Напоминание

"Педагогические, организационные и экономические условия при использовании педагогической технологии «Учебная фирма» для обучение в СПО"


Автор: Усова Анастасия Анатольевна
Должность: к.э.н., доцент, декан ФНО
Учебное заведение: Уральский филиал ФГБОУВО "РГУП"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические, организационные и экономические условия при использовании педагогической технологии «Учебная фирма» для обучение в СПО"
Раздел: высшее образование





Назад




1

Усова Анастасия Анатольевна, к.э.н., доцент

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНАЯ ФИРМА» ДЛЯ

ОБУЧЕНИЕ В СПО

Система

профессионального

образования

в

современное

время

переживает

трансформационный

период.

Повышается

ее

роль

в

экономическом

устройстве

России,

т.к.

по

сути,

сама

система

профессионального

образования

стала

стратегическим

источником

формирования

кадрового

потенциала,

призванного

обеспечивать

промышленный рост. Для реализации столь важной задачи все большую

актуальность приобретают вопросы качества подготовки специалистов, а в

первую очередь – вопросы их соответствия потребностям рынка труда.

Именно поэтому, сегодня качество подготовки обучающихся часто

рассматривают через призму спроса на выпускников профессиональных

образовательных организаций. Этот спрос обусловлен развитием рынка

труда, который формирует социальный заказ на специалиста. Однако

указанный

спрос

изучен

пока

крайне

мало.

А

отсутствие

научно

обоснованного анализа спроса и прогнозов потребности в работниках

определенного уровня и квалификации приводит к тому, что система

профессионального

образования,

во-первых,

не

всегда

соответствует

требованиям рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую

конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по

некоторым из них, не готовя при этом востребованных специалистов

1

.

Разрешение

столь

острой

проблемы

соответствия

рынка

профессионального образования рынку труда требует немалых затрат,

которые в значительной мере должны быть направлены на выработку

стратегий,

направленных

на

совершенствование

профессионального

2

образования с учетом интересов и потребностей работодателей.

Проблему соответствия компетенций выпускника требованиям рынка

труда надо решать с помощью стратегического подхода в обучении

специалиста.

Главным аспектом стратегического управления является

стратегия, которая применительно к специфическим условиям может быть

определена

как,

ключевое

направление

развития

профессиональной

образовательной организации, совокупность организационных мероприятий

и управляющих подходов, способствующих достижению целей

2

.

Если расширять значение стратегии, используя подход Г. Минцберга,

то стратегия это – система долгосрочного планирования; стратегия – это

позиция, занимаемая в системе интегрированной экономики; стратегия – это

«компетенции»; стратегия – это принцип эффективного функционирования;

стратегия – в первую очередь развитие, перспективное развитие.

При адаптации терминологии применительно к профессиональным

образовательным организациям, то «стратегия – позиция» будет заключаться

в общем месте (рейтинге) профессиональной образовательной организации

на рынке подготовки квалифицированных кадров региона; «стратегия –

компетенции» - это уровень формирования профессиональных компетенций

выпускника, а также степень соответствия рынку труда; «стратегия–

эффективность – развитие» - инновационность образовательной организации

с позиции образовательных технологий, средств обучения, гибкость и

адаптивность к изменяющимся условиям, степень развития социально-

партнерских связей.

Для определения направлений развития деятельности профессиональной

образовательной

организации,

используя

инструменты

стратегического

управления,

рекомендовано

использовать

стратегический

подход,

основанный

на

выделении

последовательных

этапов

стратегического

управления. Данная методика позволяет определить рыночную специфику и

задать ориентиры развития предполагаемого подразделения.

Проведенный анализ развития теории и методологии стратегического

3

управления позволил выделить следующие этапы формирования взглядов на

суть стратегического управления в целом

2

.

1. Стратегическое управление на основе контроля за исполнением, при

котором реакция предприятия на изменения появляется после совершения

событий. Это быстрое приспособление, которое наиболее естественно для

предприятия, но требует значительных временных затрат на выявление

изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В

условиях быстро изменяющейся внешней среды это неприемлемо.

2. Стратегическое управление на основе экстраполяции прошлых

тенденций (долгосрочное планирование).

3. Стратегическое управление на основе прогнозирования изменений при

высоком темпе изменений.

4. Стратегическое управление на основе гибких решений, позволяющих

своевременно отслеживать изменения и учитывать их в стратегии.

В

ходе

анализа

была

установлена

особенность

стратегического

управления в деятельности профессиональных образовательных организаций

(рис.1),

проявляющаяся

через

случайный

вероятностный

характер

воздействия внешней среды.

Учитывая

вышесказанное,

применительно

к

профессиональным

образовательным организациям стратегическое управление должно включать

постановку целей, разработку и реализацию стратегий, определение набора

необходимых

ресурсов

и

непосредственную

организацию

управления

объектами

в

условиях

преимущественно

вероятностного

характера

воздействия внешней среды.

Из данного определения следует два основных конечных продукта

стратегического управления:

1) потенциал образовательных организаций, который обеспечивает

достижение целей в будущем, в т.ч. подготовку специалистов, обладающих

знаниями, умениями и навыками, востребованными на рынке труда;

2) внутренняя структура и организационные изменения, формирующие

Анализ среды, в которой функционирует

профессиональная образовательная организация

Анализ макросреды

(экономический,

политико-правовой,

социо-культурный,

природно -

географический,НТП)

Анализ микросреды:

потребители, конкуренты,

поставщики и объекты

инфраструктуры

Анализ внутренней

среды

Определение

перспектив развития

агропредприятия

молочной специализации

Оценка ущерба от

возможных рисков

Выявление возможных

рисков при

осуществлении

деятельности

Определение миссии и

системы целей

Прогнозирование

Разработка стратегических альтернатив по направлениям: базовые,

конкурентные и адаптационные стратегии

Разработка методического регламента комплексной оценки системы

стратегического управления

Реализация стратегий управления

Стратегический контроль

Выявление отклонений

Разработка мероприятий по

ликвидации отклонений

Достижение

поставленных

целей

4

чувствительность образовательных организаций к переменам во внешней

среде.

Рис. 1 Схема процесса стратегического управления ПОО

Проблематика стратегического управления актуальна для каждого

объекта. Невозможно управлять, решая только текущие задачи. Такой подход

5

утопичен, так как ориентирован только на достижение краткосрочных целей,

таких как временное улучшение финансово-экономического положения за

счет

управления

дебиторской

задолженностью

или

за

счет

совершенствования краткосрочной финансово-инвестиционной политики и

не привязан к стратегическому планированию.

Таким образом, залогом успеха развития организации является его

ориентация на стратегические цели и выработка конкурентоспособных

стратегий, от которых должна строиться вся система операционного

управления, формируя условия реализации стратегии.

Безусловно, на первое место в стратегическом развитии профессиональных

образовательных организаций выходит вопрос о качестве подготовки

специалистов, а также о степени соответствии, освоенных компетенций

требованиям рынка труда.

Для их подготовки значимую роль играет процесс организации всех видов

практики как варианта практикоориентированного обучения.

При прохождении практики будущий специалист должен освоить

знания, навыки и умения, необходимые ему на рынке труда. Поэтому важно,

таким

образом,

организовать

процесс

ее

прохождения,

чтобы

производственные

и

экономические

условия

максимально

отражали

действующую на

рынке ситуацию,

и студент получил

возможность

отработать вышеуказанные навыки в условиях реального производства.

Для реализации этого подхода сегодня становится популярной идея

создания учебной фирмы, а именно учебно-производственной фирмы,

обеспечивающей реализацию вышеуказанных условий.

Исследователи проблемы по-разному трактуют это понятие:

1)

«Учебная фирма» - это активная форма обучения обучающихся

практической деятельности, которая в режиме имитации реально

действующего

предприятия

обеспечивает

формирование

профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда

5

.

2)

«Учебная фирма – это форма организации учебного процесса,

6

позволяющая имитировать в деловой игре деятельность реальной

организации» [3]

Однако

очевидно,

что

эта

образовательная

технология

может

реализовываться в образовательной организации как в виде имитационной,

так и реальной модели.

Отличительной особенностью образовательной технологии «Учебная

фирма»,

осуществляемой

в

режиме

имитационной

модели,

является

проведения обучения в специфической среде, имитирующей деятельность

реальных фирм и компаний различных отраслей и сфер деятельности.

Если же речь идет о технологии «Учебная фирма», реализуемой в режиме

реально действующего предприятия, то в данном случае речь идет о

формировании

особой

структуры,

находящейся

в

интегрированных

взаимосвязях с профессиональной образовательной организацией.

При

любом

варианте

организации

учебной

фирмы

предъявляются

повышенные требования к педагогическому составу, который должен

обладать

знаниями,

умениями

и

навыками

ведения

данного

вида

деятельности.

Учебная мини-фирма, при имитационной форме реализации, это малая

группа, в состав которой входят два-три учащихся. Остальные выполняют

роль контрагентов и объектов инфраструктуры. Ее работа начинается с

определения предмета и целей игровой деятельности, а далее следуют все

этапы по созданию (регистрации) фирмы, открытию счета в банке,

построение взаимосвязей, формирование структуры и т.д., проводимые в

режиме имитации [3].

Опыт реализации данной технологии хорошо зарекомендовал себя в

профессиональных образовательных организациях России. Интересен опыт

Экономического профессионального лицея Санкт-Петербурга, где данная

технология позволяет отработать профессиональные компетенции в процессе

производственного обучения учащихся выпускного курса по профессии

«Коммерсант в торговле» [4].

7

Представляет

практический

интерес

и

комплексный

опыт

использования

вышеуказанной

образовательной

технологии

Тверского

колледжа им. А.Н. Коняева, где на протяжении двух лет были задействованы

12 групп студентов (343 человека), обучающихся по специальностям

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Туризм» [5] и опыт

Южно-Уральского

многопрофильного

колледжа,

который

реализовал

эксперимент в процессе учебной практики студентов 2 курса специальности

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [3, 6] и др.

Учитывая

значительный

положительный

опыт

реализации

образовательной технологии «Учебная фирма» в имитационном режиме,

эффективное влияние на формирование профессиональных компетенций

становится актуальным рассмотрение возможностей реализации данной

технологии в реальных экономических и педагогических условиях. Базой для

реализации выступает профессиональная образовательная организация, в

рамках которой будет осуществлять деятельность учебно-производственная

фирма, тем более что большинство из них имеют опыт организации учебно-

производственной

деятельности

(практики)

в

режиме

реального

производства.

Однако для полноценного использования технологии «Учебная фирма»

в режиме реальных экономических условий необходимо создание методики

использования инструментов «Учебная фирма» в учебно-производственной

деятельности ПОО путем создания педагогических и экономических условий,

формирования профессиональных компетенций обучающихся в четком

соответствии с требованиями рынка труда и потенциальных работодателей,

учитывая существующее нормативно-правовое поле.

Использование

вышеуказанной

образовательной

технологии

при

организации процесса всех видов практики, тем более при интеграции

специальностей, позволит повысить качество подготовки специалистов,

обеспечивая их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивая

реализацию стратегического развития и формируя положительный имидж

8

профессиональной образовательной организации.

Для определения ряда условий педагогического, экономического и

организационного характера, необходимых для реализации проекта

в

ГБПОУ

«КМТ»

была

проведена

стратегическая

сессия

с

участием

педагогического и руководящего состава ПОО и его потенциальных

работодателей.

«Стратегическая сессия» - это форма групповой работы, направленная

на совместную

разработку

стратегически-значимых

решений

профессиональной

образовательной

организации,

с участием

ключевых

сотрудников и социальных партнеров

5

.

В рамках стратегической сессии в дискуссионном формате были

сформулированы

следующие

условия,

обеспечение

которых

позволит

реализовать

образовательную

технологию

«учебно-производственная

фирма» в содействии с работодателями.

Педагогические условия - это процесс, влияющий на развитие

личности,

представляющий

собой

совокупность

внешних

факторов

(обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений, а

именно:

квалифицированные

педагогические

кадры,

соответствие

содержания учебного процесса и

материально-технической базы ПОО,

требованиям федеральных образовательных стандартов и работодателей;

использование информационных и практикоориентированных технологий в

производственном обучении.

Организационные

условия —

это

совокупность

условий

обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация,

координация, регулирование и контроль над образовательным процессом. К

ним отнесены: проработка юридического механизма взаимодействия ПОО и

предприятий-работодателей

для

реализации

деятельности

«учебно-

производственной фирмы», система компетентностного контроля подготовки

обучающихся,

организация

стажировок

преподавателей

специальных

9

дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях,

участвующих в интеграции с ПОО.

Экономические условия — это условия, которые описывают развитие

науки и техники, их влияние на экономику; экономические, финансовые,

научно-технические и торговые внешние связи, участие в этих связях

различных учреждений и предприятий; роль и участие капитала в экономике

страны и регионов; уровень конкурентной борьбы; валютно-финансовый

режим; законодательство, регламентирующее экономические и трудовые

отношения, и др.

Таким образом, использование педагогических, организационных и

экономических

условий

при

реализации

педагогической

технологии

«Учебная фирма» в процессе подготовки по специальностям/профессиям

СПО

обеспечит

практикоориентированность,

что

является

важным

в

формирование компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белова, С.В. Организация деятельности учебной имитационной

фирмы

Текст

/ С.В. Белова// Инновационное развитие профессионального

образования: науч.-практ. журнал. – 2015. - № 2(08). – Челябинск: Изд-во

ЧИРПО. – С. 15-19

2.

Мюллер,

Н.В.

Производственное

обучение

коммерсантов.

Образовательная технология «Учебная мини-фирма» : учеб. Пособие для

учащихся учреждений нач. проф. Образования

Текст

/ Н.В. Мюллер, Т.В.

Зайцева, О.П. Ямпольская. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. –

320 с.

3. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на

период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N

2227-р)

4. Сергеева, М.Г. Имитационные методы обучения при подготовке

конкурентоспособного

специалиста

Текст

/

М.Г.

Сергеева//

10

Профессиональное образование и рынок труда: науч.-практ. журнал. – 2015. -

№ 8.

5. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А.

Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ

ИНФРА-М, 2013.

6.

Усова,

А.А.

Процессы

стратегического

управления

на

агропредприяиях России в условиях нестабильной экономики

Текст

/ А.А.

Усова// Проблемы современной экономики: науч.-практ. журнал. – 2010. - №

2. – Санкт-Петербург: Изд-во Научно-производственная компания «РОСТ».

7. Серебренникова, Е.А. Методологические подходы к формированию

компетенций

предпринимательской

деятельности

Текст

/

Е.А.

Серебренникова// Инновационное развитие профессионального образования:

науч.-практ. журнал. – 2012. - № 2(02). – Челябинск: Изд-во ЧИРПО.

8. Усова А.А.

Учебная фирма как инструмент стратегического

управления профессиональной образовательной организацией

Текст

/ А.А.

Усова// Инновационное развитие профессионального образования: науч.-

практ. журнал. – 2016. - № 4(12). – Челябинск: Изд-во ЧИРПО.

9. А. А. Усова, Ю. Н. Обухова Формирование профессиональных

компетенций

студентов

ПОО

при

использовании

образовательной

технологии

«Учебно-производственная

фирма»:

система

необходимых

условий

Текст

/ А.А. Усова// Инновационное развитие профессионального

образования: науч.-практ. журнал. – 2017. - № 2(14). – Челябинск: Изд-во

ЧИРПО.

10. А. А. УсоваФормирование предпринимательских компетенций студентов

профессиональных

образовательных

организаций

при

использовании

педагогической

технологии

«Учебная

фирма»

Текст

/

А.А.

Усова//

Инновационное

развитие

профессионального

образования:

науч.-практ.

журнал. – 2018. - № 1(17). – Челябинск: Изд-во ЧИРПО.

11. А. А. УсоваИспользование инструментов дополнительного образования

при

реализации

образовательной

технологии

«Учебная

фирма»

в

11

ПОО

Текст

/ А.А. Усова// Материалы ВНПК «Социальное развитие личности

в педагогической теории и практике А.С. Макаренко, С.Г. Шацкого: история

и современность. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018 г. (в печати).

12.Адаева

Ж.С.

Инновационная

технология

«Учебная

фирма»

в

профессиональной

подготовке

специалистов

Текст

/

Ж.С.

Адаева//

Материалы

6

Областного

международным

участием)

Фестиваля

образовательных инноваций «Диалог-2019». – г. Первоуральск

13.

Давыдова

С.А.

Формирование

предпринимательских

и

профессиональных

компетенций

студентов

ГБПОУ

«Карталинский

многоотраслевой техникум» в рамках кружковой работы

Текст

/ С.А.

Давыдова//

Материалы

6

Областного

международным

участием)

Фестиваля образовательных инноваций «Диалог-2019». – г. Первоуральск



В раздел образования