Автор: Кирилова Ирина Витальевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №111"
Населённый пункт: городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: " Рациональные числа"
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок по теме «Рациональные числа» (6 класс)
Цели урока:
- обобщить и систематизировать теоретический материал по теме
«Рациональные числа»;
- закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными
числами;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, логическое мышление;
- формировать умение работать в группе и находить общее решение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Определение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в нестандартных
условиях.
5. Контроль усвоения системы знаний и умений, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный этап.
На перемене, при входе в класс, каждый ученик получает вырезанный из
цветной бумаги круг одного из пяти цветов и рассаживается в соответствии с
цветом в одну из пяти групп.
Приветственные слова учителя.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
Задание 1. Распределить числа по группам и найти на числовой прямой точки с
соответствующими координатами:
-4;
2
5
; -2,5; 4; -
4
5
; 2,0; 3
1
2
; - 0,8; 0; -1; -2; - 4
1
4
; 5,6
L E F G R H О А K
В С D
-5 -4 -3 -2 -1
0
1 2 3 4 5
На доске размещены круги с заданиями. Каждая группа обучающихся должна
выбрать свои числа в соответствии с заданием, определить их положение на
числовой прямой и дать им определение или краткую характеристику.
Какое общее название у всех этих чисел?
Сформулируйте пожалуйста тему урока (Рациональные числа).
Какие действия вы уже научились выполнять с рациональными числами?
(Сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить).
Как вы думаете, что является основной целью нашего урока? (Повторение,
обобщение по теме «Рациональные числа»).
3. Актуализация знаний.
3.1.
Объясните, что изображено на рис. 92? Прочитайте запись: N
⊂
Z
⊂
Q.
3.2. Историческая справка.
Еще в XVII веке многие европейские математики относились с недоверием к
отрицательным числам, большинство ученых называли отрицательные числа
«ложными», «абсурдными», «невозможными», в отличии от «истинных» -
положительных.
Французский математик, физик и философ
РЕНЕ ДЕКАРТ
дал геометрическое истолкование
положительных и отрицательных чисел:
положительные изображаются точками на
числовой прямой вправо от начала,
отрицательные – влево.
А(-7), В(-3), О (0), С(2), D(5)
Что называется модулем числа? Приведите примеры.
3.3. Блиц-опрос. Заполните пропуски :
Любое положительное число
0.
Любое отрицательное число
0.
Любое отрицательное число
любого положительного.
Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль
.
Большим из двух чисел является число, расположенное на координатной
прямой
.
Число, отличающееся от данного только знаком, называется
.
Примеры.
Сумма противоположных чисел равна
.
Сумма отрицательных чисел есть число
.
Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа
.
Произведение четного числа отрицательных множителей
.
Произведение нечетного числа отрицательных множителей
.
3.4. Историческая справка:
Индийские математики признавали существование отрицательных чисел.
Отрицательные числа ими толковались как долг, положительные как
имущество. Но все же люди относились к ним с недоверием, считая их
своеобразными, не совсем реальными. Индийский математик Бхаскара прямо
писал:«Люди не одобряют отрицательных чисел…».
В старинной задаче имеются такие сведения: «Один купец имел 730 рублей и
был должен другому 380 рублей. Второй купец имел 970 рублей и был должен
первому 460 рублей». Сколько денег останется у каждого купца после
взаимных расчётов? Попробуйте сформулировать задачу, используя понятие
отрицательного числа.
3.5. Работа в группах. Выполнить действия:
Разбор заданий на доске с комментариями.
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в нестандартных
условиях.
Обучающимся предлагается выполнить задания в группах по карточкам с
последующим разбором на доске. В случае затруднений, учителем даются
комментарии по поводу выполнения заданий.
Задание для 1 группы
.
Укажите какие-нибудь три значения a, при которых между числами – a и a на
координатной прямой лежит только одно целое число.
Существует ли такое значение a, при котором между числами – a и a на
координатной прямой лежит тысяча целых чисел?
Задание для 2 группы
.
Найдите все целые значения х, при которых верны одновременно оба двойных
неравенства:
1) -7 < х < 3 и - 5 ≤ х ≤ 9; 2) -3,8 ≤ х ≤ 4 и -2,6 < х < 6,3.
Задание для 3 группы
.
Найдите значения выражений | a | + | b | и | a + b |, если:
а) a = -3, b= -7; б) a= -4, b=10; в) a=7,2, b=2,8. Сделайте вывод, какими
должны быть числа a и b ,чтобы выполнялось равенство | a | + | b |= | a + b |?
Задание для 4 группы
.
Вычислите наиболее простым способом:
а) 653 – 385 – 453 + 385 - 600;
б) (4,9-4,3) + (4,3-5,7) - (-5,7-5,3).
Задание для 5 группы
.
Найдите ошибки:
- 1,6 + (- 4,69) = 3,09;
- 5,27 - (- 1,27) = - 4;
- (- 0,5) - (- 0,84) = - 1,34;
- (- 9,15 - (-3,4)) = -12,19.
5. Контроль усвоения системы знаний и умений, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа (самоконтроль).
Задания представлены на карточках в пяти вариантах. Работа выполняется
индивидуально каждым учеником или в группах (на усмотрение учителя),
решение оформляется прямо в карточках. После выполнения заданий на доске
открываются правильные ответы и разбираются задания, вызвавшие
затруднения.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
Вычислить:
Вычислить:
Вычислить:
Вычислить:
Вычислить:
-(-(-3,75)-(-4,25))
-(-(-24,5)-(-7,5))
-(-(-13,15)-(-4,85))
-(-(-33,25)-(-24,75))
-(-(-53,54) - (-34,46))
-640 : (-80)-560∙
1
7
– 720:0,9
-540 ∙
1
9
- 450:5-15:(-
1
3
)
720∙(-
1
36
)-840:(-42)-25:(-
0,2)
-860:(-20)-625∙
1
25
-17: (-
1
4
)
360∙(-
1
9
) – 540 ∙(-
1
6
)-17∙(-3)
49∙68+51∙68+49∙12-51∙12
87∙52-17∙52+87∙38-17∙38
77∙99+23∙99-77∙29-23∙29
108∙86-86∙18-108∙56+18∙56
28∙35+72∙35+144∙28+72∙144
Решить уравнение:
Решить уравнение
Решить уравнение
Решить уравнение
Решить уравнение
- (x-4) = 40
- (4-x) = 40
- (x-9) = 63
- (9-x) = -63
- (x-24) = -100
|x - 6 |= - 8
|x + 8 |= - 12
|9 - x |= - 8
|x - 6 |= - 24
|15 - x |= - 30
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за самостоятельную работу и наиболее активным
обучающимся.
7. Рефлексия.
Вопросы к обучающимся:
- Какая цель была поставлена в начале урока? Достигли ли мы этой цели?
- Какие вопросы по заданиям, выполненным на уроке, у вас остались?
- Какие задания вызвали у вас сложности?