Напоминание

"А песни тоже воевали..."


Автор: Ходжаева Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Образовательный проект "Детская юношеская филармония"
Тема: "А песни тоже воевали..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Образовательный проект «Детская юношеская филармония»

Тема мероприятия: «А песни тоже воевали…»

Выполнила:

Ходжаева Елена Ивановна, педагог

дополнительного образования

муниципального автономного учреждения

дополнительного образования города

Нижневартовска «Центр детского

творчества»

Пояснительная записка

… мир не кровью, а дружбой и

любовью должны мы уберечь.

Сакс Ганс

На современном этапе развития образования (как общего, так и дополнительного)

продолжает оставаться актуальной тема духовно-нравственного воспитания ребёнка. Его

становления как личности, гражданина, патриота. Патриотизм – это совокупность идей,

настроений, эмоций, убеждений и действий, направленных на сохранение и процветание

своего Отечества. К его основным признакам относятся: чувство Родины и любовь к ней,

уважение к своей стране и символам государства; ответственность за своё Отечество, его

будущее; умножение величия своей Родины; бережное отношение к её истории. В

патриотизме выделяются два начала - природное и социальное. Природное начало в

патриотизме – это привязанность к месту жительства, обычаям и традициям своего

народа. Социальное начало – это то, что формирует человека, а для этого необходимы

определённые условия.

В каждой семье есть свои памятные события, традиции, хранятся старые

фотографии, письма, вещи, предания, всё то, что мы называем историей семьи, то, что

хранит наша память, а память есть не что иное, как мощный воспитательный фактор. Всё

важное и ценное для полноценного воспитания, сохранённое предыдущими поколениями,

необходимо передать детям, внукам и внучкам, а они в свою очередь передадут дальше.

Внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагога,

воспитанников, родителей и всех взрослых, вовлечённых в процесс воспитания, она даёт

хорошую возможность для решения воспитательных задач. Одной из эффективных форм

воспитательной работы является проведение совместных тематических литературно-

музыкальных

вечеров.

Литературно-музыкальный

вечер

это

форма

массовой

воспитательной работы. Данная разработка ориентирована на развитие личностного и

гражданского

самосознания

обучающихся

творческого

объединения

«Вокальный

ансамбль «Апельсин»

ЦДТ, позволяет включить родителей в жизнедеятельность

коллектива и совершенствовать социально-педагогическую работу с ними, повышать

результативность воспитательного процесса.

Основная часть

Цель мероприятия: помочь детям осознать важнейшее значение Победы в ВОВ, через

знакомство с героическим прошлым своей страны и своей семьи; формирование чувства

патриотизма на героических примерах участников ВОВ.

Задачи:

Обучающая: расширить представление об историческом прошлом своей страны.

Развивающая: способствовать развитию стремления больше узнать о Родине, о её

защитниках и их подвигах; способствовать сплочению детей и родителей.

Воспитательная:

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,

прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее

время.

Педагогические возможности: это мероприятие позволит формировать у обучающихся

чувство патриотизма, приобрести полезный опыт для дальнейшей жизни, воспитывать в

себе гражданина ответственного за свою судьбу и тех, кто находится рядом.

Критерии оценки эффективности результатов мероприятия: активность, интерес к теме,

конечный результат мероприятия – осознание детьми необходимости активной позиции к

жизни, своей сопричастности к будущему своей Родины (страны).

Методы воспитания: исследовательский, групповая дискуссия, работа творческой

группы, элементы анализа.

Приемы:

беседа,

декламация,

исполнение

музыкальных

произведений,

просмотр

фотовыставки, слово ведущего (педагога), ответное слово гостьи и родителей, анализ.

Оборудование: экран, ноутбук, микрофон (2), колонки, пульт.

Реквизит: стулья, плакат с днём победы, стенды с фотографиями, драпировка.

Оформление: зал украшен соответственно тематике, на сцене расположен экран, на

стене, длинный плакат-девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто», под ним – стенд с

фотографиями фронтовиков и краткой биографией, плакат ко дню Победы в Великой

Отечественной войне, стулья расположены полукругом.

Оснащение мероприятия: для почётного гостя цветы, для актёров пилотки накидки ли

форму напоминающую военную.

Предварительная подготовка:

Создана творческая группа из числа детей и родителей во главе с педагогом, задача

которой, разработка программы предстоящего мероприятия, что предусматривает:

- информирование общественности о предстоящем вечере (родители с детьми готовят

пригласительные билеты и поздравительные открытки, плакаты по теме);

- приглашение гостей (участников ВОВ, тружеников тыла);

сбор необходимого материала для сценария;

разработка сценария;

подготовка слайдовой презентации для мероприятия (творческая группа родителей 3

человека);

сбор необходимого материала для фотовыставки (родители с детьми оформляют выставку

семейными архивными фотографиями; составляют их краткую историю);

подготовка музыкальных и литературных номеров (родители дома с детьми разучивают

стихи и песни и по теме);

оформление помещения, где будет проходить вечер (родители с детьми во главе с

педагогом).

Ход проведения мероприятия:

Вступительное слово педагога.

Устный журнал (педагог, обучающиеся, родители)

Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Звучит музыка из кинофильма «Офицеры», на экране презентация «II мировая война –

наша история», участники вечера (родители, дети, гости) собираются в зале, смотрят

фотовыставку, презентацию, затем занимают свои места. Входит труженик тыла

Борисова Валентина Васильевна (почётная жительница г.Нижневартовска). Зрители

приветствуют её стоя. Вечер начинается.

Ведущий:

Добрый

день, дорогие гости, друзья!

Мы

рады

видеть

вас

на

нашем

мероприятии “А песни тоже воевали”. Песня военных лет…..Вместе с Отчизной она

встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным

дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И

помогла! И победили!

Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов

отмечал:

«Музыка

удваивает,

утраивает

армию,

с

развернутыми

знаменами

и

громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а

именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Для вас поет Ходжаева Анастасия. Песня «Миру мир»

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и

сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько

их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с

собственной жизнью и историей.

Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что

человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – история.

Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войте мы посвящаем

сегодняшний вечер.

Особые слова приветствия мы адресуем нашей гостье – труженик тыла - Борисова

Валентина Васильевна.

Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня

была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой

страны.

Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства

советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в

битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои

думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.

Навсегда останутся в нашей памяти песни, созданные в годы Великой Отечественной

войны, они стали прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских

людей, спасших мир от фашизма.

(На фоне мелодии “Священная война”.)

Я бы с песни начала рассказ…

Пусть узнают в ХХI веке,

Как в суровый предрассветный час

Песня стала боевым солдатом.

Дали ей по росту сапоги,

Песне никакой размер не тесен…

И шагали к западу полки

В четком ритме наших грозных песен…

С песни “Священная война” все и началось –

Первые сражения и беды…

Сколько их нам петь не довелось,

Эта песня с нами до Победы!

История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в

здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову

подошел политработник с газетой “Известие” в руках:

– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-

Кумача. Может, напишите песню? Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо

всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов

Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут

же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее

призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам,

правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания,

что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

Ведущий: Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала

выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и

продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал

подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые

звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню

до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а

затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце

июня 1941 года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.

Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках.

Она

прошла

от

стен

Москвы

через

Польшу,

Румынию,

Болгарию,

Венгрию,

Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

(Продолжает звучать “Священная война”..)

Ведущий:

Я бы с песни начала рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу сколько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

(На фоне мелодии “Темная ночь”.)

Ведущий:

Привезли солдата в медсанбат…

Врач сказал: не доживет до ночи…

– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –

Я до песен с давних пор охочий…

Боль не выносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело…

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела:

История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В

1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера

Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному

из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что

украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания

письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите

Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут

предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову,

который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так,

на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида

Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли

главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского

народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно

снята с первого дубля.

Ведущий: Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица

пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при

прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь”

вышла только со второй матрицы.

Звучит фонограмма “Темная ночь”.

Ведущий:

Я бы с песни начала рассказ,

С той нехитрой песни, сокровенной,

Что, как символ радости, неслась

Над Варшавой, Будапештом, Веной…

Пешим ходом и на грузовике,

Жарким днем и зимнею порошей

Мы ее носили в вещмешке

Самой легкой драгоценной ношей…

В час затишья сядешь, запоешь,

И подтянут весело солдаты:

Ведущий: Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие

известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень

много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один

вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом

Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и

пианиста Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот

вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а

исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского

Союза Клавдия Ивановна Шульженко.

А сегодня для вас эту песню исполнит Ядрышникова София.

Ведущий: Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной

войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский

поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на

минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в

стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И

солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно

популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой

популярности. В годы войны песню исполняли Леонид Утесов, Лидия Русланова –

знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и

любимых.

Звучит фонограмма - песня“В землянке”.

Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между

передовой и родным домом.

(В 1945 году композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать

песню, примерно название, которой было “Под стук колес”. “Такой песни, – рассказывает

поэт, – еще не было… нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к

нему… песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и

о вере в победу. Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня “Эх,

дороги”.

Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том,

что свершил народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что

довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни сами не раз

побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда

они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал.

Звучит фонограмма песня “Эх, дороги”.

Ведущий:

Очень интересна история создания песни «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в

мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и

трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война»,

звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной

гитлеровской Германии Берлине.

Автор песни – участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Соломонович

Солодарь (1909 – 1992). В качестве военного корреспондента он присутствовал на

подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных

сил в предместье Берлина Карлсхорсте. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением

эпизода, свидетелем которого оказался.

...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских

перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала

флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её

размеренными и властными движениями, которые ещё более подчеркивали строгость

военной формы, её походную простоту.

«Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги

«Друзья-однополчане» (изд. 1973) А.Е. Луковникову, – мы увидели приближающуюся

конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали

молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части,

начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок

первого года.

Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, –

продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её

внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом

больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И

затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо

крикнула:

– Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в

направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул

рукой девушке...»

Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-

транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал

стихи братьям-композиторам Покрассам – Даниилу Яковлевичу (1905 – 1954) и Дмитрию

Яковлевичу (1899 – 1978) – бывалому первоконнику. Стихи братьям очень понравились, и

по их предложению были «усилены» лихим припевом:

Казаки, казаки!

Едут, едут по Берлину

Наши казаки.

Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова, и он может

приехать посмотреть, но домой придётся возвращаться пешком, так как метро скоро

закрывается. Солодарь приехал – песня была готова. Таким образом, песня «Казаки в

Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника

Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва (1912 – 1960) она

прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из

популярных,

её

подхватили

и

запели

по

всей

стране.

В Интернете можно найти «Казаков в Берлине» не только от первого исполнителя –

эстрадного певца Ивана Шмелёва. Эта песня была и в репертуаре народного артиста

СССР Юрия Иосифовича Богатикова (1932 – 2002), поёт «Казаков» и народный артист

России

Дмитрий

Александрович

Хворостовский

(рожд.

1932),

поют

вокально-

инструментальные и казачьи ансамбли.

Для вас поет песню «Казаки в Берлине» ансамбль «Апельсин» старшая группа

Ведущий: Песни

Великой

Отечественной

войны

это

музыкальная

летопись

героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого

патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в

тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за

счастье своей Родины.

Песня “Журавли”.– Марк Бернес исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул

Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – это его история.

Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее

историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала

в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на

выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до “Журавлей”.

Последние родились позже, но тоже в Хиросиме. А потом, уже у памятника

японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи

женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не

черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в

небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили, что они прилетели из Сибири. Их

стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей

родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную

бомбу!

Исполняется песня “Журавли”.

В память о всех погибших в ВОВ я объявляю минуту молчания.

Минута Молчания.

Ведущий:

Этот день особенный, желанный.

Солнце светит ярко в вышине.

День Победы – праздник долгожданный

Отмечается у нас в стране.

Главная “победная” песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но

без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня “День Победы”

была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к

30-летию великой даты и она навсегда осталась в репертуаре военных песен.

Ведущий: Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых

тех, кто “ковал” великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству,

героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни

– свидетели тех героических лет.

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела

им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:

Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах…

никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Исполнение песни “День Победы”.

Ведущий:

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты

Убитыми... Живой, не забывай!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна

Ведущий:

Дорогие ребята, гости, наш вечер подходит к концу, хочется, чтобы вы

поделились своими впечатлениями о сегодняшнем вечере. Что взволновало вас, что

тронуло. Возможно, кто-то хочет сказать какие-то очень важные слова своим близким:

дети – родителям, родители – детям, или нашей уважаемой гостье. Вам представляется

такая возможность. Не стесняйтесь, говорите тёплые, хорошие, живительные для сердца

слова.

(Обмен впечатлениями, открытый микрофон).

Ведущий: Уважаемая Валентина Васильевна, в вашем лице мы благодарим всех за

чистое небо, за драгоценную Победу. С праздником вас! Мира, здоровья, счастья вам и

вашим близким. В заключение предлагаю спеть песню, известную и любимую многими –

«Катюша». А поможет нам в этом воспитанница вокального объединения «Апельсин»

Давницкая Светлана.

(Общее исполнение песни «Катюша», музыкальное сопровождение)

Используемая литература

1.

Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов

средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 283 с.

2.

Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное

издательство, 1984. – 235 с.

3.

Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М.: Советская Россия, 1979. – 128 с.

4.

Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский

композитор, 1989. – 86 с.

5.

Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. –

М.: Детская литература, 1973. – 302 с.

6.

Интернет-ресурсы.

.

Ходжаева Е.И.

Подпись расшифровка подписи

«____»_______2021 г



В раздел образования