Напоминание

Потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в социальном и культурном воспитании детей


Авторы: Мошечкова Алла Витальевна, Ермакова Людмила Дмитриевна
Должность: методист, методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр" Индустриального района г. Барнаула
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в социальном и культурном воспитании детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в

социальном и культурном воспитании детей

Мошечкова А.В., методист

Л.Д. Ермакова, методист

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Индустриального района города Барнаула

В одном из своих выступлений замечательный педагог Шалва Амонашвили отметил:

«Казалось бы, сегодня много талантливых детей – они рисуют картины, пишут стихи, поют и

танцуют. Но эти дети не творят в себе человека честного, доброго, любящего, который знает,

что такое совесть и нравственность. Эти критерии нельзя измерить с помощью ЕГЭ, их не

покажешь на сцене, не подошьешь к портфолио. Однако воспитать в ребенке все эти

качества – вот истинное предназначение учителя, педагога».

В настоящее время это достаточно непросто, нравственные приоритеты теряют свою

значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы

должно стать Воспитание культурного человека – т.е. воспитание человека не только и не

столько

успешно

обучающегося

и

образованного,

сколько

воспитание

человека

нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,

общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим

поведением, общением, деятельностью.

В условиях дополнительного образования это предполагает деятельность в самых

разных направлениях. Проектируя и моделируя наше воспитательное пространство как мир

детства, мы рассматриваем дополнительное образование сквозь призму понятия культуры,

т.е. как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной

среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат развитию,

самоопределению, самореализации человека.

Учреждение

дополнительного

образования

мы

рассматриваем

как

целостное

образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной

жизни детей и взрослых, нередко различающихся по этнической принадлежности и

менталитету, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и

воспитание человека культуры.

Из ценностного отношения к ребенку как к целостному саморазвивающемуся

человеку культуры и вырастает наше понимание задач личностно-ориентированного

образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека

в человеке и заложить в него механизмы выживания, самоопределения, самореализации,

саморазвития, адаптации, самовоспитания и др., необходимые для становления личности

ребенка, его достойной человеческой жизни, для взаимодействия с людьми, природой,

культурой, цивилизацией.

Гуманистическими ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают:

человек культуры как предмет воспитания; культура как среда, воспитывающая личность;

творчество как способ развития человека в культуре. А в системе дополнительного

образования это отражено в полной мере. Именно здесь в процессе творческой деятельности

создаются благоприятные условия для того постоянного духовного общения педагога-

воспитателя и детей, без которого немыслимо воспитание высокой культуры.

Но, как писал Б. Пастернак, «культура в объятия первого желающего не падает». Без

труда опыт культурного бытия человеку автоматически не усвоить. Нужны огромные

усилия, чтобы ребенок смог принять, а еще раньше захотеть принять культуру. Это

формируется в виде культурных потребностей в семье, а затем в образовательном

учреждении. И наши усилия, как коллектива, так и каждого педагога, направлены на

решение задач, определенных в программе развития.

Поскольку Культура человека социальна, исторична, символична, коммуникативна,

индивидуальна, мы определяем для нашего коллектива следующие задачи:

-

создавать

условия

для

проявления

творческой

индивидуальности

каждого

воспитанника;

-

способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения

межличностных и деловых отношений;

-

воспитывать высокие моральные качества;

-

воспитывать эстетический вкус;

-

воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение

к окружающим;

-

создавать условия для физического развития школьников, формировать ценности

здоровья и навыки здорового образа жизни;

-

воспитывать у каждого стремление стать образованным и культурным человеком;

-

формировать представление об общечеловеческих нормах морали;

-

формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах;

-

привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;

-

способствовать профессиональному определению учащихся.

Такой подход в педагогической работе с детьми определяется: отношением к ребенку как

субъекту жизни, имеющему жизненные проблемы, требующие педагогической помощи и

поддержки в их решении; отношением к педагогу как посреднику между ребенком и

культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в

ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношением к

дополнительному образованию как культурному процессу, движущими силами которого

являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей

их культурного саморазвития.

В программе развития определены и компоненты культурологического подхода в работе

педагогов Центра. Это: обустройство повседневной жизни: оно должно полностью

соответствовать

материально

техническим

достижениям

культуры,

содействовать

благоприятному социально-психологическому самочувствию (оформление кабинетов, м/т

база, микроклимат). Это: организация разнообразной деятельности с целью, чтобы ребенок

мог вступить во взаимоотношение с наибольшим количеством жизненных явлений и

ценностей (занятия, экскурсии, походы, акции, праздники…). И обязательное привлечение

обучающихся к творческим конкурсам, фестивалям, соревнованиям, выставкам, участию в

научно-практических

конференциях,

создание

условий

для

самовыражения

и

самореализации каждого воспитанника.

Культурологическая

направленность —

это

развитие

компетентности

в

большом

многообразии сфер культур. В нашем многопрофильном учреждении работа в этом

направлении прослеживается в деятельности практически каждого детского коллектива,

независимо от направления его деятельности.

В объединении «Флажолет» дети обучаются игре на классической гитаре. Как бы ни был

прост этот музыкальный инструмент, он может передать с помощью звучания дух не только

артиста, но и целого поколения эпохи. Театр моды и пластики — это компетенция в сфере

эстетических навыков, практического этикета, элементов моделирования и конструирования.

И модели, и коллекции являются образцами эстетики и красоты.

Любое выступление

коллектива становится украшением праздника, а такие коллекции как «Гжель», «Сны о

России» не только красивы, но и вызывают у зрителей гордость за наш край, страну, народ.

Значительные

возможности

для

приобщения

воспитанников

к

богатству

танцевального народного и современного творчества представляют наши хореографические

коллективы. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию

обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Танцевальные

занятия вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают

грацию и изящество, а также прививают культурные навыки внешнего поведения.

Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Сюрприз» - наша

гордость. Танцевальные композиции ансамбля – образцы высокого искусства, что сделало

коллектив известным не только в крае, но и в России. Чувство гордости и любви к своей

стране, чувство гражданственности и патриотизма формируются здесь без всяких назиданий

и наставлений через тематику танца, его содержание, музыкальное оформление, костюмы.

В образцовом детском хореографическом коллективе «Тараторки» в процессе работы

педагоги знакомят детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывают о

народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Народная хореография – это, прежде

всего, выражение духа и характера народа. Изучение народных танцев в значительной

степени расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. И, конечно же,

большое внимание уделяется костюмам, в которых выступают дети. Народный танец не

будет национальным, не будет нести в себе того заряда и колорита, если исполнители не

будут одеты в соответствующие костюмы.

Важную роль в социальном и культурном воспитании детей в силу своего

специфически-эстетического содержания играет вокальное искусство. Пропаганда певческой

культуры, искусства, творчества народа учит любви к родному краю, воспитывает чувство

гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу. Доступные

восприятию песни вокальной студии всегда эмоционально насыщенны по содержанию и

исполнению, это песни о мире, о дружбе, о любви к Родине, любви к самому дорогому

человеку – маме. Песни рождают образы, учат красоте человеческих взаимоотношений,

формируют понятия о добре и зле.

Воспитание нравственности, любви к Родине осуществляется не только за счет

репертуара и репетиционных занятий, но и через концертную деятельность, участие детей в

фестивалях, конкурсах, в социально-значимой деятельности. Наши коллективы отличает

эстетика внешнего вида, высокохудожественное исполнение, культура поведения, что

постоянно отмечают члены жюри, зрители.

Искусство воспитывает души детей, учит видеть и понимать красоту родного края,

знать свои истоки, творить. Но особо нужно подчеркнуть роль прикладного искусства, все

современные виды которого имеют в своей основе давние и глубокие народные традиции и

корни, именно в них царит ЕЕ Величество «Душа народа».

Такие направления, как изобразительное искусство и декоративно-прикладное

творчество, помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом и трудовом

воспитании. Рассказы о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, знакомство

с ним на практике не только дают детям определенные знания, но приобщают их к

культурному

наследию.

Изостудия

«Колорит»,

объединения

«Волшебная

глина»,

«Дымковская игрушка», «Золушка», «Карамель» и другие —

это синтез многих сфер:

эстетика (развитие вкуса), знание природы, экология, культура быта, любовь к родному

краю.

По словам Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Культура, как растение, у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост

начинался именно с корней».

Наши педагоги, обучая ребят своему ремеслу: лепке и декоративной росписи изделий, не

просто обучают, а учат творить прекрасное, жить искусством, окружать себя красотой. Цель

их

педагогической

деятельности

проста:

помочь

детям

найти

себя,

помочь

им

самоутвердиться,

самореализоваться

через

творчество,

способствовать

духовно-

нравственному становлению каждого воспитанника.

Наиболее важной составляющей воспитательного процесса в объединениях педагоги

считают организацию содружества и сотворчества детей и взрослых: педагогов и, главное,

их родителей, бабушек, дедушек, т.е. тех, кто имеет самое непосредственное отношение к

формированию личности. Каждое дело, встреча, действие, посвященные конкретным

праздничным датам, событиям нашей жизни, творческой деятельности, их совместное

проживание, переживание детьми и родителями имеют неоценимое воспитательное

значение. Опять же, не назидания и поучения, а совместный творческий труд, игра, песня,

хоровод, устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки) воспитывают по-

настоящему, формируют у детей высокие гражданские качества, патриотическое отношение

к родной земле, уважение к народным традициям, обычаям и укладу жизни.

Любой праздник в большей или в меньшей степени является результатом

педагогической организации досуговой деятельности, направленной на воспитание чувства

национальной гордости, достоинства, патриотизма, развитие эмоциональной сферы ребенка,

культуры чувств, культуры общения, культуры поведения. В коллективах сложился

определенный годовой круг праздников. Уже стали традиционными «Рождественские

посиделки», «Пасхальные встречи»; ежегодно отмечается День Матери; все вместе мы

отмечаем Новый год. И это не просто праздники. Встречи в неформальной праздничной

обстановке предусматривают культурное общение, способствующее взаимному доверию

родителей и педагогов, взрослых и детей. Праздники становятся по-настоящему семейными.

Приходят мамы, папы, бабушки, младшие и старшие братишки и сестренки, и даже тети и

дяди. Интересные познавательные программы, игры, радость совместного творчества на

занятиях в семейных мастерских, на мастер-классах, позволяют достигать высокого

воспитательного эффекта, поскольку во всех праздничных действиях нет зрителей, все

участники, все проживают моменты, наполненные эмоциями, добрыми чувствами.

Но необходимо сказать и том, что на занятиях в нашем центре обучающиеся

знакомятся с природой, бытом, трудом и культурой и других народов, наглядно, через

костюмы, танцы, песни, рисунки и изделия как бы переносятся в далекие страны и, конечно

же, к живущим совсем рядом народам Алтая, культура которых привлекает не меньше.

Мы ставим цель показать многообразие и красоту природы в различных уголках

земли, рассказать обо всем хорошем, что есть в жизни и труде народов мира, зажечь интерес

к культуре, искусству, настоящему и прошлому людей, говорящих на разных языках,

показать борьбу между добром и злом на всей планете.



В раздел образования