Напоминание

"Фразеологизмы"


Автор: Баранова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Пыщугская СОШ
Населённый пункт: село Пыщуг
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Фразеологизмы"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка

по теме «Фразеологизмы», 3 класс

Автор: Баранова Людмила Александровна.

УМК«Школа России»

учебник «Русский язык. 3 класс», авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

- создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами);

- способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

- способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами .

Задачи: - познакомиться понятием «фразеологизмы»;

- провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;

- закрепить знания о фразеологизмах.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

б) научиться писать без ошибок;

в) продолжать применять орфографические правила.

2. Личностные:

а) мотивация учебной деятельности;

б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

а) Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

б) Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

в) Коммуникативные:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- адекватно оценивать собственное поведение.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

(самоопределение

к деятельности)

Приветствует детей.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо, улыбнитесь!

И тихонечко садитесь!

- Откройте тетради и запишите число и классная

работа.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и

классная работа.

Регулятивные:

использовать речь для

регуляции своего

действия.

2. Выявление места и

причины

затруднения

- (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте

слова:

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

Омонимы

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Что такое омонимы?

- Читают слова.

- Фразеологизмы.

- Потому что мы его не

знаем.

- Синонимы – это слова,

кото-рые звучат и пишутся

по-разному,

а

по

смыслу

одинако-вы и очень близки

(метель, вью-га, пурга…).

- Антонимы – это слова,

проти-воположные

по

смыслу (холод-но – жарко,

добрый – злой).

Омонимы – слова, которе

звучат одинаково, но имеют

разное лексическое значение

(гвоздика – специя, гвоздика

Регулятивные:

формировать и удерживать

учебную задачу;

использовать речь для

регуляции своего

действия.

Познавательные:

применять правила и

пользоваться инструкция-

ми;

решать проблемы;

передавать информацию

устным и письменным

способом;

развивать следующие мыс-

лительные процессы: срав-

нение, обобщение, анализ.

– цветок)

3. Построение

проекта выхода из

затруднения

(Сообщение темы и

цели урока)

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно (Слайд 3).

- Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Заданья приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала?

Как вы понимаете смысл произнесенной мною

фразы? Объясните.

- В русском языке таких выражений много.

- Какую цель урока мы поставим?

- Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?

- А теперь внимательно послушайте отрывок из

рассказа К.И. Чуковского.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли

наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана

стала как-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...

- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?

- Подумайте, что означает выражение - оглянуться не

успеешь? Можно ли его заменить одним словом?

- Фразеологизмы.

Ответы детей

С помощью учителя ставят

цель урока.

1. Узнать, что такое

фразеологизмы.

2. Что они обозначают?

3. Зачем они нам нужны?

Регулятивные:

формировать и удерживать

учебную задачу;

использовать речь для

регуляции своего

действия;

Познавательные:

передавать информацию

устным и письменным

способом.

Каким?

Запишем в тетрадь.

Оформление записи в

тетради.

4. Реализация

построенного

проекта.

- Ребята, а почему мы так говорим?

Труслив, как заяц.

Голоден, как волк.

Здоров, как бык.

- А так говорят?

Ползёт, как рыба.

Трещат, как черепаха.

Молчит, как сороки.

- Что же произошло?

- Попробуем исправить

- Подумайте, можно ли заменить одно слово

другим?

- Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять

местами их нельзя!

- В русском языке такие сочетания не создаются в

момент говорения, а употребляются готовыми. Они

называются

устойчивыми

(постоянными)

сочетаниями слов. Это фразеологизмы.

- Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое

маленькое слово спряталось в нём?

Фразис в переводе с древнегреческого языка значит

«выражение»; логос– «слово, понятие».

- Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите

оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же

такое фразеологизмы.

- Правы ли мы с вами?

- Что такое фразеологизмы?

Ответы детей

Открывают

учебники

и

читают определение.

Ответы:

- …Это устойчивые

Регулятивные:

формировать и удерживать

учебную задачу;

использовать речь для

регуляции своего

действия;

выбирать действия в соот-

ветствии с поставленной

задачей и способами её

реализации.

Познавательные:

применять правила и

пользоваться инструкция-

ми;

ставить, формулировать и

решать проблемы;

передавать информацию

устным и письменным

спо-собом;

развивать следующие мыс-

лительные процессы: срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

обращаться за помощью,

формулировать свои

затруднения;

адекватно оценивать

собственное поведение.

- Как вы думаете, что обозначает фразеологизм

«Брать на буксир»?

-

А

что

обозначает

фразеологизм

«Висеть

на

телефоне»?

- А вот давайте откроем фразеологический словарь

на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений

и посмотрим, правильно ли вы сказали (Слайд 4),

слова на экране:

Брать на буксир, и

Висеть на телефоне.

- Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает,

сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы

ответить.

- Что значит «Брать на буксир»?

- Что значит «Висеть на телефоне»?

- (Слайд 5).

Выпишите эти фразеологизмы и их

значения в тетрадь.

-

Молодцы.

Вернёмся

на

страницу

49-ую

и

посмотрим упражнение 83. Прочитайте.

сочетания слов, в которых

нельзя заме-нить или

пропустить какое либо слово,

иначе изменится весь смысл.

Например «ни свет ни заря

означает - рано, до

рассвета».

Высказывают

предположения.

Высказывают

предположения.

Открывают словарь в конце

учебника и ищут толкование

фразеологизмов.

Читают про себя.

- …Это означает – помогать

отстающему.

- …Это означает – Часто и

долго говорить по телефону.

Пишут в тетради.

Читает один ученик:

Тапир навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном.

Да так и не дорос…

Высказывают

- Кто из вас знает, кого называют словом Тапир?

-

(Слайд

6)

Тапир

это

млекопитающее

с

вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то

напоминает слона. Длина его тела может достигать

2х метров.

- Скажите, а что обозначает выражение «Повесил

нос»?

- Верно. Это выражение имеет переносное значение

«Расстроился».

- Оно употреблено в прямом или в переносном

значении?

- Почему?

- Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет

не заря» и так далее, называются устойчивыми

выражениями. Их очень много.

предположения.

- Расстроился, приуныл…

- В переносном.

-

Потому

что

это

фразеологизм.

5.Физкультминутка

Электронная физкультминутка для глаз.

6. Первичное

закрепление

- Переверните страницу и найдите упр. 86. Нужно

прочитать

и

объяснить

значение

выделенных

устойчивых сочетаний слов. А как по-другому

называют эти сочетания?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- Фразеологизмы.

Читает вслух ученик.

- Быстро.

Читает вслух ученик.

-

Сильно

испугался,

испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Регулятивные:

использовать речь для

регуляции своего

действия;

выбирать действия в соот-

ветствии с поставленной

задачей и способами её

реализации.

Познавательные:

применять правила и

пользоваться инструкция-

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти

вперед.

Пишут

2

предложения

на

выбор в тетрадь.

ми;

ставить, формулировать и

решать проблемы;

развивать следующие мыс-

лительные процессы: срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать

собственное поведение.

7.

Работа в группах с

проверкой по

эталону.

-А сейчас я вам предлагаю поработать в группах.

Объединитесь

в

группы

постоянного

состава.

Возьмите

карточки

с

заданиями.

Прочитайте

фразеологизмы и подберите к ним слова из правого

столбика.

Гладить по голове унывать

Падать духом быстро

Надуть губы хвалить

Во все лопатки мало

Ломать голову думать

Рукой подать обидеться

Капля в море близко

Проверка по эталону:

- Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось

так же как у меня?

Вернитесь

на

свои

рабочие

места.

Запишите

фразеологизмы с пояснениями к себе в тетради.

Вернёмся к учебнику с.50

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что

там изображено?

- Что делает мальчик?

- Какому фразеологизму соответствует рисунок?

Читают фразеологизмы.

Выполняют задание.

Сравнивают свою работу.

Выполняют задание в

тетради.

Смотрят на рисунок.

- На рисунке изображён

мальчик.

- Думает, грустит…

- «Ломать голову», «Надуть

губы», «Падать духом».

Регулятивные:

выбирать действия в соот-

ветствии с поставленной

задачей и способами её

реализации.

Познавательные:

применять правила и

пользоваться инструкция-

ми;

развивать следующие мыс-

лительные процессы: срав-

нение, обобщение, анализ.

- Верно, она подходит к нескольким выражениям.

Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся

на кого-то, или, возможно, он расстроился.

- А теперь самостоятельно в тетради составьте любое

предложение с одним из этих фразеологизмов.

-

Посмотрите

на

доску,

(Слайд

8)

это

моё

предложение, которое я составила: «Мальчик ломает

голову над задачей».

- Прочитайте мне предложения, которые составили

вы.

Самостоятельная работа на оценку: (Слайд 9).

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную

работу. На столах у вас карточки с заданием.

Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам

нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и

подчеркнуть

их

одной

линией.

Всем

понятно?

Приступайте. Отметки за выполненную работу вы

узнаете наследующем уроке.

Составляют

предложение

самостоятельно в тетради.

Смотрят на доску.

Несколько учеников читают

свои предложения.

Слушают задание.

Выполняют. работу

8.

Подведение

итогов. Рефлексия

- Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

-

Как

вы

думаете,

какое

значение

имеют

фразеологизмы – прямое или переносное?

- Почему?

- Например?

Зачем нужны фразеологизмы в речи?

(Слайд 10)

Оцените

свою

работу

на

уроке,

используя

фразеологизмы, которые перед вами на слайде, но

- Фразеологизмы.

- Устойчивые сочетания слов.

- Переносное.

-

Потому

что

иногда

фразеологизмы не понятные,

а их прямое значение простое

и понятное.

- Ломать голову – думать.

- Делают речь образной

красивой.

Регулятивные:

формировать и удерживать

учебную задачу.

Познавательные:

применять правила и

пользоваться

инструкциями;

развивать следующие мыс-

лительные процессы: срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

сначала давайте разберём, что они значат. А теперь

запишите в свою тетрадь подходящее утверждение:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

адекватно оценивать

собственное поведение.

9. Домашнее задание

по выбору.

-

Ребята,

открываем

дневники

и

записываем

домашнее задание. (Слайд 11). Стр. 50, упр. 87-ое.

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в

слова

и

найди

и

подчеркнуть

устойчивые

словосочетания

что

такое

устойчивые

словосочетания?

Или

Выписать из словаря 2 фразеологизма и объяснить их

значение. Составить предложения с выписанными

фразеологизмами.

- Спасибо за урок. До свидания.

Регулятивные:

выбирать действия в соот-

ветствии с поставленной

задачей и способами её

реализации.



В раздел образования