Напоминание

Развитие мыследеятельности младших школьников на уроках математики


Автор: Пешкова Марина Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №79"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мыследеятельности младших школьников на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

В настоящее время перед образованием ставится задача воспитания

активного, рационально мыслящего человека, способного самостоятельно

анализировать жизненные ситуации, творчески подходить к созданию

продуктов деятельности. Безусловно, в этом направлении приоритетной

становится проблема развития познавательной сферы младших школьников.

В современном образовании, где на первое место выходит формирование

способности осознанно подходить к процессу учения, развитие умения

учиться, очень важно наличие у детей развитых мыслительных способностей.

Мышление – наиболее сложный психический познавательный процесс. В

отличие от других процессов мышление совершается в соответствие с

определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления выделяют

логические операции, на которых и строится осознанный процесс познания

действительности. В настоящее время авторы существующих систем

обучения начального образования ставят целью развитие операций

мыследеятельности на различных дисциплинах. Я опишу приёмы работы по

развитию мыслительных операций на уроках математики, поскольку

особенности изучаемого материала дают обширную базу для применения

различных видов заданий по каждой из мыслительных операций; структура

уроков математики позволяет внедрять данные задания на различных

этапах; в современных учебниках уже заложена база для развития основных

логических операций.

1. СРАВНЕНИЕ – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство

и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение

играет очень важную роль более глубокого познания особенностей данных

предметов и явлений. Я широко использую приём сравнения на всех видах

математического материала:

Нумерация чисел (Чем похожи и чем различаются два или несколько

чисел? Сравните числа с помощью знаков.)

Работа с числовыми выражениями, равенствами и неравенствами

(Сравни выражения. Что нужно изменить в данном выражении по

сравнению с образцом?)

Задачи разных видов (Сравни тексты задач. Чем они похожи и чем

различаются? Сравни решения задач. Сравни способы решения задач.)

Геометрический материал (Какие признаки похожи и какие

различаются в наборе геометрических фигур? Сравни группы

геометрических фигур по различным признакам.) и т.д.

Сравнение можно использовать на всех этапах урока. Я часто использую

приём сравнения на этапе выявления проблемы при изучении нового

материала. Детям предлагаются задания на основе уже изученных знаний

и задания с ещё неизвестным им способом решения. Учащиеся должны

сравнить математические объекты, отделив «знание от незнания». В

данном случае в результате сравнения выделяются существенные

признаки нового для изучения математического объекта. На этапе

решения проблемы, отработки полученных знаний и умений путём

сравнения по открытым существенным признакам учащиеся сопоставляют

задание с изученным и в соответствие с этим выбирают способ решения.

2. АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение существенных свойств и

признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от

несущественных признаков и свойств. На уроках математики я в своей

работе наиболее часто использую приём абстракции на этапе решения

поставленной проблемы, когда выделяются похожие черты, признаки для

изучаемой группы математических объектов, «отсеивается"

несущественное, акцентируется главное. Говоря по-другому, абстракция –

это работа над формированием математических понятий. В моей работе

абстракция актуальна и при открытии способов решения задач. В данном

случае я применяю приём моделирования, когда совместно с учащимися

в схематической форме конструируется способ решения конкретной

задачи, а затем данный способ апробируется на ряде типичных задач. На

мой взгляд, такая работа способствует осмысленному переносу открытого

способа в разряд обобщённых способов действий.

3. ОБОБЩЕНИЕ – мысленное объединение предметов и явлений в

группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в

процессе абстракции. В учебной работе школьников обобщение

проявляется в выводах, правилах, классификации. Приём обобщения

используется на всех этапах урока. Я применяю задания следующих типов:

Расклассифицируйте математические объекты на группы либо по

заданному учителем признаку, либо по критериям, выбранным

самими учащимися. Очень часто данный приём я использую на

этапе постановки проблемы урока, когда помимо выявления

незнания, детьми выделяются и существенные признаки нового

материала.

Выделите существенные признаки математических объектов,

объединённых в одну группу.

Отнесите новый математический объект к одной из предложенных

или полученных в результате совместной работы группе. Объясните,

по каким критериям вы это сделали.

Исключите лишний математический объект из заданного ряда.

4. КОНКРЕТИЗАЦИЯ – логическая операция, обратная обобщению, это

мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует

этому общему. На уроках я часто предлагаю конкретизировать

правило, способ решения. Конкретизировать – значит привести

пример, подтверждающий общее теоретическое положение, правило,

закон. В учебном процессе конкретизация имеет большое значение:

связывает теоретические знания с жизнью, с практикой.

5. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – важнейшие мыслительные операции, в единстве

они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ –

это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его

части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Синтез

– это мысленное соединение отдельных элементов, частей и

признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны. Чаще

всего развитие этих операций я осуществляю на этапе постановки цели

урока, когда под пристальным вниманием оказываются существенные

свойства, отдельные особенности изучаемого объекта, и на этапе

изучения нового, где происходит синтез существенных признаков, что

ведёт к формированию понятия.

Таким образом, уроки математики хранят обширный потенциал для

развития мыслительных операций младших школьников, что отвечает

потребности общества в рационально мыслящей личности.



В раздел образования