Автор: Ким Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО " Центр детского творчества" с.Михайловка
Населённый пункт: п.Новошахтинский
Наименование материала: Эссе
Тема: " Особенности воспитательной работы в системе дополнительном образовании детей".
Раздел: дополнительное образование
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
Дополнительное образование детей: ключевые элементы организации
образовательного процесса», 8.12.2021 - 10.01.2022 гг.
Татьяна Владимировна Ким,
педагог дополнительного образования, высшая квалификационная
категория,
МБО ДО «Центр детского творчества» с. Михайловка
Михайловского района Приморского края, РФ
Эссе
«Особенности воспитательной работы
в системе дополнительного образования детей»
Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом.
А. С. Макаренко
В настоящее время в России идет становление новой системы образования.
Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в
педагогической
теории
и
практике
учебно-воспитательного
процесса,
а,
следовательно, и в системе современного образования. В решении данной задачи
немаловажную роль приобретает система дополнительного образования, которая
по
праву
рассматривается
как
составляющая
единого
образовательного
пространства, сложившегося в современном российском обществе, представляет
собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и
самовоспитания,
развития
и
саморазвития,
взросления
и
социализации,
содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
Возрастают
требования
к
содержанию и
качеству образования, это
накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм,
методов, технологий учебно-воспитательного процесса.
Учебное занятие – это основная форма организации образовательной
деятельности в системе дополнительного образования. Это форма организации
учебного
процесса,
ограниченная
временными
рамками,
предполагающая
специально организованное педагогом обучение и воспитание детей.
Образовательная деятельность каждого творческого объединения должна
быть
направлена
на
постепенное
раскрытие
и
развитие
потенциальных
возможностей
ребёнка.
Однако,
важнейшей
функцией
дополнительного
образования по-прежнему остается воспитательная.
Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как
социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на
сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование
социально
значимых
ценностей
и
социально
приемлемого
поведения
воспитанников. Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, результаты
которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.
Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная
на организацию образовательной среды и управление различными видами
деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности.
Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют
собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной
работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и
обучения.
Приоритетные направления воспитательной работы:
- Ученик – патриот и гражданин.
- Общение и досуг ученика.
- Ученик и его здоровье.
- Ученик и его семья.
- Ученик и его интеллектуальные возможности.
- Ученик и его нравственность.
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный
компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает
пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная
сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей.
В
нашем
Центре
детского
творчества
воспитательный
процесс
осуществляется
в социальном направлении.
У учащегося формируются
коммуникативные
качества,
ответственность,
толерантность,
активность
и
инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.
Формирование качеств личности в каждом конкретном детском объединении,
происходит с учетом особенностей деятельности.
В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного
образования очень важную роль играет индивидуальная работа с воспитанниками
и работа по формированию детского коллектива.
Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая
объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности
ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса
единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками.
Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является
обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок
приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и
эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя
индивидуальный
воспитательный
процесс,
педагог
дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: помогает
ребёнку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нём достойное
место; выявляет и развивает общие и специальные способности детей, его
потенциальные возможности; формирует в ребёнке уверенность в своих силах,
стремление к постоянному саморазвитию.
Педагог способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании,
создаёт
каждому
«ситуацию
успеха».
развивает
в
ребёнке
психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах,
выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий,
формирует у обучающихся способность к адекватной оценке и самооценке,
заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей
работы; создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка.
Именно это характеризует особенности воспитательной работы в области
дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа
жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Организация учебно-воспитательного процесса в условиях творческой среды
позволяет рассматривать и реализовывать такое воспитательное влияние
педагога
дополнительного
образования
на
ребенка,
когда
происходит
воздействие личности на личность, общение педагога и учащихся в условиях
адаптации ближней среды к детям, уделяя особое внимание индивидуальности и
способностям.
Современные педагогические технологии призваны радикально перестроить
процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде
всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности.
Все
обучающие,
развивающие,
воспитательные,
социальные
технологии,
используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы
разбудить
активность
детей;
вооружить
их
оптимальными
способами
осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества;
опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Каждый
учащийся
является
объектом
обязательной
успешности
образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для
того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него
взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования
решает целый ряд педагогических задач: помогает ребенку адаптироваться в
новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявляет и развивает
потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;
формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию. И ещё прилагается много требований, условий и сил для
достаточного уровня развития творческих способностей каждого учащегося.
Педагог дополнительного образования
– это профессионал, который
является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности.
Он способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком. Он
- воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности
воспитанника и лидер детского коллектива, который может способствовать
социальному становлению каждого.
Все вышеперечисленное позволяет нам сделать следующий вывод, что
дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития
личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и
информационно-образовательной
деятельности
за
пределами
основных
образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание
представляет
собой
многофакторный
процесс.
Формирование
личности
происходит
под
влиянием
семьи,
образовательных
учреждений,
среды,
общественных
организаций,
средств
массовой
информации,
искусства,
социально-экономических
условий
жизни.
Поэтому
воспитание
является
долговременным
и
непрерывным
процессом,
результаты
которого
носят
отсроченный характер.
Список литературы
1.
Алиева
Л.В.
Детские
общественные
объединения
в
воспитательном
пространстве социума. // Педагогика. - 2014. - №7. С. 50.
2.
Евладова
Е.Б.
Образование
основное
и
дополнительное:
(проблема
взаимосвязи). // Внешкольник. - 2016. - №3.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2017. - 220 с.