Автор: Мещанова Ирина Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 имени И.С.Лазаренко
Населённый пункт: ст-цаМихайловская, Курганинского района, Краснодарского края
Наименование материала: Технологическая карта урока обществознания
Тема: "Социальные статусы и роли"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока .
Предмет : Обществознание
Класс : 8
Учебник (УМК , программа) : Обществознание 8 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Боголюбов –
М.:Просвещение,2021
Тема урока : Социальные статусы и роли.
Цель урока : познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные
позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и
роли,
Тип урока : комбинированный
Планируемые результаты.
Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль,
гендерные различия, гендерные установки, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять
позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой
репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные
роли старших подростков.
Метапредметные УУД :
1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение интересоваться чужим
мнением и высказывать свое.
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план
действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;
анализировать материал учебника и дополнительный материал;
4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение
собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Структура и ход урока .
Этапы урока
Форма работы
Краткое содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые
предпосылки к
учебной
деятельности
Организационный
момент
Приветствует
учащихся.
Приветствуют
учителя и
друг друга
Личностные
УУД: проявление
эмоционального
отношения к
учебно-
познавательной
деятельности
Актуализация
имеющихся
знаний
индивидуальная
работа
На прошлом уроке мы с
вами изучили тему:
Социальная структура
Учитель говорит
определение.
Учащиеся
записывают
понятие.
познавательные и
предметныеУУД:
Актуализация
общества». Словарный
диктант .(Приложение 1)
своего
жизненного
опыта ,
закрепление и
углубление
знаний
полученных на
прошлом уроке
Фронтальный
опрос
1.Покаким критерия
выделяют в обществе
различные страты?
2.В чем выражается
социальное неравенство?
3 Каковы его причины?
4.Какой процесс получил
название социальной
мобильности?
5.Каковы основные
признаки социальных
групп?
выслушивает и
корректирует
ответы учащихся
Ответы
учащихся
познавательные и
предметныеУУД:
Актуализация
своего
жизненного
опыта ,
закрепление и
углубление
знаний
полученных на
прошлом уроке
Целеполагание и
мотивация
работа в группах
Группа 1.
Учитель на
уроке объясняет
ученикам материал,
используя блатной
жаргон. Слова: типа,
короче, в натуре, вы
врубились или нет? И
другие… Ученики
Учитель раздаёт
учащимся задания
– разыграть
определённую
ситуацию
Остальные
учащиеся
должны
догадаться, о
чём идёт
речь.
коммуникативные
УУД: умение
договариваться и
приходить к
общему
решению ,умение
работать в группе
обращаются к учителю
по имени, отчеству.
Реквизит: журнал,
указка.
Группа 2.
Дочь пришла
домой из школы, а мама,
вместо того, чтобы
сварить еду, прибрать в
квартире, целый день
играет в компьютерную
игру (стрелялки какие-
нибудь). На просьбы
дочери покормить ее,
отмахивается, предлагает
самой что-нибудь
приготовить.
Реквизит: ноутбук.
Группа 3.Девушка
подбегает к
полицейскому в слезах,
просит его задержать
грабителей, которые
отобрали у неё сумочку.
Полицейский отвечает,
что он их сам боится, и
Что Вам
показалось
странным в
разыгранных
ситуациях?
- А кто определил
как положено
вести себя
данным людям?
Учитель на доске
записывает слово
«статус».
- Какое задание
было у каждой
группы?
Учитель на доске
пишет слово
«роль».
- Согласны ли вы,
что роли героев
сценок не
соответствовали
люди вели
себя не так
как положено;
их положение
в обществе,
т.е. статус
разыграть
ситуацию, то
есть сыграть
роль
познавательные
УУД : умение
выделять главное
коммуникативное
УУД :умение
слушать других
вообще пусть попросит
кого-нибудь из
прохожих.
их статусу?
- Запишите тему
урока
«Социальные
статусы и роли»
- О чём мы будем
сегодня говорить?
(постановка целей
урока).
да
ученики в
тетради
записывают
тему урока
Первичное
усвоение новых
знаний
групповая работа
(работа с
текстом
учебника)
1 группа: Из теста
определение , что
понимается под
социальным статусом и
социальной ролью.
2 группа.
Заполнить таблицу
(Приложение 2)
Например: гражданин Н.
может являться
преподавателем,
человеком средних лет,
кандидатом наук, членом
профсоюза, членом
группы
отчитываются
по
проделанной
работе
познавательные
УУД : умения
структурировать
знания,
выделение
нужной
информации из
текста
личностныеУУД:
формирование
коммуникативной
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со сверстниками
партии, православным,
избирателем, мужем,
отцом, сыном и т.д.
- Что произойдёт, если
социальный статус и
социальная роль не
совпадут? (общество
может не принять
человека, могут
последовать санкции.
Учителя, полицейского
уволят с работы, маму
поставят на учёт в
комиссию по делам
несовершеннолетних,
возможно, лишат детей).
Такая ситуация
называется «ролевой
конфликт»
Понятия «престиж» и
«авторитет».
- Чем отличаются эти
понятия? Если дети
затрудняются ответить,
то можно предложить
составить
словосочетания с
прилагательными
«престижный» и
«авторитетный».
Первичная
проверка знаний
индивидуальная
работа
Решение тестовых
заданий (раздаточный
материал Приложение 3)
работа с
тестом
Диагностика и
самопроверка
работа в парах
обменяйтесь
тестами с соседом
по парте и
проверьте
ученики
обмениваютс
я тестами
между собой
и проверяют
регулятивное
УУД : умение
оценивать свои
знания и
адекватно
воспринимать
оценку других
Рефлексия
На занятии я узнал…
На занятии я научился…
Мне захотелось
узнать…
По теме могу
рассказать…
запишите
домашнее задание
в дневник п.13
в тетради
проанализировать
высказывание из
рубрики «
Говорят мудрые»,
ученики
отвечают
дети
записывают
домашнее
задание
регулятивное
УУД : умение
оценивать
уровень своего
нравственного
развития,
контроль и
внесение
соответствующих
коррективов
стр.115 учебника
Приложение 1.
Словарный диктант.
1.Стратификация –
2.Социальная мобильность-
3. Социальные конфликты-
5. Локальные конфликты –
6. Масштабные конфликты-
7. Глобальные конфликты –
Приложение 2.
Вид
Характеристика
Приписанный (предписанный)
Достигаемый
Прирожденный
Приписываемый
Приложение 3.
Тест
1
Маше 10 лет, она ученица 5 класса средней школы. ЕЕ семья – это родители, бабушка и старшая сестра. В этих характеристиках
проявляется:
1)
социальная роль личности
2)
личный авторитет
3)
социальный статус личности
4)
этническая принадлежность человека
2 На втором курсе университета Николай П. женился, через год у него родился ребенок. В 40 лет Николай получил должность заместителя
генерального директора компании. Укажите правильную последовательность социальных ролей, приобретаемых и выполняемых Николаем
в течение жизни.
1)
сын своих родителей
2)
выпускник вуза
3)
отец ребенка
4)
супруг
5)
зам. генерального директора компании
3.Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.
Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4 Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определенный период своей жизни.
Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменен в течение жизни.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны