Автор: Барагунова Равида Шалиховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ЦО №1
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино - Балкарская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выявление основной проблемы исходного текста, подбор примеров-иллюстраций и формулирование позиции автора
Раздел: полное образование
Задание 27 в ЕГЭ. Как работаем над выявлением
проблем в тексте, выбором примеров - иллюстраций и
позицией автора
В любом тексте можно выявить несколько проблем, из которых Критерий 1
предлагает выбрать одну, но, учитывая, что в комментарии нужно
приводить два примера -иллюстрации, лучше остановиться на основной
проблеме и в сочинении рассмотреть два ее аспекта. Думаю, это будет
правильно, поскольку все проблемы в тексте на самом деле являются
аспектами одной – основной – проблемы. Такой подход поможет нам
сделать сочинение более ярким и точным.
Какую же из всех проблем в тексте положить в основу сочинения? Следует
сосредоточиться на проблеме, которая:
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь,
косвенно;
дает большой простор для размышлений.
Как определяем основную проблему в тексте?
1. Алгоритм определения главной проблемы текста в художественном
тексте:
1) прочитать текст два раза:
а) первое чтение - ознакомительное,
б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого
предложения, отмечая ключевые слова;
2) посмотреть, есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы;
3) подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются;
4) выбрать главную проблему из всех найденных;
5) если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить
вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых
заключена главная мысль текста;
6) ответ на выше поставленные вопросы и определяет главную проблему
текста.
- Помня о том, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон,
далее думаем, на какие две части условно можно разделить текст, т.е. на
каких двух аспектах проблемы сосредоточил свое внимание автор.
- По тому, о чем автор пишет по каждому аспекту проблемы, определяем,
какие именно вопросы по выявленной проблеме он ставит.
- Далее формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему –
по второму.
Например:
1.
1-я проблема по первому аспекту: проблема (чего?)…
и
2.
2-я проблема по второму аспекту: проблема (чего?)…
2. Алгоритм определения главной проблемы текста в публицистическом
тексте.
Публицистический текст, как известно, четко разделен на абзацы. В каждом
абзаце содержится своя основная мысль. Об этом надо помнить при поиске
основной проблемы. В некоторых абзацах автор может рассматривать одну и
ту же проблему, подходя к ней с разных сторон. Наши шаги:
1)
прочитать текст два раза:
а) первое чтение - ознакомительное,
б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл
каждого предложения, отмечая ключевые слова;
2) при перечитывании текста определяем главную мысль каждого абзаца
и записываем на черновике;
3) далее смотрим, какая проблема повторяется несколько раз, на какой из
них автор сосредоточил свое внимание – это и есть основная проблема;
4) выясняем, каковы аспекты рассмотрения выявленной основной
проблемы;
5) теперь формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую
проблему – по другому, т. е. как бы делим основную проблему на две части,
чтобы мы не забыли, что надо осветить проблему с разных сторон и позицию
автора тоже нужно показать более точно.
Как формулируем проблему?
Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет
задуматься над актуальной проблемой (чего?) …». Для этой цели
можно использовать и вопросительные предложения: «Что влияет на
(на что?)…? Какова проблема, над которой задумался автор?».
Можно использовать цитирование:«Чем должно быть в нашей жизни
книга?» «…?» - на такой(-ие) вопрос(-ы) пытается найти ответ (ФИО
автора)… .
Как выбираем примеры – иллюстрации из исходного текста?
Теперь работаем так, как показано в таблице: по каждому аспекту
проблемы выбираем из текста ключевые слова, фрагменты предложений,
которые подтверждают присутствие в тексте данной проблемы (аспекта
основной проблемы):
по 1-ому аспекту проблемы
1-й пример-иллюстрация из исходного
текста: ключевые слова, фрагменты
предложений, которые
подтверждают присутствие в
тексте первого аспекта проблемы
+ пояснение
Связь между
по 2-ому аспекту проблемы
2-й пример-иллюстрация из исходного
текста: ключевые слова, фрагменты
предложений, в которые
подтверждают присутствие в
тексте второго аспекта проблемы
+ пояснение
примерами
Выбранные материалы используем в качестве примеров - иллюстраций в
комментарии.
Как сформулируем позицию автора?
Позиция автора по первой проблеме
(первому аспекту проблемы)
Позиция автора по второй проблеме
(второму аспекту проблемы)
Чтобы четко сформулировать позицию писателя, надо постараться
ответить на вопрос: какую мысль он хотел донести до читателей по
обоим аспектам проблемы, когда создавал доставшийся нам текст?
Если вы формулировали проблему в виде вопросов, то ответы на них и будут
авторской позицией. Также формулировать позицию автора помогут
примеры, выбранные из текста (см. таблицу).
Аспекты проблемы:
по 1-ому аспекту проблемы: В чём проявляется любовь матери к своим
детям?
по 1-ому аспекту проблемы): На что она готова, если малышам угрожает
опасность и их надо спасти?
Пример формулировки позиции автора.
1)
Позиция автора по первой проблеме:
Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что
материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти.
2)
Позиция автора по второй проблеме:
Если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать
всем, что у неё есть, даже собственной жизнью, чтобы спасти их.