Автор: Рожкова Ольга Николаевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "СТАРТ"
Населённый пункт: г.Подольск Московская обл.
Наименование материала: Урок музыки для 5 класса
Тема: Музыка и литература
Раздел: среднее образование
Урок в пятом классе.
Тема четверти: «Музыка и литература»
Тема урока: "Музыка в баснях"
Цели:
1) на примере басни И. Крылова «Квартет» определить роль музыки в
литературном жанре «басня»; познакомить учащихся со «Струнным квартетом»
А.П. Бородина; познакомить со струнно-смычковой группой, дать определение
понятиям «квартет», «ноктюрн»; формировать понятия роли музыки в
литературном жанре.
2) развивать интерес к классической музыке и литературе, развивать
эстетический вкус, внимание, воображение, вокально-хоровые способности;
3) воспитывать личность ребенка, воспитывать критическое и самокритическое
отношение исполнителям музыкальных произведений;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Вход в класс. Приветствие учащихся).
II. Сообщение темы четверти (слайд №1)
Ребята, мы продолжаем нашу работу над темой «Музыка и литература»
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Вы уже знаете, какую роль играет музыка в фольклоре, т.к. на предыдущих
уроках мы знакомились с народными сказками.
Вспомните их название ( «Волшебная скрипка»).
Так же о великой силе музыке рассказывается не только в сказках, но и в других
жанрах литературы. А в каких? Нам это вместе предстоит выяснить!
(слайд№2)
Учитель: Ребята, прочитайте названия произведений («Осел и соловей”,
“Ворона и лисица”, “Рак, Лебедь и Щука”, “Мартышка и очки”).
Учитель: Скажите, какому литературному жанру можно отнести их
отнести?
Ученики: Басня
Учитель: Может быть, кто-то знает автора этих басен?
Ученики: Крылов (слайд №3)
Учитель: Известный великий русский баснописец - Иван Андреевич Крылов.
Еще в начальной школе, вы познакомились с литературным жанром басня. И ,
наверное обратили внимание, что действующие лица в баснях – это животные,
которые помогают высмеять людские недостатки.
Перед вами лежат карточки, внимательно прочитайте и стрелочками установите
характеристику соответствующую образу животного. А затем мы коллективно
проверим. Ваши правильные ответы и активная работа на уроке поможет
заработать вам разноцветные нотки.
Пожалуйста, начинайте работать. Время для выполнения не больше 1 минуты.
(Музыка трек1, слайд №4)
Трудолюбие
Медведь
Неуклюжесть
Соловей
Глупость и упрямство
Муравей
Мастерство
Осел и козёл
Неусидчивость, вертлявость
Лиса
Беспечность
Мартышка
Хитрость, льстивость
Стрекоза
(коллективно проверить.)
ІV. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней И. А. Крылова «Квартет»,
в которой музыка является одним из действующих лиц, послушаем «Струнный
квартет» Александра Бородина, узнаем, что такое квартет и ноктюрн и
продолжим работу над выученными песнями.
V. Изложение нового материала:
Работа с литературным произведением.
Внимание на экран. (слайд №5)
Слушание басни.
Учитель: Как вы поняли, из прослушанного произведения, что такое квартет?
(ответы детей)
Учитель: (слайд №6) Квартет – это музыкальное произведение для 4-х
исполнителей. Так же это группа исполнителей из четырех человек.
Учитель: откройте тетради и с новой строки в музыкальный словарик запишите
определение. (запись в тетради).
Учитель: У вас на партах есть текст басни, которым вы можете пользоваться.
Внимательно прослушайте фрагмент и назовите музыкальные инструменты, на
которых играли звери.
Учитель читает фрагмент басни.
Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…
Анализ фрагмента.
Учитель: Какие музыкальные инструменты Крылов «вручил» героям басни?
(работа с доской: две скрипки, альт, виолончель, которую в басне автор
называет «басом», т.к. её звучание, среди данной струнно-смычковой группы,
самое низкое)
Учитель: А какой еще струнный инструмент входит в струнную группу?
Ученики: Контрабас
Показ инструментов (слайд№ 7 )
Физ.минутка: ребята, давайте встанем и представим, что каждый из вас
скрипач-виртуоз.
Покажите, как нужно держать скрипку, смычек и играть. (слайд №8)
А теперь поменяем скрипку на виолончель (имитация игры) (слайд №9)
Учитель: Какие животные участвует в басне?
Ученики: Мартышка, медведь, осел, козёл.
Учитель: Давайте охарактеризуем каждого участника квартета.
Проказница Мартышка – существо несерьезное, неусидчивое, вертлявое.
Козел – лишенный всяких музыкальных способностей.
Косолапый Мишка – увалень.
Осел – глупый, но дает советы
Учитель: Кто разоблачает их невежество? Кто стал их судьей?
Ученики: Соловей.
Учитель: Случайно ли именно к Соловью обращается автор?
Ученики: Соловей в природе является символом музыки.
Учитель: Какие напутственные слова дает Соловей участникам квартета
(найдите слова в тексте)?
Ученики: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших
понежней» (слайд № 10)
Учитель: В этих строках заключается мораль басни. А ведь на этих же
инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может
получиться самая разнообразная красивая музыка.
Работа с музыкальным произведением.
Предлагаю прослушать фрагмент “Струнного квартета” А.П.Бородина
(диск трек №2)
Запись в тетради: слушаем. А.Бородин «Струнный квартет» (слайд №11)
Анализ музыкального произведения:
Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои
басни.
Ученики: Её исполняли профессионалы
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипки и виолончель – струнный квартет
Учитель: Это музыка вокальная или инструментальная?
Ученики: Инструментальная.
Учитель: Данный квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая
называется “Ноктюрн” (слайд №12)
Ноктюрн - в переводе с французского – ночной, это инструментальная
пьеса лирического характера.
Учитель: Дело в том, что музыка подружила композитора с молодой
талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала
впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений
композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда
композитор отбыл за границу, находясь вдалеке от жены, Александр
Порфирьевич Бородин вспоминал ее еще невестой, и написал этот квартет,
посвящая любимой.
Учитель: Для того, чтобы получилась такая красивая музыка необходимо не
только любовь, вдохновение. Какими еще качествами нужно обладать?
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.
Учитель: То есть быть профессионалом. Действительно, когда инструменты в
руках настоящих музыкантов, то и музыка звучит ярко, выразительно и
увлекательно.
VI. Вокально-хоровая работа. (слайд №13)
Прочитать текст песни «Волшебный смычок» проговаривая каждую букву
( работа над дикцией).
Работа над исполнением песни (с учетом правил пения).
VII. Итог урока:
Учитель: И в заключении, мы пришли с вами к выводу, что музыка и
литература взаимосвязаны. Они обогащает друг друга.
Учитель: Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той
и другой.
Учитель: А помогли нам прийти к такому итогу, какие прослушанные на уроке
произведения?
Ученики: «Квартет» А. Крылова, «Струнный квартет» А. Бородина
(слайд№14)Учитель: Спасибо всем. Каждый за работу на уроке получает
оценку.