Напоминание

Образование причастий настоящего времени


Автор: Бручко Татьяна Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: Методическая разработка. Презентация
Тема: Образование причастий настоящего времени
Раздел: среднее образование





Назад




Пятнадцатое октября

Классная работа

Работа с карточками

Расставьте знаки препинания.

Мы вошли в лес освещённый лучами

осеннего солнца. Трава покрытая

росою касается наших ног. В небе

кличут пролетающие косяком и

прощающиеся с летом журавли. Тучи

низко мчавшиеся скоро закрыли всё

небо. На площадку устланную

пожухлыми листьями и хвойными

иголками выскочил испуганный заяц.

Вставьте буквы, укажите спряжение глагола, от

которого образованно причастие.

Рокоч..щие волны ( спр.), мел..щий

кофе ( спр.), колыш..щиеся от

ветра ( спр.), наде..щийся на

лучшее ( спр.), едва брезж..щий

( спр.), тревож..щаяся за близких

( спр.), жал..щая пчела ( спр.),

хохоч..щий малыш ( спр.).

Образуйте от глаголов действительные причастия

прошедшего времени, выделяя суффиксы.

Преувеличить - ___________________

Преувеличивать _ __________________

Замереть - ___________________

Замирать - _____________________

Забрезжить - ____________________

Вырасти - ____________________

Вырастать - ________________

Чита..мый,

воз..мый,

понима..мый

Тема урока:

«Образование страдательных

причастий настоящего времени»

Игра «Оратор».

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы

просто необходимо.

Можно использовать слова-помощники :

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

Наблюдение 1

Глагол

Вид,

переходность,

спряжение

Страдательное

причастие

настоящего

времени

Читать

чита..мый

Возить

воз..мый

Понимать

понима..мый

Вывод:

Страдательные причастия

настоящего времени образуются

от переходных глаголов

несовершенного вида

Наблюдение 2

Глагол

Вид,

переходность,

спряжение

Страдательное

причастие

настоящего

времени

Читать

Несов.

в.,

переход., І спр.

читаемый

Возить

Несов.

в.,

переход., ІІ спр.

возимый

Понимать

Несов.

в.,

переход., І спр.

понимаемый

Вывод: Выбор гласной в суффиксе

страдательных причастий настоящего

времени зависит от спряжения глагола

От глаголов I спряжения

образуются причастия с

суффиксами -ем-, -ом-;

От глаголов II спряжения – с

суффиксом –им-.

Задание: Выберите только те глаголы, которые могут

образовать страдательные причастия настоящего времени:

1)Гореть; 2)посылать; 3)ругать;

4) бежать; 5)слышать;

6) торопиться;

7)сопровождать; 8)ожидать;

9)зависеть; 10) ехать.

Домашнее задание:

Выучить правило ст. 51 ,

выполнить упражнение 98.



В раздел образования