Автор: Серова Юлия Игоревна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №47
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщение опыта по формированию УУД учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование
Обобщение опыта по формированию УУД учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 47 Серовой Юлии Игоревны
В школу дети приходят с огромным желанием хорошо учиться, но, к
сожалению, не у всех это получается. У школьников разные индивидуальные
особенности, способности, разный уровень подготовленности к обучению.
Важно раскрыть способности, заложенные природой в ребёнке, и построить
учебно-воспитательный
процесс
таким
образом,
чтобы
успешно
их
развивать. Этой проблемой и занимается Серова Юлия Игоревна, учитель
начальных классов МБОУ СОШ № 47 она работает в 1 «Б» классе, где учатся
26 учеников.
Для
развития
вычислительных
навыков,
математической
речи,
абстрактно-образного мышления необходимы функционально-динамичные
задания, которые могли бы переключать внимание, деятельность учащихся,
развивать воображение, повышать эмоциональный фон. Такими заданиями
могут стать устные упражнения (устный счет).
Устный счёт на уроках математики учителя является средством
формирования
универсальных
учебных
действий
направленного
и
всестороннего развития способностей детей. Систематическое выполнение
устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать
природные
способности
к
восприятию,
запоминанию
и
обработке
информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной
работоспособности,
организованности,
целеустремлённости.
Учитель
использует возможности устного счёта для формирования УУД
детей
младшего школьного возраста.
Автор опыта считает, что устные упражнения способствуют развитию
внимания и памяти учащихся, повышают интерес к математике, помогают
учителю воспитывать у детей навыки самостоятельности, умение ценить и
экономить время. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счёта – одно
из условий их успешного обучения в старших классах.
В основе опыта лежат идеи выдающихся педагогов и психологов:
- Л. С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин
утверждают, что в центре внимания при обучении находится растущая и
развивающаяся личность младшего школьника;
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г считают, что устные упражнения
содержат огромные возможности для развития мышления и активизации
познавательной деятельности учащихся;
- А. Н. Колмогоров, И. В. Дубровина своими исследованиями доказали,
что математические способности проявляются довольно рано и требуют
непрерывного упражнения.
Серова Юлия Игоревна использует материал учебников Дорофеев
Г.В., Миракова Т.Ню, Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. по
программе «Перспекива».
Юлия Игоревна при организации устного счета сочетает групповые,
индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности учащихся.
Устная работа присутствует на протяжении всего урока – это и беседы
учителя с классом или отдельными учениками, и проверка домашнего
задания, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и
т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые
устные упражнения.
Устные
упражнения
способствуют
формированию
основных
математических понятий, более глубокому ознакомлению с составом чисел
из слагаемых и сомножителей, лучшему усвоению законов арифметических
действий и др. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими
числами,
учащиеся
яснее
представляют
себе
состав
чисел,
быстрее
схватывают зависимость между данными и результатами действий, законы и
свойства действий. Так, при делении 24 на 6 зависимость между данным и
результатом деления выступает перед учащимся гораздо отчетливее, чем при
письменном делении, скажем, 36750 на 125.
Упражнения
в
устном
счете
способствуют
развитию
у
детей
находчивости,
сообразительности,
внимания,
развитию
памяти
детей,
активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления. Учат
использовать математические термины.
Прививая любовь к устным вычислениям, Юлия Игоревна помогает
ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них
стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя
менее рациональные более современными. А это важнейшее условие
сознательного освоения материала.
Устный счет развивает сообразительность учащихся, ставя их перед
необходимостью подбирать приемы вычислений, удобные для данного
конкретного случая, кроме того, устный счет облегчает письменные
вычисления.
Таким
образом,
устные
упражнения
содержат
огромные
потенциальные
возможности
для
развития
мышления,
активизации
познавательной деятельности учащихся.
При
проведении
устного
счета
Серова
Юлия
Игоревна
придерживается следующих требований:
-
упражнения
для
устного
счета
выбираются
не
случайно,
а
целенаправленно;
- задания должны быть разнообразными;
- тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны
быть приготовлены заранее;
- к устному счету привлекаются все ученики.
При
формировании
устных
вычислительных
навыков
младших
школьников используются следующие формы организации работы. Это -
коллективная
(фронтальная
и
по
вариантам),
парная,
групповая,
индивидуальная формы.
При фронтальной форме организации устного счета после того, как
дети выполняют предложенное им задание, они поднимают руку и по
указанию учителю несколько учеников устно сообщают ответ. Можно
показывать ответы с помощью разрезных цифр. Для того чтобы обеспечить
большую
самостоятельность
при
выполнении
устных
упражнений,
предлагаются задания по вариантам.
При наличии на партах карточек для устного счета дети могут работать
в
парах.
Такие
карточки
многократно
используются
также
при
индивидуальной работе с младшими школьниками. Ученики получают
конкретные задания, работают в удобном для них темпе, фиксируя ответы в
тетради или на листах. Групповая форма организации работы предполагает
деление учащихся на группы. Участники группы могут выполнять задания,
составленные
отдельно
для
каждой
группы.
Групповая
работа
при
формировании устных вычислительных навыков часто проводится в виде
игры. Например, в 3 классе на уроке математики при закреплении материала
по теме «Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаю игру
«Подбери числа». Дети делятся на группы, и каждая получает отдельное
задание:
I группа: ( + ) : ( - )=8
II группа: ( + ) : ( - )=9
III группа: ( + ) * ( - )=10
IV группа: ( : ) * ( - )=12
Учащиеся работают совместно, помогая друг другу.
В своей работе Юлия Игоревна применяет следующие виды устных
упражнений, применяемые автором опыта:
1.
Последовательность
отсчитывания
нескольких
единиц
или
присчитывание. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту
вычислений.
Например: Первое число 16. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы
получить 9, присчитать, чтобы получить 19?
2. Самым распространенным упражнением является нахождение
значений
математических
выражений.
Основное
назначение
таких
упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.
Вместе с тем, упражнения на нахождение значений выражений способствуют
и усвоению вопросов теории арифметических действий.
В ходе устного счета педагог предлагает в той или иной форме
математическое выражение, требует найти его значение. Эти упражнения
имеют много вариантов. Выражения могут предлагаться в разной словесной
форме: из 100 вычесть 9; 100 минус 9; уменьшаемое 100 вычитаемое 9, найти
разность чисел 100 и 9; уменьшить 100 на 9. Эти формулировки использует
не только учитель, но ученики.
3)
Сравнение математических выражений.
Главная роль таких
упражнений
–
способствовать
усвоению
теоретических
знаний
об
арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, неравенствах,
выработке вычислительных навыков.
4) Решение уравнений. Назначение таких упражнений – научить
учащихся решать уравнения, помочь им усвоить связи между компонентами
и
результатами
арифметических
действий,
способствовать
развитию
гибкости мыслительных процессов.
5) Решение задач является одним из самых эффективных упражнений
для развития математических способностей. Задачи помогают усвоению
теоретических знаний и выработке вычислительных навыков, развивают
способности
к
логическому
мышлению
в
сфере
количественных
и
пространственных отношений, учат переключению с прямого на обратный
ход мысли.
Решение примерно половины всех задач выполняются в начальных
классах устно. Используются различные виды задач:
а) Решение «готовых» задач.
б) Придумать задачу по схеме, решить, затем составить обратные
задачи.
в) «Блиц - турнир». Методика его проведения следующая: задача
читается дважды. При первичном чтении дети должны представить задачу,
подумать над знаками, найти слова – подсказки.
г) Логические задачи. В своей педагогической деятельности учитель
считает, что развитие логического мышления – одна из важнейших задач
начального обучения. На уроках математики при устном счете предлагаются
логические упражнения, логические игры, логические задачи.
д)
Задачи в стихах активизируют мыслительную деятельность
учащихся, развивают у них интерес к математике, а также память, внимание.
е) Задачи-шутки. Ситуации, описанные в задачах – шутках обычно
требует иного решения. Для получения ответов на вопросы задач – шуток не
требуется выполнять какое-либо арифметическое действие, а нужно только
объяснять правильные ответы. В процессе работы над задачами – шутками
дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив в
этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами,
исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Юлия Игоревна,
считает, что ученики,
у которых недостаточно развито воображение
осознали ошибку, целесообразно рассказ ученика сопровождать наглядной
иллюстрацией. Задачи – шутки создают на уроках атмосферу легкого юмора,
мажорное настроение и удовлетворение от полученных знаний.
6)Математический диктант. Это - одна из форм контроля знаний.
Цель – проверить вычислительные навыки и научить детей слышать и
понимать язык математики. Задания читает учитель в достаточно быстром
темпе. Дети решают в уме, на слух. В тетрадь записываются только ответы.
Диктанты
бывают
нескольких
видов:
математические
диктанты,
математические диктанты с терминологической лексикой, диктанты задач.