Напоминание

Олимпиада по сольфеджио "Музыкальный ключик"


Авторы: Минеева Светлана Витальевна, Азизова Викторина Исмаиловна
Должность: преподаватели музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 4"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Олимпиада по сольфеджио "Музыкальный ключик"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 4» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

«Музыкальный ключик»

Олимпиада по сольфеджио

подготовили преподаватели

музыкально-теоретических дисциплин

Азизова Викторина Исмаиловна и

Минеева Светлана Витальевна.

2022 г.

Олимпиада по сольфеджио для младших классов ДМШ

Данная методическая разработка возникла в результате стремления авторов

способствовать повышению качества подготовки учащихся к олимпиадам по

сольфеджио. Кроме того, настоящая работа создана в помощь педагогам ДМШ,

нацеленным на подготовку учащихся младших классов к музыкально-

теоретическим олимпиадам различного уровня.

Цель олимпиады:

актуализация знаний и навыков учащихся, полученных в процессе

обучения сольфеджио.

Задачи олимпиады:

повышение уровня подготовки учащихся

школы

по музыкально-

теоретическим дисциплинам;

развитие

форм

практического

применения

знаний

и

умений,

приобретенных

в

процессе

обучения

по

дисциплинам

музыкально-

теоретического цикла;

выявление

творческого

потенциала

одаренных

детей

с

целью

стимулирования их дальнейшего развития.

Структура олимпиады:

1. Разминка-тест «Нотное письмо, ритм и метр»

2. Олимпиадные задания.

3. Музыкальная пауза – настройка к диктанту.

4. Занимательный диктант (задание 7).

5. Творческое задание (задание 8).

Оборудование: Раздаточный материал: листы с олимпиадными заданиями,

шаблон клавиатуры фортепиано каждому участнику; фортепиано.

Использованная литература:

1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М.: «Советский

композитор», 1967.

2. Барабошкина А. Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. – М., «Музыка», 1987.

3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. – М. «Музыка», 1984, 1995.

4. Ефремова Л., Учиться интересно.

Пособие по сольфеджио СПб., 2006.

5. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 2 и 3 классы. – М. 2000-2005.

6. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты 1-3 классы. – М. 2001.

«

», «

»

Нотное письмо

Ритм и метр

1.

Нотный стан:

А. Сочетание разных нот.

Б. Пять линий, на которых пишутся

ноты.

2.

Скрипичный ключ:

А. Обозначает, что нота Соль первой

октавы пишется на второй линии

нотного стана.

Б. Предназначен только для скрипок.

3.

Басовый ключ:

А. Обозначает, что нота Фа малой

октавы пишется на 4 линии нотного

стана.

Б. Обозначает, что нота Ре пишется на

4 линии нотного стана.

4.

Диез:

А. Повышает звук на полтона.

Б. Понижает звук на полтона.

5.

Бемоль:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Повышает звук на тон.

6.

Бекар:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Отменяет диез и бемоль.

7.

Ключевые знаки:

А. Сохраняют действие до конца

произведения.

Б. Действуют только в одном такте.

8.

Случайные знаки:

А. Знаки альтерации, написанные

перед нотами.

Б. Знаки альтерации, написанные

справа от ключа.

9.

звуки равны:

А. Ми# = Фа

Б. Фа# = Соль

10.

Знаки в тональностях:

А. Ре мажор – 2#

Б. Ре мажор – 1b

11

.

Обозначения:

А. Диез – #.

Б. Бемоль – #

12.

Штили:

А. У нот выше 3 линии пишутся

вверх.

Б. У нот выше 3 линии пишутся вниз.

13

.

Паузы:

А. Различаются по длительностям.

Б. Не различаются по длительностям.

14.

Длительности:

А. В целой ноте 4 четвертные ноты.

Б. В целой ноте 2 четвертные ноты.

15

.

Тактовая черта:

А. Ставится перед слабой долей.

Б. Ставится перед сильной долей.

16.

Размер такта:

А. Надо писать на каждой строчке.

Б. Надо писать вначале произведения.

17

.

Простые размеры:

А. 2/4, ¾, 2/8, 3/8.

Б. 4/4, 4/8, 6/4, 6/8.

18.

Дирижирование:

А. На сильную долю рука опускается

вниз.

Б. На слабую долю рука опускается

вниз.

19

.

Сильные и слабые доли в размере ¾

А. Сильная, слабая, слабая.

Б. Слабая, сильная, слабая.

20.

Реприза:

А. Знак молчания.

Б. Знак повторения.

21

.

Строение мажора:

А. тон-тон-полутон-тон-тон-тон-

22.

Конечная тактовая черта:

А. Ставится в конце такта.

Музыкальная пауза – пение «Песенки ступеней» из пособия по сольфеджио

Л. Ефремовой «Учиться интересно» в качестве настройки в Фа мажоре к диктанту.

Олимпиадные задания по сольфеджио для

II

класса

1. Укажите тональности, которые имеют следующие ключевые знаки:

1) … мажор

… минор

2) … мажор

… минор

3) … мажор

… минор

2. Допишите строение мажорной гаммы:

Тон – тон – полутон …._____________________

3. Ответьте на следующие вопросы:

1)

Какие ступени являются устойчивыми?______________________

2)

Какие ступени называются вводными?_______________________

4. Превратите натуральный минор в гармонический с помощью повышения

VII ступени:

5. Дополните такты нотами различной длительности:

6. Проверьте, правильно ли поставлен размер. Исправьте ошибки.

А) Б)

7. Занимательный диктант. Найди ошибки в мелодии и исправь их.

8. Творческое задание. Досочини мелодию, используя данный ритм:

Олимпиадные задания по сольфеджио для

III

класса

1

. Напишите гамму Ре мажор.

Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.

Сделайте опевание устойчивых ступеней. Постройте тоническое трезвучие.

Устойчивые Неустойчивые Вводные Опевание Тоническое

ступени устойчивых ступеней трезвучие

2

. Постройте тонические трезвучия (Т53) в Соль мажоре Си b мажоре.

3.

Постройте ТЕРЦИИ на всех ступенях Си b мажора. Подпишите их

.

4

. Ответьте на вопросы:

Из каких интервалов состоят трезвучия?_________________________________

Из каких терций состоит мажорное трезвучие?_________________________

5. Расставьте тактовые черточки в мелодии:

6.

Укажите правильный размер:

7. Занимательный диктант. Найди ошибки в мелодии и исправь их.

8. Творческое задание. Досочини мелодию, используя данный ритм:

Разминка-тест проводится в форме командного блиц-турнира и в результатах

олимпиады не отражается.

Баллы за сделанные задания: Оценка:

1) 5 баллов

2) 1 балл 23 – 26 I место

3) 2 балла 19 – 22 II место

4) 2 балла 16 – 19 III место

5) 4 балла меньше 16 – участник.

6) 2 балла

7) 5 баллов

8) 5 баллов

Сводная таблица результатов Олимпиады

ФИ

Участника

ФИО

преподава

теля

Задани

е №1

Задани

е № 2

Задани

е № 3

Задани

е № 4

Задани

е № 5

Задани

е № 6

Задани

е № 7

Задани

е № 8

итого



В раздел образования