Напоминание

Формирование творческих способностей у учащихся на уроках математики


Автор: Остапенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 4
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей у учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование творческих способностей у учащихся на уроках

математики

“Железо ржавеет, не находя себе применения,

стоячая вода гниет или на холоде замерзает,

а ум человека, не находя себе применения, чахнет”.

Леонардо да Винчи

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо

вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого,

деятельность должна носить творческий характер. Актуальность выбранной темы

заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на

принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё

это формируется на начальных ступенях школьного образования.

Задания

творческого

характера

можно

использовать

на

всех

уроках

математики. Главная цель развития творческих способностей - воспитание

подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены

следующие задачи:

формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и

применять знания;

развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших

школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей

ребенка в учебной деятельности.

Безусловно, каждый урок начинаю такими словами: «Улыбнитесь друг другу»

или «Желаю вам приятного учебного дня», «Разрешите мне на вас полюбоваться»,

«Подарите друг другу улыбки и хорошее настроение и т.д.

В каждый урок пытаюсь внести что-то новое, занимательное. Для развития

творческого мышления и воображения учащихся предлагаю такие виды работ:

Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические

диктанты, игры «Верю — не верю».

Развитие психологических механизмов как основы развития творческих

способностей

(памяти,

внимания,

воображения,

наблюдательности).

Игра

«Внимание» или, например, такие задания:

Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

Чем отличаются картинки?

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы

различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Продолжи линию.

Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в

виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.

Дорисуй

так,

чтобы

получился

какой-то

предмет.

Игра

«Давай

пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.

Задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры

со спичками).

Решение частично-поисковых задач разного уровня. Здесь детям даются

задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или

при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их

добывания. Это задания на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.

Найди «лишний» рисунок.

Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а

коричневый равный розовому отрезку.

Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют

такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов

решений

Решение творческих задач. Такие задания требуют большей или полной

самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,

нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких

заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему

замыслу:

Монгольская

игра

«Танграм»

(составление

прямоугольника

из

треугольников и четырёхугольников). Решая творческие, нестандартные задания,

дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются

упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу,

вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении

таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

Математические

игры.

Смоделированы

математические

построения,

отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило,

необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи.

По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений

или аналогичных им.

Задачи в занимательной форме. Активизируют умственную деятельность,

заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей,

развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять

полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах

деятельности, новой обстановке.

Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать,

привыкают отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я

хочу добавить», «Я не согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждает детей

использовать знания в новой ситуации.

Работая в школе, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами

включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность,

создание положительных эмоциональных ситуаций.

Применение

творческих

заданий

на

уроках

математики

способствует

формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно

усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое.

Сама

новизна

предлагаемой

умственной

работы

требует

интуиции,

своеобразной

умственной

инициативы.

Ребёнку

предстоит

открыть

много

неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах

деятельности.

Думаю,

что

такой

деятельностью

является

познавательная

творческая

деятельность. Потому что в её основе лежит реализация и развитие познавательных

интересов ребёнка. Я считаю, что каждый творчески работающий учитель

добивается этого, используя свои приёмы развития творческих способностей

познавательных интересов. И что у каждого учителя есть возможность дойти до

сердца каждого ученика и попытаться раскрыть его творческие способности.

Литература.

1.

Былевская

В.Н.

Развитие

творческих

возможностей

младших

школьников. «Начальная школа», №5-1990г.

2.

Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. «Завуч

начальной школы», №2-2002г.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

М.,1981г.

4.

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей

учащихся. М.: «Академия»-2007г.

5.

Крутецкий

В.А.

психология

математических

способностей

школьников. М.: Просвещение,1998 г.

6.

Моро М.И. и др. Математика.1-4 класс. М.: Просвещение,2013г.

7.

Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. М.: Ювента,2014 г.

8.

Шевчук И.В. Организация творческой работы на уроках математики в

начальных классах. Вектор науки ТГУ. 2012 №2(9).



В раздел образования