Автор: Остапенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 4
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей у учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование творческих способностей у учащихся на уроках
математики
“Железо ржавеет, не находя себе применения,
стоячая вода гниет или на холоде замерзает,
а ум человека, не находя себе применения, чахнет”.
Леонардо да Винчи
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо
вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого,
деятельность должна носить творческий характер. Актуальность выбранной темы
заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на
принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё
это формируется на начальных ступенях школьного образования.
Задания
творческого
характера
можно
использовать
на
всех
уроках
математики. Главная цель развития творческих способностей - воспитание
подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены
следующие задачи:
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
находить нестандартные решения любых возникающих проблем.
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших
школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей
ребенка в учебной деятельности.
Безусловно, каждый урок начинаю такими словами: «Улыбнитесь друг другу»
или «Желаю вам приятного учебного дня», «Разрешите мне на вас полюбоваться»,
«Подарите друг другу улыбки и хорошее настроение и т.д.
В каждый урок пытаюсь внести что-то новое, занимательное. Для развития
творческого мышления и воображения учащихся предлагаю такие виды работ:
Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические
диктанты, игры «Верю — не верю».
Развитие психологических механизмов как основы развития творческих
способностей
(памяти,
внимания,
воображения,
наблюдательности).
Игра
«Внимание» или, например, такие задания:
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы
различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
Продолжи линию.
Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.
Для развития воображения:
Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в
виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
Дорисуй
так,
чтобы
получился
какой-то
предмет.
Игра
«Давай
пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
Задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры
со спичками).
Решение частично-поисковых задач разного уровня. Здесь детям даются
задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или
при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их
добывания. Это задания на выявление закономерностей:
Раздели фигуры на группы.
Найди «лишний» рисунок.
Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а
коричневый равный розовому отрезку.
Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют
такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов
решений
Решение творческих задач. Такие задания требуют большей или полной
самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,
нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких
заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему
замыслу:
Монгольская
игра
«Танграм»
(составление
прямоугольника
из
треугольников и четырёхугольников). Решая творческие, нестандартные задания,
дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
Задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются
упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу,
вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении
таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.
Математические
игры.
Смоделированы
математические
построения,
отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило,
необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи.
По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений
или аналогичных им.
Задачи в занимательной форме. Активизируют умственную деятельность,
заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей,
развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять
полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах
деятельности, новой обстановке.
Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать,
привыкают отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я
хочу добавить», «Я не согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждает детей
использовать знания в новой ситуации.
Работая в школе, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами
включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность,
создание положительных эмоциональных ситуаций.
Применение
творческих
заданий
на
уроках
математики
способствует
формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно
усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое.
Сама
новизна
предлагаемой
умственной
работы
требует
интуиции,
своеобразной
умственной
инициативы.
Ребёнку
предстоит
открыть
много
неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах
деятельности.
Думаю,
что
такой
деятельностью
является
познавательная
творческая
деятельность. Потому что в её основе лежит реализация и развитие познавательных
интересов ребёнка. Я считаю, что каждый творчески работающий учитель
добивается этого, используя свои приёмы развития творческих способностей
познавательных интересов. И что у каждого учителя есть возможность дойти до
сердца каждого ученика и попытаться раскрыть его творческие способности.
Литература.
1.
Былевская
В.Н.
Развитие
творческих
возможностей
младших
школьников. «Начальная школа», №5-1990г.
2.
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. «Завуч
начальной школы», №2-2002г.
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М.,1981г.
4.
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей
учащихся. М.: «Академия»-2007г.
5.
Крутецкий
В.А.
психология
математических
способностей
школьников. М.: Просвещение,1998 г.
6.
Моро М.И. и др. Математика.1-4 класс. М.: Просвещение,2013г.
7.
Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. М.: Ювента,2014 г.
8.
Шевчук И.В. Организация творческой работы на уроках математики в
начальных классах. Вектор науки ТГУ. 2012 №2(9).