Автор: Бахтиозина Любовь Валентиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №"29
Населённый пункт: Г.Нижнекамск Р.Т.
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и школа"
Раздел: среднее образование
Семья и школа
Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена.
Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости,
нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный
институт, каким бы совершенным он ни был.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность
достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. С момента,
когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает
« педагогический треугольник» (учитель – ученик - родитель). Поэтому важно,
чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а
положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если
педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и
согласовано будут решать проблемы воспитания и социализации.
Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию
и
обучению
детей.
Эффективность
ее
работы,
влияние
ее
на
подрастающее
поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа
затронет
еще
один
немаловажный
аспект
педагогической
деятельности,
как
повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной
деятельности совместно школы и семьи многократно возрастет.
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других
воспитательных
институтов:
ребенок
ходит
в
дошкольное
учреждение,
потом
в
школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает
спортивную секцию.
Каким образом наша школа в современных постоянно меняющихся условиях
осуществляет повышение воспитательного потенциала семьи? Одним из способов
мы увидели во введении
дополнительных занятий. Так, на базе нашей школы
реализуются программы «Хозяйка дома своего», предназначенная для обучающихся
среднего и старшего звена и «Хозяюшка» для воспитанниц начальной школы. В
связи
с
тем,
что
в
последнее
время
женщины
все
чаще
берут
на
себя
главенствующую
роль,
хотят
быть
независимыми,
само стоятельными,
самодостаточными, они стали забывать об истинном предназначении женщины. И в
рамках данного проекта мы решили некоторым образом
«вернуть всё вспять»,
ознакомить девочек с семейными ценностями, обучать их правильной расстановке
приоритетов
в
семье.
На
занятиях
педагоги
знакомят
девочек
с
основными
понятиями,
правилами и способами умелого ведения хозяйства, с кулинарными
секретами
национальных
кухонь,
обучают
основам
рукоделия.
Ролевые
игры,
практические задания, презентации помогают наиболее ярко представить им суть и
основное предназначение девочки, девушки, женщины.
Ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При
этом ребенок – «существо активное и свою активность он жаждет проявить в
действии», в деятельности.
И школа должна создать все условия для
развития
данной деятельности.
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не
обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития
личности.
Поэтому
сегодня
речь
идет
не
о
замене
домашнего
воспитания
общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности
ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как
автономный фактор формирования личности.
Влияние семьи как социального института на развитие личности ребенка
огромно,
хоть
не
обеспечивает
всей
полноты
условий
для
гармоничного
и
разностороннего развития личности.
Важнейшим фактором формирования личности ребенка это весь уклад жизни семьи.
Это
значит,
что
жизнь
детей
в
семье
является
педагогически
организованным
процессом.
Семья
должна
учить
ребенка
ухаживать
за
больными
и
старыми;
вырабатывать
способность
сочувствовать
родным,
развивать
чувства
радости
и
сострадания, «детей в самом раннем возрасте можно и нужно приучать думать о
других,
полезно
старшим
позаботиться
о
младших».
Основными
методами
воспитания
становятся
пример,
слово,
одобрение,
разъяснение,
беседа,
оценка
поступков
«из
отношений
к
семье,
к
старшим,
к
товарищам
ребенок
учится
отношениям к людям вообще».
Организующим
центром
совместной
воспитательной
работы
школы,
семьи
и
общественности должна выступать школа. Почему?
Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень
образования
учащихся,
который
обусловливается
требованиями
современного
производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами
квалифицированных педагогов.
В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе.
Указанные
факторы,
связанные
с
определяющим
воздействием
школы
на
воспитание
учащихся,
сохраняют
свое
значение
и
по
отношению
к
влиянию
общественных
условий.
Именно
поэтому
школа
и
должна
быть
организующим
центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.
Заключение.
Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и
воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного
развития личности.
Бахтиозина Л.В.
Гильмутдинова Э.М.