Авторы: Мошечкова Алла Витальевна, Ермакова Людмила Дмитриевна
Должность: методист, методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр" Индустриального района г. Барнаула
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в социальном и культурном воспитании детей
Раздел: дополнительное образование
Потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в
социальном и культурном воспитании детей
Мошечкова А.В., методист
Л.Д. Ермакова, методист
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Индустриального района города Барнаула
В одном из своих выступлений замечательный педагог Шалва Амонашвили отметил:
«Казалось бы, сегодня много талантливых детей – они рисуют картины, пишут стихи, поют и
танцуют. Но эти дети не творят в себе человека честного, доброго, любящего, который знает,
что такое совесть и нравственность. Эти критерии нельзя измерить с помощью ЕГЭ, их не
покажешь на сцене, не подошьешь к портфолио. Однако воспитать в ребенке все эти
качества – вот истинное предназначение учителя, педагога».
В настоящее время это достаточно непросто, нравственные приоритеты теряют свою
значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы
должно стать Воспитание культурного человека – т.е. воспитание человека не только и не
столько
успешно
обучающегося
и
образованного,
сколько
воспитание
человека
нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,
общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим
поведением, общением, деятельностью.
В условиях дополнительного образования это предполагает деятельность в самых
разных направлениях. Проектируя и моделируя наше воспитательное пространство как мир
детства, мы рассматриваем дополнительное образование сквозь призму понятия культуры,
т.е. как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной
среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат развитию,
самоопределению, самореализации человека.
Учреждение
дополнительного
образования
мы
рассматриваем
как
целостное
образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной
жизни детей и взрослых, нередко различающихся по этнической принадлежности и
менталитету, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и
воспитание человека культуры.
Из ценностного отношения к ребенку как к целостному саморазвивающемуся
человеку культуры и вырастает наше понимание задач личностно-ориентированного
образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека
в человеке и заложить в него механизмы выживания, самоопределения, самореализации,
саморазвития, адаптации, самовоспитания и др., необходимые для становления личности
ребенка, его достойной человеческой жизни, для взаимодействия с людьми, природой,
культурой, цивилизацией.
Гуманистическими ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают:
человек культуры как предмет воспитания; культура как среда, воспитывающая личность;
творчество как способ развития человека в культуре. А в системе дополнительного
образования это отражено в полной мере. Именно здесь в процессе творческой деятельности
создаются благоприятные условия для того постоянного духовного общения педагога-
воспитателя и детей, без которого немыслимо воспитание высокой культуры.
Но, как писал Б. Пастернак, «культура в объятия первого желающего не падает». Без
труда опыт культурного бытия человеку автоматически не усвоить. Нужны огромные
усилия, чтобы ребенок смог принять, а еще раньше захотеть принять культуру. Это
формируется в виде культурных потребностей в семье, а затем в образовательном
учреждении. И наши усилия, как коллектива, так и каждого педагога, направлены на
решение задач, определенных в программе развития.
Поскольку Культура человека социальна, исторична, символична, коммуникативна,
индивидуальна, мы определяем для нашего коллектива следующие задачи:
-
создавать
условия
для
проявления
творческой
индивидуальности
каждого
воспитанника;
-
способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения
межличностных и деловых отношений;
-
воспитывать высокие моральные качества;
-
воспитывать эстетический вкус;
-
воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение
к окружающим;
-
создавать условия для физического развития школьников, формировать ценности
здоровья и навыки здорового образа жизни;
-
воспитывать у каждого стремление стать образованным и культурным человеком;
-
формировать представление об общечеловеческих нормах морали;
-
формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах;
-
привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;
-
способствовать профессиональному определению учащихся.
Такой подход в педагогической работе с детьми определяется: отношением к ребенку как
субъекту жизни, имеющему жизненные проблемы, требующие педагогической помощи и
поддержки в их решении; отношением к педагогу как посреднику между ребенком и
культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в
ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношением к
дополнительному образованию как культурному процессу, движущими силами которого
являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей
их культурного саморазвития.
В программе развития определены и компоненты культурологического подхода в работе
педагогов Центра. Это: обустройство повседневной жизни: оно должно полностью
соответствовать
материально
–
техническим
достижениям
культуры,
содействовать
благоприятному социально-психологическому самочувствию (оформление кабинетов, м/т
база, микроклимат). Это: организация разнообразной деятельности с целью, чтобы ребенок
мог вступить во взаимоотношение с наибольшим количеством жизненных явлений и
ценностей (занятия, экскурсии, походы, акции, праздники…). И обязательное привлечение
обучающихся к творческим конкурсам, фестивалям, соревнованиям, выставкам, участию в
научно-практических
конференциях,
создание
условий
для
самовыражения
и
самореализации каждого воспитанника.
Культурологическая
направленность —
это
развитие
компетентности
в
большом
многообразии сфер культур. В нашем многопрофильном учреждении работа в этом
направлении прослеживается в деятельности практически каждого детского коллектива,
независимо от направления его деятельности.
В объединении «Флажолет» дети обучаются игре на классической гитаре. Как бы ни был
прост этот музыкальный инструмент, он может передать с помощью звучания дух не только
артиста, но и целого поколения эпохи. Театр моды и пластики — это компетенция в сфере
эстетических навыков, практического этикета, элементов моделирования и конструирования.
И модели, и коллекции являются образцами эстетики и красоты.
Любое выступление
коллектива становится украшением праздника, а такие коллекции как «Гжель», «Сны о
России» не только красивы, но и вызывают у зрителей гордость за наш край, страну, народ.
Значительные
возможности
для
приобщения
воспитанников
к
богатству
танцевального народного и современного творчества представляют наши хореографические
коллективы. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию
обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Танцевальные
занятия вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают
грацию и изящество, а также прививают культурные навыки внешнего поведения.
Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Сюрприз» - наша
гордость. Танцевальные композиции ансамбля – образцы высокого искусства, что сделало
коллектив известным не только в крае, но и в России. Чувство гордости и любви к своей
стране, чувство гражданственности и патриотизма формируются здесь без всяких назиданий
и наставлений через тематику танца, его содержание, музыкальное оформление, костюмы.
В образцовом детском хореографическом коллективе «Тараторки» в процессе работы
педагоги знакомят детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывают о
народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Народная хореография – это, прежде
всего, выражение духа и характера народа. Изучение народных танцев в значительной
степени расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. И, конечно же,
большое внимание уделяется костюмам, в которых выступают дети. Народный танец не
будет национальным, не будет нести в себе того заряда и колорита, если исполнители не
будут одеты в соответствующие костюмы.
Важную роль в социальном и культурном воспитании детей в силу своего
специфически-эстетического содержания играет вокальное искусство. Пропаганда певческой
культуры, искусства, творчества народа учит любви к родному краю, воспитывает чувство
гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу. Доступные
восприятию песни вокальной студии всегда эмоционально насыщенны по содержанию и
исполнению, это песни о мире, о дружбе, о любви к Родине, любви к самому дорогому
человеку – маме. Песни рождают образы, учат красоте человеческих взаимоотношений,
формируют понятия о добре и зле.
Воспитание нравственности, любви к Родине осуществляется не только за счет
репертуара и репетиционных занятий, но и через концертную деятельность, участие детей в
фестивалях, конкурсах, в социально-значимой деятельности. Наши коллективы отличает
эстетика внешнего вида, высокохудожественное исполнение, культура поведения, что
постоянно отмечают члены жюри, зрители.
Искусство воспитывает души детей, учит видеть и понимать красоту родного края,
знать свои истоки, творить. Но особо нужно подчеркнуть роль прикладного искусства, все
современные виды которого имеют в своей основе давние и глубокие народные традиции и
корни, именно в них царит ЕЕ Величество «Душа народа».
Такие направления, как изобразительное искусство и декоративно-прикладное
творчество, помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом и трудовом
воспитании. Рассказы о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, знакомство
с ним на практике не только дают детям определенные знания, но приобщают их к
культурному
наследию.
Изостудия
«Колорит»,
объединения
«Волшебная
глина»,
«Дымковская игрушка», «Золушка», «Карамель» и другие —
это синтез многих сфер:
эстетика (развитие вкуса), знание природы, экология, культура быта, любовь к родному
краю.
По словам Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Культура, как растение, у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост
начинался именно с корней».
Наши педагоги, обучая ребят своему ремеслу: лепке и декоративной росписи изделий, не
просто обучают, а учат творить прекрасное, жить искусством, окружать себя красотой. Цель
их
педагогической
деятельности
проста:
помочь
детям
найти
себя,
помочь
им
самоутвердиться,
самореализоваться
через
творчество,
способствовать
духовно-
нравственному становлению каждого воспитанника.
Наиболее важной составляющей воспитательного процесса в объединениях педагоги
считают организацию содружества и сотворчества детей и взрослых: педагогов и, главное,
их родителей, бабушек, дедушек, т.е. тех, кто имеет самое непосредственное отношение к
формированию личности. Каждое дело, встреча, действие, посвященные конкретным
праздничным датам, событиям нашей жизни, творческой деятельности, их совместное
проживание, переживание детьми и родителями имеют неоценимое воспитательное
значение. Опять же, не назидания и поучения, а совместный творческий труд, игра, песня,
хоровод, устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки) воспитывают по-
настоящему, формируют у детей высокие гражданские качества, патриотическое отношение
к родной земле, уважение к народным традициям, обычаям и укладу жизни.
Любой праздник в большей или в меньшей степени является результатом
педагогической организации досуговой деятельности, направленной на воспитание чувства
национальной гордости, достоинства, патриотизма, развитие эмоциональной сферы ребенка,
культуры чувств, культуры общения, культуры поведения. В коллективах сложился
определенный годовой круг праздников. Уже стали традиционными «Рождественские
посиделки», «Пасхальные встречи»; ежегодно отмечается День Матери; все вместе мы
отмечаем Новый год. И это не просто праздники. Встречи в неформальной праздничной
обстановке предусматривают культурное общение, способствующее взаимному доверию
родителей и педагогов, взрослых и детей. Праздники становятся по-настоящему семейными.
Приходят мамы, папы, бабушки, младшие и старшие братишки и сестренки, и даже тети и
дяди. Интересные познавательные программы, игры, радость совместного творчества на
занятиях в семейных мастерских, на мастер-классах, позволяют достигать высокого
воспитательного эффекта, поскольку во всех праздничных действиях нет зрителей, все
участники, все проживают моменты, наполненные эмоциями, добрыми чувствами.
Но необходимо сказать и том, что на занятиях в нашем центре обучающиеся
знакомятся с природой, бытом, трудом и культурой и других народов, наглядно, через
костюмы, танцы, песни, рисунки и изделия как бы переносятся в далекие страны и, конечно
же, к живущим совсем рядом народам Алтая, культура которых привлекает не меньше.
Мы ставим цель показать многообразие и красоту природы в различных уголках
земли, рассказать обо всем хорошем, что есть в жизни и труде народов мира, зажечь интерес
к культуре, искусству, настоящему и прошлому людей, говорящих на разных языках,
показать борьбу между добром и злом на всей планете.