Напоминание

«Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».


Автор: Фарида Абдулхаковна Юнусова
Должность: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20"
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20"
Населённый пункт: МО Г.о Балашиха
Наименование материала: «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».
Тема: «Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности».
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 Го Балашиха

Юнусова Фарида Абдулхаковна.

Тема выступления.

«Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного

из компонентов функциональной грамотности».

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что входит в функциональную грамотность?

Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.

Цели чтения.

Проблемы читательской грамотности российских школьников.

Пути их решения

Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда

функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в

повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной

грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое

образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с

изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные

задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений,

обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

-читательская;

-языковая информационная;

-литературная;

-коммуникативная;

-математическая;

-социальная;

-естественнонаучная

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не

«натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной

ситуации и применять знания для достижения цели.

Читательская грамотность

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а

отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю

диагностировать результаты и отследить динамику.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у

подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного

читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее

использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая

требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с

разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с

несплошными текстами.

Работа направлена на формирование основных читательских умений:

- находить и извлекать информацию;

- интегрировать и интерпретировать сообщение текста;

- осмыслить и оценить содержание и форму текста.

Задания для диагностики читательской грамотности учащихся 7-8 классов

Старейший театр Казани

11 февраля 2019 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им.

В.И. Качалова состоялось торжественное открытие театрального музея. Долгожданное событие

стало настоящим праздником – двухвековая история Качаловского вмещает в себя известные в

России имена и множество нетривиальных фактов.

Первые зрители приходили не в здание на улице Баумана, где сейчас располагается театр.

Представления проходили в небольшом доме купца Мергасова на улице Воскресенской (ныне ул.

Кремлевская). Именно с этого момента, осенью 1791 года театр в Казани начинает существовать

как феномен общественной и культурной жизни.

На представления мог прийти любой горожанин, причем ставили на сцене не только драму, но и

оперу. Театр носил название Баратаевский, в честь своего основателя казанского губернатора

князя Баратаева. Просуществовал этот театр до 1796 года, пока представления не прекратились

общероссийским трауром - умерла Екатерина II.

Павел 1 стал не только зрителем Казанского театра, но и повлиял на его судьбу. В 1798 году

император прибыл в Казань. По такому случаю в городе был организован пышный бал с показом

театрального представления. О предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью

афиш, но только рукописных. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам

разносились сторожем. Спектакль был представлен крепостной труппой помещика Павла

Петровича Есипова, который, по свидетельству современников, был «ушибленный театром».

После представления Есипов спросил позволения у императора показывать спектакли в Казани.

Павел 1 согласился с условием, что для этого будет построено театральное здание. И уже в 1802

году недалеко от современной площади Свободы было построено деревянное здание театра.

Известно, что Есипов установил высокие цены на билеты и в 1814 году разорился. В 1815 году из-

за крупного пожара здание театра сгорело.

Из газеты «Казанские губернские ведомости» 1850 года мы узнаем, что в Казани был построен

каменный театр, а площадь перед театром впоследствии стала именоваться «Театральной» (ныне

площадь Свободы). Театр стал одним из самых больших в Российской империи. Зрительный зал

вмещал до 1150 зрителей. Сцена была устроена по образцу Императорских столичных театров, с

раздвижным полом. Провалами и подъемом кулис.

С 1852 года художественную часть театра возглавил знаменитый тогда на всю страну антрепренер

Николай Милославский-Фридебург, сыгравший здесь свои коронные роли, в том числе Гамлета,

Чацкого, Кречирского, Жадова. С этого момента начинается период истории, который краеведы

называют «золотым».

Почему театр называется Качаловским? В Казань Качалов приезжает, чтобы закончить учебу в

Казанском университете и одновременно работать в труппе Михаила Бородая. Сначала играл

небольшие роли, но пользовался большой популярностью у местных гимназисток.

Уже в 1900 году Василия Качалова пригласили в Московский художественный театр (МХТ), там он

стал одним из ведущих артистов, одним из первых получил звание Народного артиста СССР.

В 1948 году после смерти Качалова постановлением Совета министров СССР было решено

присвоить имя артиста Казанскому Большому драматическому театру. В 2005 году в фойе-атриуме

театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову.

Когда театр стал большим? В 1919 году в здании Казанского городского театра случился пожар.

Тушить было нечем, в городе был поврежден водопровод. Драматическая труппа в этой ситуации

была вынуждена переехать в здание Большого театра на улице Большой проломной (ныне улица

Баумана). Уже столетие драматическая труппа театра работает в этом здании.

Первоначально здание было построено в 1833 году по проекту П.Г. Пятницкого для купца

Синякова. Окончательный свой облик театр приобрел после многократных перестроек к 1914

году. Название «Большой» здание получило из-за своих размеров.

Сегодня Театральный музей Казанского БДТ – это крупнейший театральный музей Татарстана. Его

коллекция насчитывает более 20 тысяч единиц хранения на площади почти 400 кв. метров.

Прочитайте текст и выполните задания

Задание 1.

Определите стиль текста, выберите и запишите правильный ответ.

А) научный Б) художественный В) публицистический

Задание 2.

В тексте 13 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, что в конце 19 века театр стал одним из

самых больших в Российской империи. Выберите правильный ответ:

а) в 6-ом

б) во 12-ом

в) в 11-ом

Задание 3.

В тексте вам встретились слова «премьера», «антрепренёр», «атриум» и «реконструкция». Ниже

даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между

словом и его определением. Запишите нужные слова на месте пропусков.

_______________________ - восстановление

. ______________________- первый показ

3. _______________________- владелец частного театра

4. __________________- центральное, хорошо освещенное пространство фойе

Задание 4.

Прочитайте данные ниже предложения. Что в них нужно исправить? Подчеркните ошибки и

запишите ниже исправленные предложения. «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и

сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным

горожанам они разносились курьером».

Задание 5

.Кому мог быть интересен этот текст? Напишите свой вариант.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 6.

«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало

немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики», - утверждал Иоганн

Вольфганг Гёте.

Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре.

Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами.

А Б В Г

Выключи мобильный телефон.

Вход с едой запрещен.

Запрещена видеосъемка

Запрещено входить в зал с напитками.

Запрещена фотосъемка.

Задание 7.

Что мог бы сказать 1-ой участник разговора в поддержку своего мнения?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________

Задание 8.

Найдите одно утверждение, которое противоречит содержанию текста:

Качалов приезжает в Казань, чтобы работать в труппе Михаила Бородая

Памятники В. Качалову установлены во многих городах России

После смерти актера его имя было присвоено Казанскому Большому драматическому театру.

Василий Качалов работал в Московском художественном театре.

Задание 9.

22 августа 2015 года состоялась первая из трёх запланированных экскурсий-прогулок, которую

проводили заведующий музеем КАРБДТ им. В.И. Качалова Роман Копылов и сотрудник

Международного института антиквариата Алина Ершова. О судьбе русского театра в Казани

пришли послушать около тридцати любителей истории Казани.

Используя текст и карту, составьте маршрут экскурсии - прогулки по Казани вместе с КАРБДТ им.

В.И. Качалова. Начните его с площадки перед НКЦ «Казань».

Задание 10.

Изучите афишу к постановке спектакля «Пиковая дама» и ответьте на вопросы. В каком жанре

поставлено произведение? В каком году состоялась премьера спектакля? Где она состоялась?

Можно ли будет во время антракта сходить в буфет?

Задание 11

Изучите билет на спектакль «Пиковая дама». Сможет ли ребенок пяти лет посетить спектакль?

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у

подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного

читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее

использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая

требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с

разными видами текстов.



В раздел образования