаний.
Очень важно строить процесс обучения в согласии с процессом
усвоения.
Этим
модульные
уроки
отличаются
от
обычных.
Они
представляют собой полный цикл процесса познания - описание - объяснение
-
проектирование.
Модульная
технология
в
начале
каждого
этапа
деятельности предполагает мотивацию, помогающую учащемуся понять
какую информацию и для чего он осваивает.
На подготовительном этапе структурирования учебной модульной
программы большое внимания надо уделять:
— изучению учебных возможностей и потребностей учащихся;
— изучению содержания учебной дисциплины;
— обоснованию предыдущих знаний учащихся.
На первом этапе учитель должен умело разложить содержание и по
уровню сложности, и по методам работы над ним, не забывая про
алгоритмизацию. Это значит, что если, например, при изучении нового
материала учитель задает самостоятельную работу с текстом учебника, то
обязательно должен продумать наводящие вопросы для учащихся с низким
уровнем обученности, рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто
выполнил задание полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом
для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы,
дополнительная информация и т.д. Ученики имеют разные учебные
возможности: кто-то может только узнать знакомые факты, кто-то выполнит
несложные действия, а кто-то установит межпредметные связи. Технология
модульного
обучения
должна
давать
учащимся
возможность
выбора
Введение
модульной
технологии
в
образовательный
процесс
нужно
осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную
работу
Во-первых,
необходимо тщательно проработать учебный материал
всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные,
основополагающие идеи. Необходимо четко знать, что представляет собой
комплексная дидактическая цель, и сформулировать для обучающихся
интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия он
должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность
учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид
работы обучающихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки
выполнения, коррекцию собственной деятельности.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции,
беседы),
соответствующие
наглядные
пособия,
технические
средства
обучения, а также задания, тесты и т.д. Затем разработать методическое
сопровождение
учащихся
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей обучающихся.
Необходимо помнить, что для многих учащихся само целеполагание,
самооценка и рефлексия - очень сложные процессы для учащихся и требуют
дополнительной подготовки. Учитель тоже должен изменить свою функцию
с информационной на консультирующую.
Учителю, только начинающему знакомство с технологией модульного
обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый
год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.
Отдельный модуль можно прописать в произвольной форме, соблюдая
золотые учительские правила: учащемуся должно быть все понятно,
достаточно проблемно, не перегружено информацией и интересными
фактами и предоставлена возможность выбора собственной образовательной
траектории.
Рейтинговая форма контроля проста в применении, что помогает как
преподавателю, так и обучающемуся.
С самого начала обучения по модульной системе обучающимся
выдается памятка по контролю, в которой расписан график проведения
контроля, степень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать
обучающийся в момент прохождения контроля, а также уровень балльной
системы (за какой уровень знаний присваивается какой балл), что дает
возможность обучающимся построить свою работу. Также в данных
критериях указан вид штрафов, поощрений и установленный диапазон
рейтинга («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»)
Для
составления
рейтинговой
системы
контроля
преподавателю
необходимо решить два вида задач:
– по содержанию: проанализировать содержание материала, выявить
основные показатели контроля, четко разделить по целостности восприятия.
Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень овладения
материалом;
– по деятельности:
проанализировать каждый вид деятельности,
представить его в виде понятного алгоритма (последовательности операций).
Разделить все действия на три уровня исполнения, сформулировать критерии
оценки каждого уровня, представить результаты по данным уровням.
Изучив опыт учителей, которые использовали в своем обучении технологию
модульного обучения, можно сказать, что она является оптимальным
методом обучения.
Данный способ обучения позволяет повысить успеваемость за короткие
сроки. У обучающегося появляется мотивация получить больше баллов, а
следовательно, и хорошую оценку.
Учитель не может отругать обучающегося за то, что у него что-то не
получается. Учитель в данной методике выступает как помощник, как
консультант. Он должен подбодрять обучающегося такими словами как
«молодец», «хорошо» и т.д.
Модульное обучение учит детей самостоятельности и работать в
группах или в парах.
Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как
лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять
деятельностью обучающихся. Модульная система обучения дает учителю
профессиональный
рост,
а
ученику
возможность
саморазвития,
самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя
большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда.
Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более
высокую оценку своей деятельности.
Заключение
Каждый модуль строится по следующей схеме: 1) название модуля; 2)
интегрирующая дидактическая цель; 3) целевой план действий учащихся; 4)
банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или
повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее
изученного) материала; 5) выходной контроль
Проанализировав теоретические аспекты данной темы и изучив опыт
учителей,
можно
сказать,
что
модульное
обучение
обеспечивает
индивидуализацию
процесса
обучение,
активизацию
познавательной
деятельности, условия для творческого развития самовыражения личности.
Таким образом, технология модульного обучения,
как и любая
педагогическая технология, это, в первую очередь, система, в которую
входят совместные действия учителя и обучающихся, это сотрудничество.
Учитель получает опыт подготовки и проведения современного урока,
начиная от мотивации и совместного целеполагания, и заканчивая оценкой
результатов, выставлением и комментированием отметок, и рефлексией.
Такой опыт повышает уровень профессиональной компетенции учителя.
Обучающиеся
формируют
умение
учиться,
приобретая
опыт
самостоятельной познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности.
Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в
том числе в экстернате ( освоение проходит в домашних условиях, например,
при дистанционном обучении): четкое дозирование учебного материала,
информационно-методическое обеспечение с программой логически
последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать
материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и
эффективность образовательного процесса в целом.