Напоминание

Формирование читательской грамотности учащихся на основе теории смыслового чтения


Автор: Зубкова Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: г.Горняк Локтевский район Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской грамотности учащихся на основе теории смыслового чтения
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование читательской грамотности учащихся на основе теории

смыслового чтения.

Автор: Зубкова Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Горняка Локтевского района Алтайского

края

Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить.

Сухомлинский В.А.

Национальный проект «Образование» поставил две важные задачи:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,

вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;

воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.

Чтобы обеспечить их выполнение, на первый план работы современного учителя

выходит задача: формирование функциональной грамотности учащихся. С 2021 года

предусмотрены такие направления, как:

читательская грамотность

естественнонаучная грамотность

финансовая грамотность

математическая грамотность

креативное мышление

глобальные компетентности

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного

тестирования в 1991 году.

Что такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,

чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из

мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. – Читать- это

ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».

И здесь на помощь учителю приходит технология продуктивного чтения, которая

опирается на «природосообразную теорию формирования типа правильной читательской

деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности».

По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения:

просмотровое

ознакомительное – поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со

сжатием информации)

смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и

точное понимание содержащейся в тексте информации.

Под смысловым чтением понимается:

- осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели,

- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

- определение основной и второстепенной информации,

-свободная

ориентация

в

восприятии

текстов

художественного,

научного,

публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-

делового стилей,

- понимание и адекватная оценка языка СМИ.

Таким образом, цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять

содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это

внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Если ученик владеет навыками смыслового чтения, у него развита устная речь и, как

следствие, письменная речь.

Технология смыслового чтения предполагает вычитывание 3-х уровней информации:

- фактуальный (то, о чём в тексте говорится в явном виде),

- подтекстовой (то, о чём в тексте говорится в неявном виде, между строк),

- концептуальной (основная идея).

Интерпретировать текст - это уметь соотносить факты с общей идеей текста,

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

формулировать несложные выводы; сравнивать и противопоставлять информацию

разного характера, обнаруживать в тексте доводы; делать выводы о главной мысли

текста, замысле автора.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения

2 этап. Работа с текстом во время

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Стратегия деятельности на 1 этапе:

(ознакомительное, просмотровое чтение)

Цель:

развитие

важнейшего

читательского

умения

предполагать,

прогнозировать содержание текста.

Главная задача учителя: вызвать мотивацию к прочтению.

Направления:

- антиципация (предвосхищение предугадывание предстоящего прочтения.

- постановка целей урока с учётом общей готовности к уроку.

Приёмы подтекстовой деятельности:

- упражнения с заголовком текста

- «Мозговой штурм» (актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих

отношение к теме текста)

- «Глоссарий»( актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)

- вопросы для припоминания

- рассечение вопроса

- предварительные вопросы

- работа с иллюстрациями и др.

Стратегия деятельности на 2 этапе:

(изучающее чтение)

Цель: понимание текста и создание его интерпретации.

Главная задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста всеми

доступными средствами.

Направления:

- первичное чтение текста (самостоятельное чтение или чтение-слушание)

- перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или

отдельных фрагментов. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- беседа по содержанию текста. Обобщеие почитанного. Выявление скрытого смысла

(если таковой имеется). Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем,

так и учащимися. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам

текста.

Приёмы текстовой деятельности:

- приём INSERT- маркировка текста значком по мере его чтения(V – уже знаком; + -

новое знание; - - думал иначе; ? – не понял. (чаще для работы с текстом научного

стиля или публицистического)

- ромашка «Блума», или ромашка вопросов по уровням познавательной деятельности

- тонкие (репродуктивные вопросы, предполагающие односложный ответ) о толстые

вопросы ( требующие рассуждения)

- пересказать текст несколькими фраза

- стратегия Фишбоун

- игра «Неиспорченный телефон»

- выразить главную мысль текста одной фразой

-приём «Лови ошибку», перепутанная логическая цепочка

Приём «Верите ли вы?»

- работа с готовыми иллюстрациями и др.

Стратегия деятельности на 3 этапе:

(рефлексивное чтение:

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским

замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Направления:

- концептуальное (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Выявление и формулировка основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов.

- знакомство с писателем (на уроках литературы). Рассказ об авторе, беседа о

личности писателя, автора. Работа с материалом учебника, дополнительными

источниками.

- вновь обращение к заглавию, анализ его в соответствии с замыслом автора.

Соотнесение видения автора с читательскими представлениями.

- творческое задание

Приёмы послетекстовой деятельности:

- организация умственного труда (план, схема, таблица, тезисы, конспект,

«проверочный лист»)

- краткая характеристика и анализ текста (аннотация, реферат)

- разбор и оценка художественного, научного произведения (рецензия)

- самостоятельные работы (изложение, эссе, сочинение, создание собственных

иллюстраций; синквейн, пересказ текста от лица различных персонажей, ответ на

проблемный вопрос, исследования по отдельным вопросам текста и др.)

Урок, построенный в рамках учебной деятельности с использованием

различных приёмов и методик смыслового чтения, помогает учащимся приобретать

навыки

самостоятельной

работы

с

информацией,

формирует

читательскую

грамотность.

Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо

выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается

интерес к предмету и мотивация.

Для завершения вспомним идею известного литературоведа А.И. Белецкого,

который однажды заметил, что в процессе обучения нужно «не набивать головы

готовыми знаниями, а учить приобретать знания; не нагнетать память учащегося, а

стимулировать его мышление».



В раздел образования