Автор: Шеянова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ОШ с.Барышская Слобода
Населённый пункт: с.Барышская Слобода
Наименование материала: "Инновационная и исследовательская деятельность"
Тема: "Инновационные технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Составитель:
воспитатель дошкольной группы
«Колобок» Шеянова Г.А.
В настоящее время в дошкольном образовании интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача восптателей – выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать
становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном
использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же
означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно
- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность -
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость
– возможность
диагностического
целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
– современные
педагогические
технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам
и
оптимальными
по
затратам,
гарантировать
достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
– возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
образовательной
технологии
в
образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,
независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть
– это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть
– это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
Процессуальная
часть
–
совокупность
форм
и
методов
учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по
управлению
процессом
усвоения
материала,
диагностика
обучающего
процесса.
Таким
образом,
очевидно: если
некая
система
претендует
на
роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства
(дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных
образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
1.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку
возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты
воздействия
педагога
на
здоровье
ребенка
на
разных
уровнях
—
информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения
системы
формирования
его
здоровья.
Выбор
здоровьесберегающих
педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют
(применительно
к
ДОУ)
следующую
классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические
(обеспечивающие
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в
соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием
медицинских
средств
-
технологии
организации
мониторинга
здоровья
дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,
здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие
и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,
закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные
на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на
развитие
культуры
здоровья
педагогов,
в
том
числе
культуры
профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу
жизни;
сохранения и стимулирования здоровья (технология использования
подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),
ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные
(воспитания
культуры
здоровья
дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения
здоровому
образу
жизни
(технологии
использования
физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии
«Уроки
футбола»,
проблемно-игровые
(игротренинги,
игротерапия),
самомассаж);
коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз-
действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует
отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,
под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования
всех
личностных
инструментальных
и
методологических
средств,
используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,
проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные»,
при разработке которых дети учатся
передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной
художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные»,
нацеленные
на
создание
конкретного
полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1.
по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2.
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
3.
по характеру участия ребенка в проекте:
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
5.
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Надо
отметить,
что
применение
проектных
технологий
не
может
существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения
изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим
проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно
решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»
материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира,
в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и
др.).
Информатизация
общества
ставит
перед
педагогами-дошкольниками
задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность
родителей.
Решение этих задач
не возможно без актуализации и пересмотра всех
направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни.
Ошибки
при
использовании
информационно-коммуникационных
технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в
дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий
в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее
развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде,
отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются
попытки
создания
условий
личностно-ориентированных
взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку
проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда
позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации
идей
личностно-ориентированных
технологий,
именно
предоставление
возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В
рамках
личностно-ориентированных
технологий
самостоятельными
направлениями выделяются:
гуманно-личностные
технологии,
отличающиеся
своей
гуманистической
сущностью
психолого-терапевтической
направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем,
в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях
(например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это
мягкая
мебель,
много
растений,
украшающих
помещение,
игрушки,
способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных
занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после
болезни),
помещение
по
экологическому
развитию
дошкольника
и
продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу.
Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в
творческие
силы,
здесь
нет
принуждения.
Как
правило,
в
подобных
дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология сотрудничества
реализует принцип демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог
и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия,
игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную
творческую
деятельность
(игры,
труд,
концерты,
праздники,
развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации
педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального
подхода,
демократическим
управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким
подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства -
в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность
технологического
воспитательно-образовательного
процесса
конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ
(родители,
общество)
образовательные
ориентиры,
цели
и
содержание
образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные
подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого
ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение
поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к
обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и
обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка
методических
пособий
(демонстрационный
и
раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,
направленная на достижение целей;
заключительная
оценка
результата
-
уровень
развития
дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,
обезличенному
и
обездушенному
подходу
к
ребенку
в
традиционной
технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для
творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных
видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз
пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития
ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период
времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс
создания
портфолио
является
своего
рода
педагогической
технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-
полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями
дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся».
В разделе помещается фотография
ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику
«Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут
записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в
художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я
вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка».
В разделе помещаются сочинения
родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...».
В разделе фиксируются высказывания самого
ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел
быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои
любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества
ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от
различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям
воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют
свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в
первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как
в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне
рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио.
Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя,
отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения
портфолио,
изображение
ладошки
ребенка
на
момент
начала
ведения
портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на
меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в
разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о
времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате
празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано
это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных
однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы,
талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается
информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год»,
где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за
прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие
рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию,
черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепро-
вождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых
он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас».
В данный раздел вносятся небольшие
творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».
В разделе
размещаются
детские
работы
(рисунки,
сказки,
стихи,
фотографии
с
утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике
и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру
портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей»,
в котором есть рубрика «Давайте
познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,
которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях
педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех
ключевых
направлениях:
социальные
контакты,
коммуникативная
деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор-
мации и деятельность как таковая.
Раздел
3
«Информация
ребенка
о
себе»
содержит
информацию,
полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал,
рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший»,
который содержит информацию о
личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о
ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в
процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других
детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста
«Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину
пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за
доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям —
за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок
умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет;
отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов,
к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в
акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты
по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель-
ность;
блок «Какой ребенок успешный»
содержит информацию о творческих
способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка
о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю-
страции успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка)
позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и
вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и
его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического процесса
в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все
радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие
разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного
развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
образование
(что
и
когда
окончил,
полученная
специальность
и
квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном
учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы,
год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий
и степеней;
наиболее
значимые
правительственные
награды,
грамоты,
благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике
результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут
быть включены:
материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений
детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании
результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в
различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие
о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом
в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении,
творческой группе;
материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих
педагогических конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в
группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы
работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и
представить
значимые
профессиональные
результаты,
достижения,
обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного
процесса
и
объединенное
общим
содержанием,
сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода
необходимо,
чтобы
образовательные
технологии,
разрабатываемые
для
обучения
дошкольников,
содержали
четко
обозначенную
и
пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания.
Безусловно,
этот
уровень
достижений
ребенка
должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать
эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать
народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-
изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят
ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному
возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под
девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как
сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не
упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с
одной стороны,
таких качеств мышления,
как гибкость,
подвижность,
системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к
новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче
материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит
форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на
простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда,
через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих
перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет
стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно
применять
в
работе
только
элементы
ТРИЗ
(инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных
свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих
стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных
свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые,
следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих
стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об
этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца
в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый
педагог
–
творец
технологии,
даже
если
имеет
дело
с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.