Напоминание

"Инновационные технологии в дошкольном образовании"


Автор: Шеянова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ОШ с.Барышская Слобода
Населённый пункт: с.Барышская Слобода
Наименование материала: "Инновационная и исследовательская деятельность"
Тема: "Инновационные технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии в дошкольном образовании.

Составитель:

воспитатель дошкольной группы

«Колобок» Шеянова Г.А.

В настоящее время в дошкольном образовании интенсивно внедряют в

работу инновационные технологии.

Поэтому основная задача восптателей – выбрать методы и формы

организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,

которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены

на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается

положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать

становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном

использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же

означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно

- методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность -

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность

современные

педагогические

технологии,

существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по

результатам

и

оптимальными

по

затратам,

гарантировать

достижение

определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

образовательной

технологии

в

образовательных

учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть

гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,

независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть

– это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть

– это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная

часть

совокупность

форм

и

методов

учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по

управлению

процессом

усвоения

материала,

диагностика

обучающего

процесса.

Таким

образом,

очевидно: если

некая

система

претендует

на

роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше

требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства

(дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных

образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

1.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку

возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,

умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты

воздействия

педагога

на

здоровье

ребенка

на

разных

уровнях

информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения

системы

формирования

его

здоровья.

Выбор

здоровьесберегающих

педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют

(применительно

к

ДОУ)

следующую

классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические

(обеспечивающие

сохранение

и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в

соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием

медицинских

средств

-

технологии

организации

мониторинга

здоровья

дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,

здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.

физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие

и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,

закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные

на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического

самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения

развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на

развитие

культуры

здоровья

педагогов,

в

том

числе

культуры

профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу

жизни;

сохранения и стимулирования здоровья (технология использования

подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),

ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.

образовательные

(воспитания

культуры

здоровья

дошкольников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.

обучения

здоровому

образу

жизни

(технологии

использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии

«Уроки

футбола»,

проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия),

самомассаж);

коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз-

действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует

отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,

под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования

всех

личностных

инструментальных

и

методологических

средств,

используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и

обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней

жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,

проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные»,

при разработке которых дети учатся

передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной

художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные»,

нацеленные

на

создание

конкретного

полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

4.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5.

по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо

отметить,

что

применение

проектных

технологий

не

может

существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения

изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим

проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»

материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается от мира,

в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену

непрерывного образования: образования с использованием современных

информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и

др.).

Информатизация

общества

ставит

перед

педагогами-дошкольниками

задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей.

Решение этих задач

не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в

повседневной жизни.

Ошибки

при

использовании

информационно-коммуникационных

технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в

дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий

в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее

развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде,

отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются

попытки

создания

условий

личностно-ориентированных

взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку

проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда

позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации

идей

личностно-ориентированных

технологий,

именно

предоставление

возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями выделяются:

гуманно-личностные

технологии,

отличающиеся

своей

гуманистической

сущностью

психолого-терапевтической

направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем,

в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях

(например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки - это

мягкая

мебель,

много

растений,

украшающих

помещение,

игрушки,

способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных

занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после

болезни),

помещение

по

экологическому

развитию

дошкольника

и

продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу.

Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в

творческие

силы,

здесь

нет

принуждения.

Как

правило,

в

подобных

дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология сотрудничества

реализует принцип демократизации

дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,

партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог

и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия,

игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную

творческую

деятельность

(игры,

труд,

концерты,

праздники,

развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации

педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом

личностных

отношений,

индивидуального

подхода,

демократическим

управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким

подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства -

в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность

технологического

воспитательно-образовательного

процесса

конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ

(родители,

общество)

образовательные

ориентиры,

цели

и

содержание

образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные

подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для

индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого

ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы

воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение

поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к

обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и

обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка

методических

пособий

(демонстрационный

и

раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная

оценка

результата

-

уровень

развития

дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,

обезличенному

и

обездушенному

подходу

к

ребенку

в

традиционной

технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для

творчества личности.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных

видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз

пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития

ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период

времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс

создания

портфолио

является

своего

рода

педагогической

технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-

полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями

дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся».

В разделе помещается фотография

ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику

«Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут

записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в

художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я

вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка».

В разделе помещаются сочинения

родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...».

В разделе фиксируются высказывания самого

ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел

быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои

любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,

«О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества

ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от

различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям

воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют

свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в

первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как

в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне

рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио.

Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя,

отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения

портфолио,

изображение

ладошки

ребенка

на

момент

начала

ведения

портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на

меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в

разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о

времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате

празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано

это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных

однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы,

талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается

информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год»,

где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за

прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие

рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию,

черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепро-

вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых

он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас».

В данный раздел вносятся небольшие

творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».

В разделе

размещаются

детские

работы

(рисунки,

сказки,

стихи,

фотографии

с

утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике

и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру

портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей»,

в котором есть рубрика «Давайте

познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,

которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях

педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех

ключевых

направлениях:

социальные

контакты,

коммуникативная

деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор-

мации и деятельность как таковая.

Раздел

3

«Информация

ребенка

о

себе»

содержит

информацию,

полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал,

рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший»,

который содержит информацию о

личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о

ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в

процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других

детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста

«Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину

пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за

доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям —

за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок

умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет;

отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов,

к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в

акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты

по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель-

ность;

блок «Какой ребенок успешный»

содержит информацию о творческих

способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка

о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю-

страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка)

позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и

вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и

его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического процесса

в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все

радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в

разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,

социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки

профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие

разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного

развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

образование

(что

и

когда

окончил,

полученная

специальность

и

квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном

учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы,

год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий

и степеней;

наиболее

значимые

правительственные

награды,

грамоты,

благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике

результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут

быть включены:

материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений

детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании

результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в

различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие

о профессионализме педагога. Это могут быть:

материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом

в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении,

творческой группе;

материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих

педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в

группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы

работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и

представить

значимые

профессиональные

результаты,

достижения,

обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на

слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота

каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода

необходимо,

чтобы

образовательные

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

содержали

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя

эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Безусловно,

этот

уровень

достижений

ребенка

должен

диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать

эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать

народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-

изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят

ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному

возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под

девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как

сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не

упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с

одной стороны,

таких качеств мышления,

как гибкость,

подвижность,

системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к

новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном

возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче

материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит

форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на

простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда,

через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих

перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет

стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно

применять

в

работе

только

элементы

ТРИЗ

(инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных

свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих

стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных

свойств предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые,

следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих

стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об

этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца

в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение:

Технологический подход, то есть новые педагогические

технологии

гарантируют

достижения

дошкольника

и

в

дальнейшем

гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый

педагог

творец

технологии,

даже

если

имеет

дело

с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.



В раздел образования