Напоминание

«Развитие вокально-хоровых навыков у детей 4 – 6 лет на хоре отделения раннего эстетического развития через музыкально-дидактические игры и упражнения. Опыт работы»


Автор: Енькова Лада Юрьевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Развитие вокально-хоровых навыков у детей 4 – 6 лет на хоре отделения раннего эстетического развития через музыкально-дидактические игры и упражнения. Опыт работы»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие вокально-хоровых навыков

у детей 4 – 6 лет на хоре

отделения раннего эстетического

развития через музыкально-

дидактические игры

и упражнения. Опыт работы»

Составитель Лада Юрьевна Енькова

Преподаватель хоровых дисциплин

высшей категории

МАУ ДО ДШИ им. П. И. Чайковского

г. Калининград.

Программа отделения Раннего эстетического развития состоит из 8

предметов. Из них 3 урока музыкальные: «Хор», «Развитие музыкальных

способностей», «Ритмика». Урок хора на отделении раннего эстетического

развития я веду 14 лет. Срок обучения 2 года. Учащихся принимаем с 4

летнего возраста. Дети проходят творческие задания на вступительных

испытаниях. И в результате итогов зачисляются для обучения. Дети все

разные по уровню подготовки, по активности, мышлению и так далее. Урок

длится 30 минут с периодичностью 1 раз в неделю. И с каждой группой

уроки проходят по своему сценарию, не смотря на один и тот же учебный

материал.

Урок включает в себя: дыхательные упражнения,

артикуляционную

гимнастику,

логопедические

попевки,

пальчиковую

гимнастику,

проговаривание

скороговорок,

речевых

интонационных

упражнений,

разучивание и исполнение песен современных российских авторов, народных

песен, попевок, музыкально-дидактические игры.

Основа работы с детьми 4-6 лет

на хоре – развитие вокальных

способностей детей дошкольного возраста через использование пения во

всех видах музыкальной деятельности.

Задачи на хоре:

- воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие творческого воображения

- формирование певческих навыков;

-

побуждать

детей

выражать

свои

музыкальные

впечатления

в

исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества.

В начале урока мы приветствуем друг друга музыкально. Исполняем

различные варианты мелодических оборотов, музыкальных фраз (По звукам

тонических трезвучий, на одном звуке, поступенное движение вверх или

вниз). Музыкальное приветствие настраивает нас на работу. Затем делаем

дыхательные, артикуляционные упражнения.

Дыхательная

гимнастика способствует

не

только

нормальному

развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно

формировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Также всегда слежу за

тем,

чтобы

во

время

вдоха

у

детей

не

поднимались

плечи.

Использую упражнения-игры: «Ветерок» (сильный, лёгкий, порывистый),

«Задувание свечки или свечей» (дуем на одну свечку, или на праздничный

торт, на котором много свечей, придумываем у кого день рождения или

праздник). Дуем долго на воображаемую ватку или снежинку на ладошке, не

сдувая её, или наоборот, быстрыми короткими выдохами сдуваем с ладошки

поочерёдно пушинки (вначале 2-3 пушинки, затем добавляем до 5-7). С

детьми 6 лет упражнения выполняю более сложные: быстрый короткий вдох,

руки поднимаем в стороны и долгий выдох на звуки «с» или «з», при этом

руки медленно опускаются вниз.

Артикуляционная гимнастика

не занимает много времени,

но

эффективно

активизирует

речевой

аппарат,

помогает

устранить

напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы

языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику,

а также выразительную дикцию. Улучшения

дикции

и

дыхания

добиваемся с

помощью упражнений на проговаривание и пропевание

согласных

звуков.

В

основу

применяемой

мною

артикуляционной

гимнастики есть упражнения как придуманные мной (грустное-весёлое лицо,

гимнастика для язычка, «удивлённое» (расслабленная нижняя челюсть и т.д.)

так и взяты из практики других педагогов (доктор М. Л. Лазарев, И.В.

Роганова). Контроль осуществляют сами дети – они держат ручки на животе

и при правильном (активном) проговаривании согласных животик толкает

звуки.

Все

упражнения

дыхательные,

артикуляционные

варьируем

в

зависимости

от

времени

года,

календарных

праздников.

Зимой

мы

путешествуем по лесу, на лыжах, коньках, санках с горки, имитируя ход лыж,

коньков, саней. («шух», «ссс», «ззз», «ууух»-вниз глиссандо). Осенью и

весной идём в волшебный лес – дышим свежим воздухом: вдох через нос,

выдох через рот под счёт, потом наоборот: вдох через рот, выдох через нос

под счёт.

Скороговорки и речевые интонационные упражнения много применяю в

своей работе, потому что они способствуют развитию чувства ритма, темпа,

тембра, динамики, дикции, выразительности речи. Скороговорки развивают

речевой аппарат, делают его подвижным, активным. Скороговорки весёлые,

познавательные, смешные – очень нравятся детям: «Жуёт поросёнок

морковку спросонок, грызёт спозаранку барашек баранку», «Кот шалун

сидит на шторе, потому что Маша в школе, будет Маша после школы,

штопать шёлковые шторы» и т.д. Игровые действия можем сопровождать

хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям

потешки, считалки, пословицы, заклички и четверостишия. Впоследствии

речевые игры продолжаю, добавив варианты игры «Эхо» И. Рогановой, М.

Лазарева, в которых я использую различные виды заданий, начиная от

простых к более сложным. Детям нравится эти упражнения, в них они могут

быть ведушими, солистами.

Распевание.

Логопедические попевки, пальчиковая гимнастика:

общеизвестно, что дети реагируют на музыку всегда движениями, в одних

случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту непроизвольную

эмоциональную моторику следует делать осмысленной. Пение и мелкая

моторика, движения оказывают положительное воздействие на детей с

разными речевыми нарушениями. Не секрет, что в последние годы всё

больше детей с небольшими речевыми нарушениями. С более серьёзными

проблемами занимаются логопеды, педагоги-корректоры. Мы на уроках хора

исполняем

логопедические

песенки

с

пальчиковой

гимнастикой.

Музыкально-двигательные

упражнения

способствуют

развитию

общей

моторики, будят творческое воображение. При этом дети учатся петь с

хором, с точной интонацией. У ребят формируются навыки самоконтроля.

Нам

нравятся

занимательные,

логопедические

песенки

авторов

Л.

Гавришевой, Н. Нищевой: «Семья», «Мяч», «Гном», «Зубная щётка».

Учитывая

особенности

восприятия

детей,

ориентируюсь

на

упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими

упражнениями

являются

маленькие

песенки.

Упражнения

отличаются

разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими

музыкальными образами. Используются упражнения - игры в комплексном

воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание,

пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне).

Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей

соответствующих песенных интонаций.

Конечно, главное на хоре – это песня. Песни, которые мы разучиваем,

большинство исполняем на концертах для родителей.

Песня

это

волшебные краски окружающего нас мира. Песня может о многом

рассказать, научить. Песня дарит настроение исполнителю и слушателям,

она превращает каждого ребёнка в артиста. В песнях отражаются интересы,

увлечения детей, в них дети узнают новые чувства, новую информацию.

Систематическое разучивание песен помогает сформировать устойчивые

певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при

разучивании песенного материала. Песни мы учим и исполняем различного

характера, настроения. Много песен о семье, доброте, природе, животных,

правилах дорожного движения. Все эти песни вызывают у детей интерес,

создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально

богаче.

Песни

в

основном

исполняем

с

простыми

танцевальными

движениями, притопами, часто включаем игру на детских музыкальных

инструментах (бубен, бубенцы, маракасы, кастаньеты, трещётки).

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются

понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в

песне

определяется

содержанием

в

его

словесном

и

мелодическом

выражении.

Поэтому,

я

сначала

определяю

содержание

песни,

расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для этого я использую приемы:

– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком

звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и

выразительно;

– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот

прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

Музыкальные дидактические игры. Благодаря ознакомлению детей с

музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного

творчества, интерес к этим играм и самому творческому процессу растет.

Музыкально-дидактические

игры

находят

широкое

применение

в

разнообразных формах работы с дошкольниками. Детям очень нравятся

разнообразные игры, которые исполняем на уроке хора. Особенно увлекают,

учат песни С.Г. Насауленко: «Хитрый кот», «Пёс Барбос», «Медведь и

пчёлы», «Аист и лягушки», «Обезьянки и тигр». Уже по названию понятно,

насколько интересны, разнообразны эти игры. И немаловажно то, что они

поются на протяжении всей игры.

Музыкально-дидактические игры

обогащают

детей

новыми

впечатлениями,

развивают

у

них

самостоятельность,

способность

к

восприятию,

различению

основных

свойств музыкального звука. Музыкально-дидактические игры просты и

доступны, интересны и привлекательны. Они становятся своеобразным

возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть. Интересны

игры и других авторов: «Кот, мышки и часы» музыка О. Боромыковой, слова

А. Михайловой, «Зайцы и лиса» музыка Л. Олифировой, «Игра в снежки»

музыка О.Емельяновой, «Дети и тучка» музыка и слова Т.Бокач и многие

другие.

После разучивания игры, дети могут сами исполнять игру по ролям,

выполняя разные вокальные задачи, развивать умение импровизировать

разным тембром голоса, в зависимости от персонажа, от жанра музыки.

Повышать активность, инициативу детей. Музыкально-дидактические игры

направлены

на

развитие

разных

музыкальных

способностей

детей.

Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства

ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, для развития детского

творчества.

Но урок длится недолго, иногда сокращаем или не делаем какой-нибудь из

видов деятельности.

Данный опыт опирается на научно - практические идеи

следующих

авторов:

1.

И. Роганова «Методика распевания детей дошкольного возраста (4-6

лет). Опыт работы.

2.

М. Лазарев «Песни доктора Лазарева»

3.

Ж. Журавлёва «Ладовые песенки. Система упражнений для развития

ладового слуха детей младшего возраста. Опыт работы.»

4.

Журнал

«Колокольчик»

№38,

2007

год.

«С.

Г.

Насауленко.

Музыкальные игры и новые песни»

5.

Журнал «Колокольчик» №62, 2018 год. «Новые музыкальные игры».



В раздел образования