Напоминание

Программа по литературному чтению


Автор: Сорокина Людмила Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по литературному чтению
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе:

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №

33.

Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия системы учебников .

«Перспектива» 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /

[сост. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина].— Москва « Просвещение», 2014 год

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» учебным планом отводится 425 часов:

в 1 классе – после курса «Обучения грамоте» 4 часа в неделю, 40 часов,

во 2 классе - 4 часа в неделю, 140 часов в год, 35 учебных недель,

в 3 классе - 4 часа в неделю, 140 часов в год, 35 учебных недель,

в 4 классе - 3 часа в неделю, 105 часов в год, 35 учебных недель.

Предмет «Литературное чтение» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс

При освоении содержания используются учебники : Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина

учебник «Литературное чтение» 1 часть, для 1 класса 4-е издание, Москва «Просвещение» 2014

год.

Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина учебники «Литературное чтение» в двух частях, для 2, 3, 4

классов 4-е издание, Москва «Просвещение» 2014 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и

передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов

России.

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование

представлений о мире,

российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и

зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику

различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,

общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными

приёмами интерпретации, анализа

и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием

элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и

алфавитный каталоги и

рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности,

вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации

.

Программа 1 класса направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

• читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

• читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца

предложения;

• самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль

прочитанного или прослушанного произведения;

• находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);

• участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения;

отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя

опорные слова (словесная модель текста);

Учащиеся получат возможность научиться:

• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с

индивидуальным темпом;

• самостоятельно определять главную мысль произведения;

• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

• пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

• называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в

классе;

• рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;

• находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема,

автор, название).

Учащиеся получат возможность научиться:

• участвовать в организации выставки книг в классе;

• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение,

тема, герой, рифма;

• различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

• различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

• находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев

(звукопись).

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять особенности сказочного текста;

• характеризовать героя произведения;

• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

• придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

• создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.;

• иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

• разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством

учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

• придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с

индивидуальным темпом;

• самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

• под руководством учителя определять главную мысль произведения;

• задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или

прослушанному произведению;

• пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под

руководством учителя;

• характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);

• делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части,

готовить текст к пересказу;

• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

• сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

• сравнивать прозаический и поэтический тексты;

• наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

• читать текст про себя и понимать прочитанное;

• самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

• задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

• самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;

• пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

• самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного

произведения;

• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку

книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

• характеризовать представленную на выставке книгу;

• организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством

учителя;

• находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

• самостоятельно составлять аннотацию;

• самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

• пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• определять особенности сказочного текста;

• характеризовать героя произведения;

• самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

• сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

• различать прозаический и поэтический тексты;

• наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;

• находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;

• находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства

художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные

особенности;

• выявлять особенности героя художественного рассказа;

• выявлять особенности юмористического произведения;

• находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными

произведениями;

• читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

• инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной

выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение

при чтении;

• составлять самостоятельно тексты разных жанров;

• писать отзыв на книгу

3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять

главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

• устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по

прочитанному или прослушанному произведению;

• самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе

плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать

героев одного произведения;

• находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку

книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с

представленными образцами;

• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять

отличительные особенности;

• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить

необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе

выделения объектов картины.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

• составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

• самостоятельно составлять аннотацию;

• самостоятельно заполнять каталожную карточку;

• пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой

необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

• рассказывать о книге; составлять на неё отзыв.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные

особенности; выявлять особенности героя художественного рассказа;

• выявлять особенности юмористического произведения;

• определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по

темам;

• сравнивать былину и сказочный текст;

• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

• определять ритм стихотворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение

при чтении;

• составлять самостоятельно тексты разных жанров;

• писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

• самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций

картин, серии иллюстраций, личного опыта.

4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский

интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского

опыта, поиск аргументов);

• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику);

определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

• составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;

• сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять

отличительные особенности;

• сравнивать произведения художественной и научнопознавательной литературы; находить

необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

• сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Учащиеся получат возможность научиться:

• воспринимать литературу как искусство;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от

авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному

параметру, по собственному желанию;

• составлять самостоятельно краткую аннотацию;

• писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими

возрасту словарями и справочной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогом для поиска

необходимой литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

• различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;

• сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по

темам;

• сравнивать былину и сказочный текст;

• сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

• определять ритм стихотворения;

• сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;

• создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства

художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

• использовать в речи литературоведческие понятия.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

• создавать свой собственный текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

в 1-4 классах

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»

ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений

читать, писать, слушать, говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных

ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы

(чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно

переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова

(чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в

словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее

понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое

чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости

чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость

ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие

начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им

чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при

самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой

которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять

главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести

диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения

материала о правилах речевого этикета,ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит?

как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и

контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя

уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного

чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие

сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи,

совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет

обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная

деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с

текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана,

умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование

его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание

данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-

рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание

текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль

в процессе общения. Учащиеся (с помощью учителя) будут наблюдать, как изменяются цели

общения при составлении художественного и познавательного текстов.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная

деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование

нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся

средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения

мира в художественных

и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью

научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности

художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной

литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от

произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное

произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через

художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений,

стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям,

пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание курса включён элементарный анализ художественного произведения, который

строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст

целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая

его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-

эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ,

воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом

внимания маленького читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово

как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не

само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном

контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные

слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые

доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного

образа и полноценно осмыслить его.

В содержание курса включены доступные детям элементарные представления о теме и

проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях,

словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет

содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения

отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные),

произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также

произведения устного народного творчества (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки).

Художественно-эстетическая направленность содержания курса позволяет учащимся накопить

опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.



В раздел образования