Напоминание

" Этика учителя"


Автор: Панина Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г.о.Долгопрудный Московская область
Наименование материала: статья
Тема: " Этика учителя"
Раздел: начальное образование





Назад




Этика учителя.

Панина Ирина Сергеевна – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ школы № 7 г.о. Долгопрудный

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее

проявление человеческих взаимоотношений. Деловой этикет регламентирует

поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

Светский – упорядочивает общение в сфере досуга.

Кроме правил этикета для всех существует профессиональный этикет. В

жизни есть отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в

выполнении профессиональной функции. В том или ином коллективе, группе

работников складываются определенные традиции, которые с течением

времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет

данной группы. В практике деловых отношений всегда есть какие-то

стандартные ситуации, которые невозможно избежать. Для этих ситуаций и

вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет

этикет делового общения. Деловой этикет включает точное соблюдение

правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь

глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль,

которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей.

Культурный человек должен

всем показывать искреннее уважение.

Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей,

и учеников, и профессионального педагогического сообщества.

– Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми?

– Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения

учителя в школе?

– Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

Такие вопросы родитель задает себе, когда сталкивается с нарушением

этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы

и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа

может стать для ребенка фактором риска.

Какие случаи являются нарушением этики поведения педагога

в образовательной среде.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал в класс к учителю,

который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку

правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка

учитель, особенно первый — это образец поведения, пример для подражания.

От того

насколько

поведение

учителя

соответствует

этике,

профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе,

к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется

незамеченным для детей.

На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном»

поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный

стиль

общения

с ребенком,

с родителями

,своя

особенная

манера

преподавания,

но основополагающим

в работе

педагога

должны

быть

профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика.

Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету

у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения

с классом. Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут

сосредоточиться на восприятии предмета. Других учителей дети просто

обожают и готовы показать на занятиях все свои возможные умения

и навыки.

Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как

ребенок будет воспринимать школьный мир. Взрослые понимают, что

педагог учит не только русскому языку, математике, но и закладывает

понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого,

имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе

образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного

поведения.

Модельный

кодекс

профессиональной

этики

педагогических

работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

(далее-Кодекс).

Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы

поведения

педагога

и отражает

основополагающие

принципы

поведения

в школе.

В соответствии с Кодексом:

педагог

должен

проявлять

корректность,

выдержку,

такт

и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений,

уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым

и доброжелательным;

учителю

рекомендуется

соблюдать

культуру

речи,

не допускать

использования в присутствии всех участников образовательных отношений

грубости, оскорбительных выражений или реплик;

внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых

обязанностей

должен

способствовать

уважительному

отношению

к педагогическим

работникам

и организациям,

осуществляющим

образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому

стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так

как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка.

Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу,

замкнуться или даже впасть в депрессию.

Существует несколько общих правил делового этикета педагога:

1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для

того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как

правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.

2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от

учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом

портфеле (сумке).

3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в

педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних

разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).

4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует

чистая и грамотная речь.

5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими

коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!

6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки

глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не

забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка,

внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы

должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика

подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь

«человеку в футляре»).

Культура речи педагога.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не

случайно, т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике,

воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет,

перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть

культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном

контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование

личности

ученика,

выработку

определенных

правил

поведения,

интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только

психологическими,

специальными

знаниями,

но

также

и

навыками

профессионального общения.

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и

одновременно образец для учащихся. Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура

речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка

(правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.),

а также умение использовать выразительные языковые средства в разных

условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее

значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности и

нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой

системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) –

нормы

устной

речи;

орфографические

и

пунктуационные

нормы

письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и

синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в

устной и письменной речи; и стилистические.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи

учителя. Учителю нужно хорошо владеть секретам спокойной, правильной

речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.

Наша речь - важная часть не только нашего поведения, но и нашей

личности, нашего ума, души. Что бы выступление было интересным,

выступающему самому должно быть интересно выступать. Во всяком

выступлении должна быть одна доминирующая мысль, которой подчиняются

другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. Всегда

надо выступать с добрых позиций.

Заключение

Педагогическая этика - относительно самостоятельный раздел этической

науки - изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику

реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического

труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и

этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер

нравственной

деятельности

учителя

и

нравственных

отношений

в

профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета,

представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде

специфических правил общения, манер поведения.

Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана

способствовать

решению

этой

задачи

на

основе

поиска

путей

стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания

материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути

повышения

его

эффективности

-

эти

задачи

решают

социология

педагогического труда и педагогическая этика.

Т.о становление профессионально-этических норм общения учителя с

учащимися, выработка у него правильной педагогической позиции - процесс

длительный. Однако практика показывает, что целенаправленная работа в

этой области позволяет повысить общий уровень культуры общения

будущего учителя с окружающими.

Учителю нужно хорошо владеть секретами спокойной, правильной речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном

контакте с другими людьми. Она направлена на формирование личности

ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное

развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими,

специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Этичность педагога создает общую атмосферу взаимоуважения,

непринужденной

учебно-познавательной

деятельности,

формирует

у

школьников

этические

нормы,

нравственное

поведение

в

обществе.

Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель –

родители - учащихся» исходит из того, что семья является, бесспорно,

важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка,

закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка

формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные

ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель

должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в

каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять

как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на

общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями

учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном

варианте

педагог

должен

стать

частью

семейной

микросреды

(как

ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей),

а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники

общего педагогического процесса).

Грубый, бесцеремонный учитель, наоборот, провоцирует школьника на

негативные действия.

Ведь в конечном итоге только доброта, чуткость, справедливость и

высокий профессионализм учителя помогут сегодня школе преодолеть

множество стоящих перед ней проблем.

Список литературы:

1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1996

2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1998

3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1998

4. Ю.Азаров. Искусство воспитывать. М, 1997

5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1995

6. Я.Котигер, В.Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1997.

7. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - 5-е изд. - М., 2003 г.

8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 2000 г.



В раздел образования