Автор: Сорокина Людмила Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по литературному чтению
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №
33.
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия системы учебников .
«Перспектива» 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
[сост. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина].— Москва « Просвещение», 2014 год
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» учебным планом отводится 425 часов:
в 1 классе – после курса «Обучения грамоте» 4 часа в неделю, 40 часов,
во 2 классе - 4 часа в неделю, 140 часов в год, 35 учебных недель,
в 3 классе - 4 часа в неделю, 140 часов в год, 35 учебных недель,
в 4 классе - 3 часа в неделю, 105 часов в год, 35 учебных недель.
Предмет «Литературное чтение» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс
При освоении содержания используются учебники : Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина
учебник «Литературное чтение» 1 часть, для 1 класса 4-е издание, Москва «Просвещение» 2014
год.
Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина учебники «Литературное чтение» в двух частях, для 2, 3, 4
классов 4-е издание, Москва «Просвещение» 2014 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов
России.
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование
представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными
приёмами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и
алфавитный каталоги и
рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности,
вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации
.
Программа 1 класса направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
• читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
• читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца
предложения;
• самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;
• находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);
• участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения;
отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя
опорные слова (словесная модель текста);
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с
индивидуальным темпом;
• самостоятельно определять главную мысль произведения;
• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в
классе;
• рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;
• находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема,
автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в организации выставки книг в классе;
• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение,
тема, герой, рифма;
• различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
• различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
• находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев
(звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности сказочного текста;
• характеризовать героя произведения;
• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
• придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
• создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;
• иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
• разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством
учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
• придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с
индивидуальным темпом;
• самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
• под руководством учителя определять главную мысль произведения;
• задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или
прослушанному произведению;
• пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под
руководством учителя;
• характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);
• делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части,
готовить текст к пересказу;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
• сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
• сравнивать прозаический и поэтический тексты;
• наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать текст про себя и понимать прочитанное;
• самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
• самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;
• пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
• самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного
произведения;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку
книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• характеризовать представленную на выставке книгу;
• организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством
учителя;
• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
• самостоятельно составлять аннотацию;
• самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
• пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• определять особенности сказочного текста;
• характеризовать героя произведения;
• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
• сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
• различать прозаический и поэтический тексты;
• наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;
• находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
• находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства
художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные
особенности;
• выявлять особенности героя художественного рассказа;
• выявлять особенности юмористического произведения;
• находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными
произведениями;
• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной
выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение
при чтении;
• составлять самостоятельно тексты разных жанров;
• писать отзыв на книгу
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять
главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
• устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по
прочитанному или прослушанному произведению;
• самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе
плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать
героев одного произведения;
• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку
книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с
представленными образцами;
• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять
отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить
необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе
выделения объектов картины.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
• самостоятельно составлять аннотацию;
• самостоятельно заполнять каталожную карточку;
• пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой
необходимой информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
• рассказывать о книге; составлять на неё отзыв.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные
особенности; выявлять особенности героя художественного рассказа;
• выявлять особенности юмористического произведения;
• определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по
темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение
при чтении;
• составлять самостоятельно тексты разных жанров;
• писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
• самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций
картин, серии иллюстраций, личного опыта.
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский
интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского
опыта, поиск аргументов);
• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику);
определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;
• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;
• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять
отличительные особенности;
• сравнивать произведения художественной и научнопознавательной литературы; находить
необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.
Учащиеся получат возможность научиться:
• воспринимать литературу как искусство;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от
авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному
параметру, по собственному желанию;
• составлять самостоятельно краткую аннотацию;
• писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска
необходимой литературы.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;
• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по
темам;
• сравнивать былину и сказочный текст;
• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
• определять ритм стихотворения;
• сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;
• создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства
художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать в речи литературоведческие понятия.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
• создавать свой собственный текст.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
в 1-4 классах
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» —
ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений
читать, писать, слушать, говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных
ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы
(чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно
переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова
(чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в
словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее
понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое
чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости
чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость
ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие
начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им
чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при
самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой
которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять
главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести
диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения
материала о правилах речевого этикета,ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит?
как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и
контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя
уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного
чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие
сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи,
совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная
деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с
текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана,
умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование
его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание
данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-
рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание
текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль
в процессе общения. Учащиеся (с помощью учителя) будут наблюдать, как изменяются цели
общения при составлении художественного и познавательного текстов.
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная
деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование
нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся
средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения
мира в художественных
и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью
научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности
художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной
литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от
произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное
произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через
художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений,
стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям,
пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание курса включён элементарный анализ художественного произведения, который
строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст
целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая
его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-
эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ,
воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом
внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово
как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не
само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном
контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные
слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые
доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного
образа и полноценно осмыслить его.
В содержание курса включены доступные детям элементарные представления о теме и
проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях,
словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет
содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения
отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные),
произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также
произведения устного народного творчества (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки).
Художественно-эстетическая направленность содержания курса позволяет учащимся накопить
опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.