Автор: Вязанкова Наталья Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Голынковская СШ"
Населённый пункт: пгт Голынки Руднянского района Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Школьный музей как средство духовно-нравственного воспитания школьников»
Раздел: среднее образование
«Школьный музей как средство духовно-нравственного
воспитания школьников»
В числе важнейших проблем воспитания подрастающего поколения
серьезную тревогу вызывают вопросы духовно - нравственного воспитания
школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить
Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего
народа.
Школу необходимо рассматривать, как важнейший социальный
институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации
создает необходимые условия для духовно-нравственного,
интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто
формируется, она воспитывается с малых лет. Школьный возраст наиболее
восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного
развития, гражданского воспитания. Недостаток, которого трудно
восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве
отличается большой психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное воспитание, это не секрет, у наших детей
занимает далеко не первое место. Данное положение очень настораживает
нас и задача учителей, заключается в том, чтобы найти выход из
создавшегося положения.
Считаю, что эффективность духовно-нравственного процесса
находится в прямой зависимости от активного включения в него самих
учащихся, т.е. через социально значимую деятельность школьника.
Эту работу позволяет проводить работа в школьном музее.
Основные направления деятельности музея:
- сотрудничество с поселковой библиотекой, обмен опытом;
- сотрудничество с Домом культуры (помощь в организации выставок)
- оказываем помощь жителям поселка (история завода «Стеклоприбор»)
- пополнение школьного музея новыми экспонатами;
- предметы из музея служат наглядностью на уроке (лучше один раз увидеть
керосиновую лампу, чем 5 минут объяснять, что это такое)
- обучающиеся пробуют себя в роли экскурсоводов для посетителей музея;
- сбор материала о знаменитых людях поселка, учителях-ветеранах
- написание проектных работ по материалам, собранным в музее
- создание и реставрация стендов;
- поздравление ветеранов-афганцев;
- изучение материала о старинных куклах-оберегах и изготовление
старинных кукол;
- проведение викторин;
- организация просмотров исторических фильмов;
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий
кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к
Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно
воспитать гражданина и патриота!
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.