Автор: Сизоненко Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 с.Архангельское
Населённый пункт: село Архангельское, Архангельский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни младшего школьника
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Что самое важное и ценное у человека? Жизнь! А что самое важное и ценное (а,
скорее всего, бесценное) в жизни человека? Конечно, здоровье! Здоровье – это
счастье, радость, красота. Это то, что дороже всего. Это то, что нужно беречь.
Здоровье подрастающего поколения – проблема, актуальная во все времена.
Осознание здорового образа жизни закладывается ещё в детстве и формируется в
течение всей жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) лежит в основе профилактики заболеваний и является
ведущим фактором укрепления здоровья детей.
Необходимо научить детей определять свое состояние и ощущения. Создать у
учащихся представления о своем организме и о том, что для него вредно, а что
полезно, научить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
Но необходимо всегда помнить, что никакая информация, не подкрепленная личной
заинтересованностью учащихся, не будет для них ничего значить.
Работа с детьми младшего школьного возраста по формированию ценности здоровья
направлена на:
Формирование представлений влияния компьютера, телевизора, гаджетов на
здоровье человека;
Представление о правильном питании, витаминах, режиме дня;
Представление о негативном влиянии на здоровье алкоголя, табака и
наркотиков;
Обучение навыкам релаксации;
Формирование потребности следить за своим здоровьем и в случае
необходимости обращаться за медицинской помощью.
В воспитательной работе необходимо направлять усилия на использование
массовых форм в воспитании школьников и организации свободного времени,
заботиться о том, чтобы внеклассная работа охватывала всех обучающихся. При
составлении графика на учебный год большое внимание уделяется формированию
здорового образа жизни обучающихся. Проводятся такие мероприятия, как «День
Здоровья», «День бегуна», «Семейные выходные». На классные часы приглашаются
специалисты, проводятся беседы и лекции по проблемам сохранения и укрепления
здоровья
детей,
профилактики
вредных
привычек.
На
уроках
проводятся
физкультминутки, т.к. двигательная активность детей снижена.
Здоровье ребёнка во многом зависит от отношения его родителей к здоровому
образу жизни. Давно замечено, что дети усваивают образ жизни своих родителей, в
том числе их пищевые и поведенческие привычки. Положительный пример
родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься
спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня. Именно родители с раннего
детства закладывают стремление детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Если взрослые достаточное время уделяют занятиям физической культурой и
спортом, соблюдают правила гигиены, режим питания, режим работы и отдыха, то
дети автоматически будут следовать образу жизни взрослых.
В здоровом образе жизни важную роль играет и психологический фактор.
В
своих
работах
психологи
И.Р.Алтунина
и
Р.С.Немов
отмечают,
что
мотивационная сфера ребенка - явление сложное, противоречивое, которое
постоянно меняется. Главным мотивом в нем является то одно, то другое
побуждение. Зависит это от образа жизни, возраста ребенка, его пола, условий
общения с окружающими и многих других причин.
Формирование здорового образа жизни оказывает огромное влияние на развитие у
детей воображения, памяти, речи, мышления, внимания.
Для того, чтобы младшие школьники были замотивированы на здоровый образ
жизни, необходимо проводить работу над созданием нравственного отношения
ребенка у своему здоровью. Ребенок должен осознать, что наиважнейшая ценность
для человека - это здоровье. Кроме этого, ребенок должен осознать ценность
здоровья других людей, а также ценность среды обитания и важность его
сохранения.
Создавая благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у
школьников,
необходимо
учитывать
следующие
психолого-педагогические
технологии формирования здорового образа жизни:
1. Снятие эмоционального напряжения.
Этому способствуют игровые обучающие программы, игры, интерактивные
обучающие программы, которые вызывают интерес у школьников и одновременно
снимают у них стресс и психологическое напряжение.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Дети хорошо чувствуют себя на уроке, если обстановка на уроке доброжелательная,
учитель внимательно выслушивает каждого ученика, тактично исправляет ошибки.
Если поощряется мыслительный процесс. Как следствие этого заметно повышается
работоспособность каждого ученика в отдельности и всего класса в целом.
Соответственно происходит более качественное усвоение знаний.
При создании благоприятного климата на уроке
следует помнить следующие
правила:
- если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе;
- если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;
- если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;
- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится
находить в этом мире любовь.
К сожалению, здоровый образ жизни не является приоритетом среди потребностей
и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего
возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае мы можем
надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только
личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список литературы
1.Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей. – М.: Просвещение, 2005
2. Бахль Л. В., Барканов С. В., Горбатенко С. А. Педагогу о здоровом образе
жизнь детей [Учитель о здоровом образе жизни детей]. Образование. 2012. № 3, с.
12-15.
3. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе [Электронный
ресурс ].
4. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающая работа школьного
психолога: Учебное пособие. – Белгород, изд-во БелГУ, 2003.-136 с.
5. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. -№ 10. С. 86.
6. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской
школе // «Начальная школа», 2005. -№ 11. С. 78.