Автор: Пешкова Марина Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №79"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мыследеятельности младших школьников на уроках математики
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
В настоящее время перед образованием ставится задача воспитания
активного, рационально мыслящего человека, способного самостоятельно
анализировать жизненные ситуации, творчески подходить к созданию
продуктов деятельности. Безусловно, в этом направлении приоритетной
становится проблема развития познавательной сферы младших школьников.
В современном образовании, где на первое место выходит формирование
способности осознанно подходить к процессу учения, развитие умения
учиться, очень важно наличие у детей развитых мыслительных способностей.
Мышление – наиболее сложный психический познавательный процесс. В
отличие от других процессов мышление совершается в соответствие с
определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления выделяют
логические операции, на которых и строится осознанный процесс познания
действительности. В настоящее время авторы существующих систем
обучения начального образования ставят целью развитие операций
мыследеятельности на различных дисциплинах. Я опишу приёмы работы по
развитию мыслительных операций на уроках математики, поскольку
особенности изучаемого материала дают обширную базу для применения
различных видов заданий по каждой из мыслительных операций; структура
уроков математики позволяет внедрять данные задания на различных
этапах; в современных учебниках уже заложена база для развития основных
логических операций.
1. СРАВНЕНИЕ – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство
и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение
играет очень важную роль более глубокого познания особенностей данных
предметов и явлений. Я широко использую приём сравнения на всех видах
математического материала:
Нумерация чисел (Чем похожи и чем различаются два или несколько
чисел? Сравните числа с помощью знаков.)
Работа с числовыми выражениями, равенствами и неравенствами
(Сравни выражения. Что нужно изменить в данном выражении по
сравнению с образцом?)
Задачи разных видов (Сравни тексты задач. Чем они похожи и чем
различаются? Сравни решения задач. Сравни способы решения задач.)
Геометрический материал (Какие признаки похожи и какие
различаются в наборе геометрических фигур? Сравни группы
геометрических фигур по различным признакам.) и т.д.
Сравнение можно использовать на всех этапах урока. Я часто использую
приём сравнения на этапе выявления проблемы при изучении нового
материала. Детям предлагаются задания на основе уже изученных знаний
и задания с ещё неизвестным им способом решения. Учащиеся должны
сравнить математические объекты, отделив «знание от незнания». В
данном случае в результате сравнения выделяются существенные
признаки нового для изучения математического объекта. На этапе
решения проблемы, отработки полученных знаний и умений путём
сравнения по открытым существенным признакам учащиеся сопоставляют
задание с изученным и в соответствие с этим выбирают способ решения.
2. АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение существенных свойств и
признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от
несущественных признаков и свойств. На уроках математики я в своей
работе наиболее часто использую приём абстракции на этапе решения
поставленной проблемы, когда выделяются похожие черты, признаки для
изучаемой группы математических объектов, «отсеивается"
несущественное, акцентируется главное. Говоря по-другому, абстракция –
это работа над формированием математических понятий. В моей работе
абстракция актуальна и при открытии способов решения задач. В данном
случае я применяю приём моделирования, когда совместно с учащимися
в схематической форме конструируется способ решения конкретной
задачи, а затем данный способ апробируется на ряде типичных задач. На
мой взгляд, такая работа способствует осмысленному переносу открытого
способа в разряд обобщённых способов действий.
3. ОБОБЩЕНИЕ – мысленное объединение предметов и явлений в
группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в
процессе абстракции. В учебной работе школьников обобщение
проявляется в выводах, правилах, классификации. Приём обобщения
используется на всех этапах урока. Я применяю задания следующих типов:
Расклассифицируйте математические объекты на группы либо по
заданному учителем признаку, либо по критериям, выбранным
самими учащимися. Очень часто данный приём я использую на
этапе постановки проблемы урока, когда помимо выявления
незнания, детьми выделяются и существенные признаки нового
материала.
Выделите существенные признаки математических объектов,
объединённых в одну группу.
Отнесите новый математический объект к одной из предложенных
или полученных в результате совместной работы группе. Объясните,
по каким критериям вы это сделали.
Исключите лишний математический объект из заданного ряда.
4. КОНКРЕТИЗАЦИЯ – логическая операция, обратная обобщению, это
мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует
этому общему. На уроках я часто предлагаю конкретизировать
правило, способ решения. Конкретизировать – значит привести
пример, подтверждающий общее теоретическое положение, правило,
закон. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение:
связывает теоретические знания с жизнью, с практикой.
5. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – важнейшие мыслительные операции, в единстве
они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ –
это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его
части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Синтез
– это мысленное соединение отдельных элементов, частей и
признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны. Чаще
всего развитие этих операций я осуществляю на этапе постановки цели
урока, когда под пристальным вниманием оказываются существенные
свойства, отдельные особенности изучаемого объекта, и на этапе
изучения нового, где происходит синтез существенных признаков, что
ведёт к формированию понятия.
Таким образом, уроки математики хранят обширный потенциал для
развития мыслительных операций младших школьников, что отвечает
потребности общества в рационально мыслящей личности.