Напоминание

"Социальные статусы и роли"


Автор: Мещанова Ирина Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 имени И.С.Лазаренко
Населённый пункт: ст-цаМихайловская, Курганинского района, Краснодарского края
Наименование материала: Технологическая карта урока обществознания
Тема: "Социальные статусы и роли"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока .

Предмет : Обществознание

Класс : 8

Учебник (УМК , программа) : Обществознание 8 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Боголюбов –

М.:Просвещение,2021

Тема урока : Социальные статусы и роли.

Цель урока : познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные

позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и

роли,

Тип урока : комбинированный

Планируемые результаты.

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль,

гендерные различия, гендерные установки, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять

позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой

репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные

роли старших подростков.

Метапредметные УУД :

1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение интересоваться чужим

мнением и высказывать свое.

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план

действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в

учебной и познавательной деятельности;

3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить

логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;

анализировать материал учебника и дополнительный материал;

4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение

собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта

предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Структура и ход урока .

Этапы урока

Форма работы

Краткое содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

предпосылки к

учебной

деятельности

Организационный

момент

Приветствует

учащихся.

Приветствуют

учителя и

друг друга

Личностные

УУД: проявление

эмоционального

отношения к

учебно-

познавательной

деятельности

Актуализация

имеющихся

знаний

индивидуальная

работа

На прошлом уроке мы с

вами изучили тему:

Социальная структура

Учитель говорит

определение.

Учащиеся

записывают

понятие.

познавательные и

предметныеУУД:

Актуализация

общества». Словарный

диктант .(Приложение 1)

своего

жизненного

опыта ,

закрепление и

углубление

знаний

полученных на

прошлом уроке

Фронтальный

опрос

1.Покаким критерия

выделяют в обществе

различные страты?

2.В чем выражается

социальное неравенство?

3 Каковы его причины?

4.Какой процесс получил

название социальной

мобильности?

5.Каковы основные

признаки социальных

групп?

выслушивает и

корректирует

ответы учащихся

Ответы

учащихся

познавательные и

предметныеУУД:

Актуализация

своего

жизненного

опыта ,

закрепление и

углубление

знаний

полученных на

прошлом уроке

Целеполагание и

мотивация

работа в группах

Группа 1.

Учитель на

уроке объясняет

ученикам материал,

используя блатной

жаргон. Слова: типа,

короче, в натуре, вы

врубились или нет? И

другие… Ученики

Учитель раздаёт

учащимся задания

– разыграть

определённую

ситуацию

Остальные

учащиеся

должны

догадаться, о

чём идёт

речь.

коммуникативные

УУД: умение

договариваться и

приходить к

общему

решению ,умение

работать в группе

обращаются к учителю

по имени, отчеству.

Реквизит: журнал,

указка.

Группа 2.

Дочь пришла

домой из школы, а мама,

вместо того, чтобы

сварить еду, прибрать в

квартире, целый день

играет в компьютерную

игру (стрелялки какие-

нибудь). На просьбы

дочери покормить ее,

отмахивается, предлагает

самой что-нибудь

приготовить.

Реквизит: ноутбук.

Группа 3.Девушка

подбегает к

полицейскому в слезах,

просит его задержать

грабителей, которые

отобрали у неё сумочку.

Полицейский отвечает,

что он их сам боится, и

Что Вам

показалось

странным в

разыгранных

ситуациях?

- А кто определил

как положено

вести себя

данным людям?

Учитель на доске

записывает слово

«статус».

- Какое задание

было у каждой

группы?

Учитель на доске

пишет слово

«роль».

- Согласны ли вы,

что роли героев

сценок не

соответствовали

люди вели

себя не так

как положено;

их положение

в обществе,

т.е. статус

разыграть

ситуацию, то

есть сыграть

роль

познавательные

УУД : умение

выделять главное

коммуникативное

УУД :умение

слушать других

вообще пусть попросит

кого-нибудь из

прохожих.

их статусу?

- Запишите тему

урока

«Социальные

статусы и роли»

- О чём мы будем

сегодня говорить?

(постановка целей

урока).

да

ученики в

тетради

записывают

тему урока

Первичное

усвоение новых

знаний

групповая работа

(работа с

текстом

учебника)

1 группа: Из теста

определение , что

понимается под

социальным статусом и

социальной ролью.

2 группа.

Заполнить таблицу

(Приложение 2)

Например: гражданин Н.

может являться

преподавателем,

человеком средних лет,

кандидатом наук, членом

профсоюза, членом

группы

отчитываются

по

проделанной

работе

познавательные

УУД : умения

структурировать

знания,

выделение

нужной

информации из

текста

личностныеУУД:

формирование

коммуникативной

компетенции в

общении и

сотрудничестве

со сверстниками

партии, православным,

избирателем, мужем,

отцом, сыном и т.д.

- Что произойдёт, если

социальный статус и

социальная роль не

совпадут? (общество

может не принять

человека, могут

последовать санкции.

Учителя, полицейского

уволят с работы, маму

поставят на учёт в

комиссию по делам

несовершеннолетних,

возможно, лишат детей).

Такая ситуация

называется «ролевой

конфликт»

Понятия «престиж» и

«авторитет».

- Чем отличаются эти

понятия? Если дети

затрудняются ответить,

то можно предложить

составить

словосочетания с

прилагательными

«престижный» и

«авторитетный».

Первичная

проверка знаний

индивидуальная

работа

Решение тестовых

заданий (раздаточный

материал Приложение 3)

работа с

тестом

Диагностика и

самопроверка

работа в парах

обменяйтесь

тестами с соседом

по парте и

проверьте

ученики

обмениваютс

я тестами

между собой

и проверяют

регулятивное

УУД : умение

оценивать свои

знания и

адекватно

воспринимать

оценку других

Рефлексия

На занятии я узнал…

На занятии я научился…

Мне захотелось

узнать…

По теме могу

рассказать…

запишите

домашнее задание

в дневник п.13

в тетради

проанализировать

высказывание из

рубрики «

Говорят мудрые»,

ученики

отвечают

дети

записывают

домашнее

задание

регулятивное

УУД : умение

оценивать

уровень своего

нравственного

развития,

контроль и

внесение

соответствующих

коррективов

стр.115 учебника

Приложение 1.

Словарный диктант.

1.Стратификация –

2.Социальная мобильность-

3. Социальные конфликты-

5. Локальные конфликты –

6. Масштабные конфликты-

7. Глобальные конфликты –

Приложение 2.

Вид

Характеристика

Приписанный (предписанный)

Достигаемый

Прирожденный

Приписываемый

Приложение 3.

Тест

1

Маше 10 лет, она ученица 5 класса средней школы. ЕЕ семья – это родители, бабушка и старшая сестра. В этих характеристиках

проявляется:

1)

социальная роль личности

2)

личный авторитет

3)

социальный статус личности

4)

этническая принадлежность человека

2 На втором курсе университета Николай П. женился, через год у него родился ребенок. В 40 лет Николай получил должность заместителя

генерального директора компании. Укажите правильную последовательность социальных ролей, приобретаемых и выполняемых Николаем

в течение жизни.

1)

сын своих родителей

2)

выпускник вуза

3)

отец ребенка

4)

супруг

5)

зам. генерального директора компании

3.Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определенный период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменен в течение жизни.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны



В раздел образования