Напоминание

" Особенности воспитательной работы в системе дополнительном образовании детей".


Автор: Ким Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО " Центр детского творчества" с.Михайловка
Населённый пункт: п.Новошахтинский
Наименование материала: Эссе
Тема: " Особенности воспитательной работы в системе дополнительном образовании детей".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Дополнительное образование детей: ключевые элементы организации

образовательного процесса», 8.12.2021 - 10.01.2022 гг.

Татьяна Владимировна Ким,

педагог дополнительного образования, высшая квалификационная

категория,

МБО ДО «Центр детского творчества» с. Михайловка

Михайловского района Приморского края, РФ

Эссе

«Особенности воспитательной работы

в системе дополнительного образования детей»

Только живой пример воспитывает ребенка,

а не слова, пусть самые хорошие,

но не подкрепленные делом.

А. С. Макаренко

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.

Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в

педагогической

теории

и

практике

учебно-воспитательного

процесса,

а,

следовательно, и в системе современного образования. В решении данной задачи

немаловажную роль приобретает система дополнительного образования, которая

по

праву

рассматривается

как

составляющая

единого

образовательного

пространства, сложившегося в современном российском обществе, представляет

собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и

самовоспитания,

развития

и

саморазвития,

взросления

и

социализации,

содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

Возрастают

требования

к

содержанию и

качеству образования, это

накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм,

методов, технологий учебно-воспитательного процесса.

Учебное занятие – это основная форма организации образовательной

деятельности в системе дополнительного образования. Это форма организации

учебного

процесса,

ограниченная

временными

рамками,

предполагающая

специально организованное педагогом обучение и воспитание детей.

Образовательная деятельность каждого творческого объединения должна

быть

направлена

на

постепенное

раскрытие

и

развитие

потенциальных

возможностей

ребёнка.

Однако,

важнейшей

функцией

дополнительного

образования по-прежнему остается воспитательная.

Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как

социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на

сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование

социально

значимых

ценностей

и

социально

приемлемого

поведения

воспитанников. Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, результаты

которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.

Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная

на организацию образовательной среды и управление различными видами

деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности.

Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют

собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной

работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и

обучения.

Приоритетные направления воспитательной работы:

- Ученик – патриот и гражданин.

- Общение и досуг ученика.

- Ученик и его здоровье.

- Ученик и его семья.

- Ученик и его интеллектуальные возможности.

- Ученик и его нравственность.

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный

компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает

пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов.

Дополнительное образование детей – это специальная образовательная

сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей.

В

нашем

Центре

детского

творчества

воспитательный

процесс

осуществляется

в социальном направлении.

У учащегося формируются

коммуникативные

качества,

ответственность,

толерантность,

активность

и

инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.

Формирование качеств личности в каждом конкретном детском объединении,

происходит с учетом особенностей деятельности.

В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного

образования очень важную роль играет индивидуальная работа с воспитанниками

и работа по формированию детского коллектива.

Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая

объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности

ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса

единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками.

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является

обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок

приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и

эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя

индивидуальный

воспитательный

процесс,

педагог

дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: помогает

ребёнку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нём достойное

место; выявляет и развивает общие и специальные способности детей, его

потенциальные возможности; формирует в ребёнке уверенность в своих силах,

стремление к постоянному саморазвитию.

Педагог способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и

признании,

создаёт

каждому

«ситуацию

успеха».

развивает

в

ребёнке

психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах,

выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий,

формирует у обучающихся способность к адекватной оценке и самооценке,

заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей

работы; создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка.

Именно это характеризует особенности воспитательной работы в области

дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа

жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях творческой среды

позволяет рассматривать и реализовывать такое воспитательное влияние

педагога

дополнительного

образования

на

ребенка,

когда

происходит

воздействие личности на личность, общение педагога и учащихся в условиях

адаптации ближней среды к детям, уделяя особое внимание индивидуальности и

способностям.

Современные педагогические технологии призваны радикально перестроить

процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде

всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности.

Все

обучающие,

развивающие,

воспитательные,

социальные

технологии,

используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы

разбудить

активность

детей;

вооружить

их

оптимальными

способами

осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества;

опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Каждый

учащийся

является

объектом

обязательной

успешности

образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для

того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него

взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования

решает целый ряд педагогических задач: помогает ребенку адаптироваться в

новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявляет и развивает

потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному

саморазвитию. И ещё прилагается много требований, условий и сил для

достаточного уровня развития творческих способностей каждого учащегося.

Педагог дополнительного образования

– это профессионал, который

является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности.

Он способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком. Он

- воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности

воспитанника и лидер детского коллектива, который может способствовать

социальному становлению каждого.

Все вышеперечисленное позволяет нам сделать следующий вывод, что

дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,

развития

личности

и

обучения

посредством

реализации

дополнительных

образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и

информационно-образовательной

деятельности

за

пределами

основных

образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание

представляет

собой

многофакторный

процесс.

Формирование

личности

происходит

под

влиянием

семьи,

образовательных

учреждений,

среды,

общественных

организаций,

средств

массовой

информации,

искусства,

социально-экономических

условий

жизни.

Поэтому

воспитание

является

долговременным

и

непрерывным

процессом,

результаты

которого

носят

отсроченный характер.

Список литературы

1.

Алиева

Л.В.

Детские

общественные

объединения

в

воспитательном

пространстве социума. // Педагогика. - 2014. - №7. С. 50.

2.

Евладова

Е.Б.

Образование

основное

и

дополнительное:

(проблема

взаимосвязи). // Внешкольник. - 2016. - №3.

3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и

подростков: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2017. - 220 с.



В раздел образования