Напоминание

Выявление основной проблемы исходного текста, подбор примеров-иллюстраций и формулирование позиции автора


Автор: Барагунова Равида Шалиховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ЦО №1
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино - Балкарская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выявление основной проблемы исходного текста, подбор примеров-иллюстраций и формулирование позиции автора
Раздел: полное образование





Назад




Задание 27 в ЕГЭ. Как работаем над выявлением

проблем в тексте, выбором примеров - иллюстраций и

позицией автора

В любом тексте можно выявить несколько проблем, из которых Критерий 1

предлагает выбрать одну, но, учитывая, что в комментарии нужно

приводить два примера -иллюстрации, лучше остановиться на основной

проблеме и в сочинении рассмотреть два ее аспекта. Думаю, это будет

правильно, поскольку все проблемы в тексте на самом деле являются

аспектами одной – основной – проблемы. Такой подход поможет нам

сделать сочинение более ярким и точным.

Какую же из всех проблем в тексте положить в основу сочинения? Следует

сосредоточиться на проблеме, которая:

находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь,

косвенно;

дает большой простор для размышлений.

Как определяем основную проблему в тексте?

1. Алгоритм определения главной проблемы текста в художественном

тексте:

1) прочитать текст два раза:

а) первое чтение - ознакомительное,

б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого

предложения, отмечая ключевые слова;

2) посмотреть, есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы;

3) подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются;

4) выбрать главную проблему из всех найденных;

5) если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить

вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых

заключена главная мысль текста;

6) ответ на выше поставленные вопросы и определяет главную проблему

текста.

- Помня о том, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон,

далее думаем, на какие две части условно можно разделить текст, т.е. на

каких двух аспектах проблемы сосредоточил свое внимание автор.

- По тому, о чем автор пишет по каждому аспекту проблемы, определяем,

какие именно вопросы по выявленной проблеме он ставит.

- Далее формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему –

по второму.

Например:

1.

1-я проблема по первому аспекту: проблема (чего?)…

и

2.

2-я проблема по второму аспекту: проблема (чего?)…

2. Алгоритм определения главной проблемы текста в публицистическом

тексте.

Публицистический текст, как известно, четко разделен на абзацы. В каждом

абзаце содержится своя основная мысль. Об этом надо помнить при поиске

основной проблемы. В некоторых абзацах автор может рассматривать одну и

ту же проблему, подходя к ней с разных сторон. Наши шаги:

1)

прочитать текст два раза:

а) первое чтение - ознакомительное,

б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл

каждого предложения, отмечая ключевые слова;

2) при перечитывании текста определяем главную мысль каждого абзаца

и записываем на черновике;

3) далее смотрим, какая проблема повторяется несколько раз, на какой из

них автор сосредоточил свое внимание – это и есть основная проблема;

4) выясняем, каковы аспекты рассмотрения выявленной основной

проблемы;

5) теперь формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую

проблему – по другому, т. е. как бы делим основную проблему на две части,

чтобы мы не забыли, что надо осветить проблему с разных сторон и позицию

автора тоже нужно показать более точно.

Как формулируем проблему?

Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет

задуматься над актуальной проблемой (чего?) …». Для этой цели

можно использовать и вопросительные предложения: «Что влияет на

(на что?)…? Какова проблема, над которой задумался автор?».

Можно использовать цитирование:«Чем должно быть в нашей жизни

книга?» «…?» - на такой(-ие) вопрос(-ы) пытается найти ответ (ФИО

автора)… .

Как выбираем примеры – иллюстрации из исходного текста?

Теперь работаем так, как показано в таблице: по каждому аспекту

проблемы выбираем из текста ключевые слова, фрагменты предложений,

которые подтверждают присутствие в тексте данной проблемы (аспекта

основной проблемы):

по 1-ому аспекту проблемы

1-й пример-иллюстрация из исходного

текста: ключевые слова, фрагменты

предложений, которые

подтверждают присутствие в

тексте первого аспекта проблемы

+ пояснение

Связь между

по 2-ому аспекту проблемы

2-й пример-иллюстрация из исходного

текста: ключевые слова, фрагменты

предложений, в которые

подтверждают присутствие в

тексте второго аспекта проблемы

+ пояснение

примерами

Выбранные материалы используем в качестве примеров - иллюстраций в

комментарии.

Как сформулируем позицию автора?

Позиция автора по первой проблеме

(первому аспекту проблемы)

Позиция автора по второй проблеме

(второму аспекту проблемы)

Чтобы четко сформулировать позицию писателя, надо постараться

ответить на вопрос: какую мысль он хотел донести до читателей по

обоим аспектам проблемы, когда создавал доставшийся нам текст?

Если вы формулировали проблему в виде вопросов, то ответы на них и будут

авторской позицией. Также формулировать позицию автора помогут

примеры, выбранные из текста (см. таблицу).

Аспекты проблемы:

по 1-ому аспекту проблемы: В чём проявляется любовь матери к своим

детям?

по 1-ому аспекту проблемы): На что она готова, если малышам угрожает

опасность и их надо спасти?

Пример формулировки позиции автора.

1)

Позиция автора по первой проблеме:

Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что

материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти.

2)

Позиция автора по второй проблеме:

Если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать

всем, что у неё есть, даже собственной жизнью, чтобы спасти их.



В раздел образования