Авторы: Минеева Светлана Витальевна, Азизова Викторина Исмаиловна
Должность: преподаватели музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 4"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Олимпиада по сольфеджио "Музыкальный ключик"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 4» Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Музыкальный ключик»
Олимпиада по сольфеджио
подготовили преподаватели
музыкально-теоретических дисциплин
Азизова Викторина Исмаиловна и
Минеева Светлана Витальевна.
2022 г.
Олимпиада по сольфеджио для младших классов ДМШ
Данная методическая разработка возникла в результате стремления авторов
способствовать повышению качества подготовки учащихся к олимпиадам по
сольфеджио. Кроме того, настоящая работа создана в помощь педагогам ДМШ,
нацеленным на подготовку учащихся младших классов к музыкально-
теоретическим олимпиадам различного уровня.
Цель олимпиады:
актуализация знаний и навыков учащихся, полученных в процессе
обучения сольфеджио.
Задачи олимпиады:
повышение уровня подготовки учащихся
школы
по музыкально-
теоретическим дисциплинам;
развитие
форм
практического
применения
знаний
и
умений,
приобретенных
в
процессе
обучения
по
дисциплинам
музыкально-
теоретического цикла;
выявление
творческого
потенциала
одаренных
детей
с
целью
стимулирования их дальнейшего развития.
Структура олимпиады:
1. Разминка-тест «Нотное письмо, ритм и метр»
2. Олимпиадные задания.
3. Музыкальная пауза – настройка к диктанту.
4. Занимательный диктант (задание 7).
5. Творческое задание (задание 8).
Оборудование: Раздаточный материал: листы с олимпиадными заданиями,
шаблон клавиатуры фортепиано каждому участнику; фортепиано.
Использованная литература:
1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М.: «Советский
композитор», 1967.
2. Барабошкина А. Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. – М., «Музыка», 1987.
3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. – М. «Музыка», 1984, 1995.
4. Ефремова Л., Учиться интересно.
Пособие по сольфеджио СПб., 2006.
5. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 2 и 3 классы. – М. 2000-2005.
6. Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты 1-3 классы. – М. 2001.
«
», «
»
Нотное письмо
Ритм и метр
1.
Нотный стан:
А. Сочетание разных нот.
Б. Пять линий, на которых пишутся
ноты.
2.
Скрипичный ключ:
А. Обозначает, что нота Соль первой
октавы пишется на второй линии
нотного стана.
Б. Предназначен только для скрипок.
3.
Басовый ключ:
А. Обозначает, что нота Фа малой
октавы пишется на 4 линии нотного
стана.
Б. Обозначает, что нота Ре пишется на
4 линии нотного стана.
4.
Диез:
А. Повышает звук на полтона.
Б. Понижает звук на полтона.
5.
Бемоль:
А. Понижает звук на полтона.
Б. Повышает звук на тон.
6.
Бекар:
А. Понижает звук на полтона.
Б. Отменяет диез и бемоль.
7.
Ключевые знаки:
А. Сохраняют действие до конца
произведения.
Б. Действуют только в одном такте.
8.
Случайные знаки:
А. Знаки альтерации, написанные
перед нотами.
Б. Знаки альтерации, написанные
справа от ключа.
9.
звуки равны:
А. Ми# = Фа
Б. Фа# = Соль
10.
Знаки в тональностях:
А. Ре мажор – 2#
Б. Ре мажор – 1b
11
.
Обозначения:
А. Диез – #.
Б. Бемоль – #
12.
Штили:
А. У нот выше 3 линии пишутся
вверх.
Б. У нот выше 3 линии пишутся вниз.
13
.
Паузы:
А. Различаются по длительностям.
Б. Не различаются по длительностям.
14.
Длительности:
А. В целой ноте 4 четвертные ноты.
Б. В целой ноте 2 четвертные ноты.
15
.
Тактовая черта:
А. Ставится перед слабой долей.
Б. Ставится перед сильной долей.
16.
Размер такта:
А. Надо писать на каждой строчке.
Б. Надо писать вначале произведения.
17
.
Простые размеры:
А. 2/4, ¾, 2/8, 3/8.
Б. 4/4, 4/8, 6/4, 6/8.
18.
Дирижирование:
А. На сильную долю рука опускается
вниз.
Б. На слабую долю рука опускается
вниз.
19
.
Сильные и слабые доли в размере ¾
А. Сильная, слабая, слабая.
Б. Слабая, сильная, слабая.
20.
Реприза:
А. Знак молчания.
Б. Знак повторения.
21
.
Строение мажора:
А. тон-тон-полутон-тон-тон-тон-
22.
Конечная тактовая черта:
А. Ставится в конце такта.
Музыкальная пауза – пение «Песенки ступеней» из пособия по сольфеджио
Л. Ефремовой «Учиться интересно» в качестве настройки в Фа мажоре к диктанту.
Олимпиадные задания по сольфеджио для
II
класса
1. Укажите тональности, которые имеют следующие ключевые знаки:
1) … мажор
… минор
2) … мажор
… минор
3) … мажор
… минор
2. Допишите строение мажорной гаммы:
Тон – тон – полутон …._____________________
3. Ответьте на следующие вопросы:
1)
Какие ступени являются устойчивыми?______________________
2)
Какие ступени называются вводными?_______________________
4. Превратите натуральный минор в гармонический с помощью повышения
VII ступени:
5. Дополните такты нотами различной длительности:
6. Проверьте, правильно ли поставлен размер. Исправьте ошибки.
А) Б)
7. Занимательный диктант. Найди ошибки в мелодии и исправь их.
8. Творческое задание. Досочини мелодию, используя данный ритм:
Олимпиадные задания по сольфеджио для
III
класса
1
. Напишите гамму Ре мажор.
Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.
Сделайте опевание устойчивых ступеней. Постройте тоническое трезвучие.
Устойчивые Неустойчивые Вводные Опевание Тоническое
ступени устойчивых ступеней трезвучие
2
. Постройте тонические трезвучия (Т53) в Соль мажоре Си b мажоре.
3.
Постройте ТЕРЦИИ на всех ступенях Си b мажора. Подпишите их
.
4
. Ответьте на вопросы:
Из каких интервалов состоят трезвучия?_________________________________
Из каких терций состоит мажорное трезвучие?_________________________
5. Расставьте тактовые черточки в мелодии:
6.
Укажите правильный размер:
7. Занимательный диктант. Найди ошибки в мелодии и исправь их.
8. Творческое задание. Досочини мелодию, используя данный ритм:
Разминка-тест проводится в форме командного блиц-турнира и в результатах
олимпиады не отражается.
Баллы за сделанные задания: Оценка:
1) 5 баллов
2) 1 балл 23 – 26 I место
3) 2 балла 19 – 22 II место
4) 2 балла 16 – 19 III место
5) 4 балла меньше 16 – участник.
6) 2 балла
7) 5 баллов
8) 5 баллов
Сводная таблица результатов Олимпиады
№
ФИ
Участника
ФИО
преподава
теля
Задани
е №1
Задани
е № 2
Задани
е № 3
Задани
е № 4
Задани
е № 5
Задани
е № 6
Задани
е № 7
Задани
е № 8
итого