Напоминание

"Обучение детей с ОВЗ: методы и приемы"


Автор: Семенова Клавдия Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: п.Чегдомын Верхнебуреинский район Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей с ОВЗ: методы и приемы"
Раздел: среднее образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Получение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детьми-

инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного

участия

в

жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной

и

социальной

деятельности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в

развитии имеют равные со всеми права на образование.

Особенности развития ребенка с ОВЗ и его потребности определяют особую логику

построения

образовательного

процесса,

находят

свое

отражение

в

его

структуре

и

содержании.

К особенностям обучения детей с ОВЗ можно отнести следующие принципы и

правила:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.

Предотвращение

наступления

утомления

(для

этого

можно

использовать

чередование

умственной

и

практической

деятельности,

преподнесение

материала

небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала

и средств наглядности).

3.

Использование

методов,

активизирующих

познавательную

деятельность

учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые

учебные навыки.

4.

Проявление

внимания

и

педагогического

такта:

постоянное

поощрение

за

малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём

веры в собственные силы и возможности.

Эффективными

приемами

коррекционного

воздействия

на

эмоциональную

и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков

предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,

особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной

активности,

незрелость

мотивации

к

учебной

деятельности,

сниженный

уровень

работоспособности и самостоятельности.

Поэтому

поиск

и

использование

новых

педагогических

технологий,

активных

форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения

эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Одним

из

основных

принципов

обучения

в

общей

и

специальной

педагогике

является принцип сознательности и активности учащихся.

Согласно

этому

принципу

«обучение

эффективно

только

тогда,

когда

ученики

проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения».

Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не

просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний,

исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Но в работе с детьми

в ОВЗ это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень

собственной

познавательной

активности

у

детей

с

ОВЗ

является

недостаточным,

и

для

его

повышения

учителю

необходимо

применять

средства,

направленные на активизацию учебной деятельности.

Одной

из

особенностей

учащихся

с

проблемами

в

развитии,

является

недостаточный

уровень

активности

всех

психических

процессов.

Таким

образом,

применение

в

ходе

обучения

средств

активизации

учебной

деятельности

является

необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Но при подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с

одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего

упрощения материала.

Содержание

становится

эффективным

средством

активизации

учебной

деятельности

в

том

случае,

если

оно

соответствует

психическим,

интеллектуальным

возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор

содержания

в

каждой

конкретной

ситуации

и

адекватных

этому

содержанию

и

возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и

приемы

обучения.

Именно

через

использование

тех

или

иных

методов

реализуется

содержание обучения.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися,

имеющими ОВЗ, является объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично

поисковый,

коммуникативный,

информационно-коммуникационный;

методы

контроля,

самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа

поисково-исследовательских

методов

предоставляет

наибольшие

возможности

для

формирования

у

учащихся

познавательной

активности,

но

для

реализации

методов

проблемного

обучения

необходим

достаточно

высокий

уровень

сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией,

умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи.

Не все школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется

дополнительная помощь учителя. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с

ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в

основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только

очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной

познавательной активности.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них

можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра,

значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив

игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации

деятельности

обучающихся

для

достижения

образовательных

целей.

Таким

образом,

мотивационный

потенциал

игры

будет

направлен

на

более

эффективное

освоение

школьниками

образовательной

программы,

что

важно

не

только

для

школьников

с

нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.

Роль

мотивации

в

успешном

обучении

детей

с

ОВЗ

трудно

переоценить.

Проведенные

исследования

мотивации

обучающихся

выявили

интере сные

закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем

значение интеллекта обучающегося.

Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в

случае

недостаточно

высоких

способностей

обучающегося,

однако

в

обратном

направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать

отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные

успехи в учебе.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения –

конкретные

операции

взаимодействия

учителя

и

учащегося

в

процессе

реализации

методов

обучения.

Приемы

обучения

характеризуются

предметным

содержанием,

организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения.

Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Кроме

методов,

в

качестве

средства

активизации

учебной

деятельности

могут

выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в

виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с

классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени,

который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе

урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая

наиболее

соответствующие

содержанию

обучения

и

познавательным

возможностям

учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Для

активизации

деятельности

учащихся

с

ОВЗ

можно

использовать

следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны

на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с

буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут

использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления

пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что

сразу видна работа каждого ребёнка.

2.

Использование

вставок

на

доску

(буквы,

слова)

при

выполнении

задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе

выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им

нужно

правильно

ответить

на

вопрос,

или

выполнить

предложенное

задание

лучше

других.

3.

Узелки

на

память

(составление,

запись

и

вывешивание

на

доску

основных

м о м е н т о в

и з у ч е н и я

т е м ы ,

в ы в о д о в ,

к о т о р ы е

н у ж н о

з а п о м н и т ь ) .

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения

итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения

эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после

активной

деятельности

(после

урока

физкультуры),

после

выполнения

задания

повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение

современных

информационных

технологий

в

школьную

практику

делают работу учителя более продуктивной и эффективной.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя

возможности

организации

взаимодействия

учителя

с

другими

участниками

образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным.

На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии,

тексты;

можно

добавить

музыкальное

и

голосовое

сопровождение

к

демонстрации

презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная.

Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-

аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают

мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.

Благодаря

последовательному

появлению

изображений

на

экране,

дети

имеют

возможность

выполнять

упражнения

более

внимательно

и

в

полном

объеме.

Использование

анимации

и

сюрпризных

моментов

делает

коррекционный

процесс

интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со

стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

6. Использование иллюстративного материала для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного

запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В

современной

педагогической

науке

под

рефлексией

обычно

понимают

самоанализ деятельности и ее результатов:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-

рефлексия

содержания

учебного

материала

(её

можно

использовать,

чтобы

выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

-

рефлексия

деятельности

(ученик

должен

не

только

осознать

содержание

материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее

рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,

содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения,

в о з р а с т н ы е

и

п с и х о л о г и ч е с к и е

о с о б е н н о с т и

у ч а щ и х с я .

На

занятиях

при

работе

с

детьми

с

ОВЗ

наиболее

часто

используется

рефлексия

настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с

их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как

меняется

эмоциональное

состояние

ученика

в

процессе

занятия.

Учитель

должен

обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия.

Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного

цвета,

если

они

чувствуют

себя

хорошо,

комфортно,

или

зелёного,

если

ощущают

дискомфорт.

«Море

радости»

и

«Море

грусти»

пусти

свой

кораблик

в

море

по

своему

настроению.

Рефлексия окончания занятия.

Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий

или

этапов

занятия

картинками

(символами,

различными

карточками

и

т.

д.),

помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать

понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к

нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной

степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает

познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно

вовлекает

обучающихся

в

образовательный

процесс,

стимулирует

самостоятельную

деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие

существующих

методов

обучения

позволяет

учителю

чередовать

различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в

то

же

время

не

дает

отвлечься

от

изучаемого

материала,

а

также

обеспечивает

его

восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив

должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения,

позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей

деятельности у учащихся с ОВЗ.

На

основе

постоянного

активного

включения

межанализаторных

связей

развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к

ребёнку.

Повышению мотивации к обучению способствует включение в урок заданий и

упражнений, которые интересны ребенку.

Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение

ученика в деятельность. Для этого надо использовать творческие и проблемные задания,

но соответствующие возможностям ребёнка.

Например, на уроке природоведения в 5 при изучении темы «Окружающий нас

мир»

задание

«Найди

лишний

объект»,

который

изображен

на

иллюстрациях»

способствует динамичности восприятия и позволяет постоянно упражняться в обработке

информации.

При изучении тем «Опасные природные явления» и «Озера» на уроках географии в

6 классе дети выполняют задание: подписать рисунки, раскрасить их и подготовить

рассказ об опасных природных явлениях

Раскрасьте рисунки двух озер. Какое из двух озер сточное, а какое – бессточное?

Почему ты так думаешь?

В 7 классе дети, прочитав текст учебника, должны найти ответ на вопрос «Почему

зону арктических пустынь называют ледяной зоной?».

При изучении темы «Растительный мир. Хвойные

ле с а.

Смешанные

л е с а .

Лиственные леса» дети должны опознать хвойные деревья на рисунке и опознать их,

выделив отличительные признаки:

1.

2.

3.

4.

5.

В обучении детей с ОВЗ вполне можно использовать кроссворды, например, при

изучении темы «Значение леса» дети, используя текст учебника, заполняют кроссворд.

Причем можно использовать как индивидуальную работу, так и работу в парах.

3

2

1

10

6

4

9

5

7

11

12

13

По горизонтали:

По вертикали:

3. Мелкий

пушной зверек,

устраивающий

гнезда в дуплах

деревьев.

4. Ягодный

кустарник.

6. Пушной зверек

с ценной

шкуркой,

разводимый на

зверофермах.

7. Светолюбивое

хвойное дерево,

растущее на сухих

песчаных

пригорках.

8. Ценное

травянистое

лекарственное

растение,

произрастающее

только на юге

Дальнего Востока,

корень которого

еще называют

«корень жизни».

9. Полосатый

хищник,

обитающий в

1. Крупный

грызун, строящий

плотины в

небольших,

медленно

текущих реках

лесной зоны

2. Хвойное дерево

с опадающей на

зиму хвоей.

3. Мелкий

полосатый

грызун, часто

встречающийся в

лесах.

5. Крупный

хищный зверь.

10. Лес с

преимущественно

хвойными

породами.

11. Наиболее

ценный пушной

зверек.

13. Хвойное

дерево, без

которого

невозможно

представить

новогодний

лесах Приамурья

и Приморья, его

изображение

присутствует на

гербе

Хабаровского

края

12.

Мелколиственное

дерево, которое

часто

упоминается в

стихах русских

поэтов как

«символ России»

праздник.

При

изучении

темы

«Города

Центральной

России»

детям

нужно

соединить

линиями разного цвета название города и его характерную черту:

Москва – красным цветом, Нижний Новгород – синим; Ярославль – зеленым; Владимир –

коричневым.

Москва

Нижний

Новгород

Ярославль

Владимир

Находятся известные музеи, например, Третьяковская галерея, театры,

например, МХАТ им.А.П.Чехова, много спортивных сооружений,

например, спортивный комплекс «Олимпийский»

Находится крупный тракторный завод

Второй по величине город Центральной России

Столица Российской Федерации

Находится самый старый в России драматический театр

Находится крупнейший нефтеперерабатывающий завод

Стоит на берегу Волги

Является частью «Золотого кольца» России

Издавна был торговым центром России, где проходили большие

торговые ярмарки

Назван в честь его основателя

Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ через проведение

нестандартных уроков: путешествий, игр, викторин, встреч, сюжетных уроков, уроков

защиты творческих заданий и т.п.

Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационно-

коммуникационные технологии.

Использование

мультимедийных

презентаций,

видеофильмов

позволяет

реализовать

принцип

наглядности

в

обучении,

дает

детям

возможность

лучше

воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои

знания и умения с помощью тестов.

У детей с ОВЗ зачастую ослаблено физическое здоровье, они быстро утомляются,

поэтому

применение

здоровьесберегающих

технологий

не

просто

оправдано,

оно

необходимо.

Для

снятия

утомления,

коррекции

психоэмоционального

напряжения

можно

использовать различные упражнения: «Воздушный шар». «Артистическое приседание»,

«Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук),

"Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального

и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй

свечу»,

"Летний

денек»,

«Муха»,

«Шалтай-Болтай»,

«Релаксация»,

«Гимнастика»,

«Хорошее настроение» и т.п.



В раздел образования