Автор: Фарида Абдулхаковна Юнусова
Должность: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20"
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20"
Населённый пункт: МО Г.о Балашиха
Наименование материала: «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».
Тема: «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 Го Балашиха
Юнусова Фарида Абдулхаковна.
Тема выступления.
«Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного
из компонентов функциональной грамотности».
Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Что входит в функциональную грамотность?
Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.
Цели чтения.
Проблемы читательской грамотности российских школьников.
Пути их решения
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда
функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в
повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной
грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое
образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с
изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные
задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений,
обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
-читательская;
-языковая информационная;
-литературная;
-коммуникативная;
-математическая;
-социальная;
-естественнонаучная
Какие есть сложности с функциональной грамотностью?
Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не
«натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной
ситуации и применять знания для достижения цели.
Читательская грамотность
Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а
отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю
диагностировать результаты и отследить динамику.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у
подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного
читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее
использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая
требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с
разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с
несплошными текстами.
Работа направлена на формирование основных читательских умений:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
- осмыслить и оценить содержание и форму текста.
Задания для диагностики читательской грамотности учащихся 7-8 классов
Старейший театр Казани
11 февраля 2019 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им.
В.И. Качалова состоялось торжественное открытие театрального музея. Долгожданное событие
стало настоящим праздником – двухвековая история Качаловского вмещает в себя известные в
России имена и множество нетривиальных фактов.
Первые зрители приходили не в здание на улице Баумана, где сейчас располагается театр.
Представления проходили в небольшом доме купца Мергасова на улице Воскресенской (ныне ул.
Кремлевская). Именно с этого момента, осенью 1791 года театр в Казани начинает существовать
как феномен общественной и культурной жизни.
На представления мог прийти любой горожанин, причем ставили на сцене не только драму, но и
оперу. Театр носил название Баратаевский, в честь своего основателя казанского губернатора
князя Баратаева. Просуществовал этот театр до 1796 года, пока представления не прекратились
общероссийским трауром - умерла Екатерина II.
Павел 1 стал не только зрителем Казанского театра, но и повлиял на его судьбу. В 1798 году
император прибыл в Казань. По такому случаю в городе был организован пышный бал с показом
театрального представления. О предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью
афиш, но только рукописных. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам
разносились сторожем. Спектакль был представлен крепостной труппой помещика Павла
Петровича Есипова, который, по свидетельству современников, был «ушибленный театром».
После представления Есипов спросил позволения у императора показывать спектакли в Казани.
Павел 1 согласился с условием, что для этого будет построено театральное здание. И уже в 1802
году недалеко от современной площади Свободы было построено деревянное здание театра.
Известно, что Есипов установил высокие цены на билеты и в 1814 году разорился. В 1815 году из-
за крупного пожара здание театра сгорело.
Из газеты «Казанские губернские ведомости» 1850 года мы узнаем, что в Казани был построен
каменный театр, а площадь перед театром впоследствии стала именоваться «Театральной» (ныне
площадь Свободы). Театр стал одним из самых больших в Российской империи. Зрительный зал
вмещал до 1150 зрителей. Сцена была устроена по образцу Императорских столичных театров, с
раздвижным полом. Провалами и подъемом кулис.
С 1852 года художественную часть театра возглавил знаменитый тогда на всю страну антрепренер
Николай Милославский-Фридебург, сыгравший здесь свои коронные роли, в том числе Гамлета,
Чацкого, Кречирского, Жадова. С этого момента начинается период истории, который краеведы
называют «золотым».
Почему театр называется Качаловским? В Казань Качалов приезжает, чтобы закончить учебу в
Казанском университете и одновременно работать в труппе Михаила Бородая. Сначала играл
небольшие роли, но пользовался большой популярностью у местных гимназисток.
Уже в 1900 году Василия Качалова пригласили в Московский художественный театр (МХТ), там он
стал одним из ведущих артистов, одним из первых получил звание Народного артиста СССР.
В 1948 году после смерти Качалова постановлением Совета министров СССР было решено
присвоить имя артиста Казанскому Большому драматическому театру. В 2005 году в фойе-атриуме
театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову.
Когда театр стал большим? В 1919 году в здании Казанского городского театра случился пожар.
Тушить было нечем, в городе был поврежден водопровод. Драматическая труппа в этой ситуации
была вынуждена переехать в здание Большого театра на улице Большой проломной (ныне улица
Баумана). Уже столетие драматическая труппа театра работает в этом здании.
Первоначально здание было построено в 1833 году по проекту П.Г. Пятницкого для купца
Синякова. Окончательный свой облик театр приобрел после многократных перестроек к 1914
году. Название «Большой» здание получило из-за своих размеров.
Сегодня Театральный музей Казанского БДТ – это крупнейший театральный музей Татарстана. Его
коллекция насчитывает более 20 тысяч единиц хранения на площади почти 400 кв. метров.
Прочитайте текст и выполните задания
Задание 1.
Определите стиль текста, выберите и запишите правильный ответ.
А) научный Б) художественный В) публицистический
Задание 2.
В тексте 13 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, что в конце 19 века театр стал одним из
самых больших в Российской империи. Выберите правильный ответ:
а) в 6-ом
б) во 12-ом
в) в 11-ом
Задание 3.
В тексте вам встретились слова «премьера», «антрепренёр», «атриум» и «реконструкция». Ниже
даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между
словом и его определением. Запишите нужные слова на месте пропусков.
_______________________ - восстановление
. ______________________- первый показ
3. _______________________- владелец частного театра
4. __________________- центральное, хорошо освещенное пространство фойе
Задание 4.
Прочитайте данные ниже предложения. Что в них нужно исправить? Подчеркните ошибки и
запишите ниже исправленные предложения. «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и
сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным
горожанам они разносились курьером».
Задание 5
.Кому мог быть интересен этот текст? Напишите свой вариант.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 6.
«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало
немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики», - утверждал Иоганн
Вольфганг Гёте.
Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре.
Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами.
А Б В Г
Выключи мобильный телефон.
Вход с едой запрещен.
Запрещена видеосъемка
Запрещено входить в зал с напитками.
Запрещена фотосъемка.
Задание 7.
Что мог бы сказать 1-ой участник разговора в поддержку своего мнения?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________
Задание 8.
Найдите одно утверждение, которое противоречит содержанию текста:
Качалов приезжает в Казань, чтобы работать в труппе Михаила Бородая
Памятники В. Качалову установлены во многих городах России
После смерти актера его имя было присвоено Казанскому Большому драматическому театру.
Василий Качалов работал в Московском художественном театре.
Задание 9.
22 августа 2015 года состоялась первая из трёх запланированных экскурсий-прогулок, которую
проводили заведующий музеем КАРБДТ им. В.И. Качалова Роман Копылов и сотрудник
Международного института антиквариата Алина Ершова. О судьбе русского театра в Казани
пришли послушать около тридцати любителей истории Казани.
Используя текст и карту, составьте маршрут экскурсии - прогулки по Казани вместе с КАРБДТ им.
В.И. Качалова. Начните его с площадки перед НКЦ «Казань».
Задание 10.
Изучите афишу к постановке спектакля «Пиковая дама» и ответьте на вопросы. В каком жанре
поставлено произведение? В каком году состоялась премьера спектакля? Где она состоялась?
Можно ли будет во время антракта сходить в буфет?
Задание 11
Изучите билет на спектакль «Пиковая дама». Сможет ли ребенок пяти лет посетить спектакль?
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у
подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного
читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее
использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая
требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с
разными видами текстов.