Напоминание

Метод проблемного обучения.


Автор: Татьяна Владимировна Смеянова
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ"Покровская СОШ" Волоконовского района Белгородской области
Населённый пункт: с. Покровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метод проблемного обучения.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ветчинкина К.Ф.

Волоконовского района Белгородской области»

Метод проблемного обучения.

Подготовила

учитель технологии

Смеянова Татьяна Владимировна

2022г

Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового

материала происходит через создание проблемной ситуации, которая

является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти

объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных

ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и

ребенок вынужден искать новые пути. Педагоги и родители, стремясь

научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко,

эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного

восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы

знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром,

явлениями природы, видами искусства происходит с активным

использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,

этот метод применяется по средствам использования компьютерных

технологий.

Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые

преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к

предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и

практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть

воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом

воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком

получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность,

проявить свою фантазию, творчество? Возможность применить знания из

личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Ведь

основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того

или иного предмета, он сам является здесь лишь средством. Основная его

цель - формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой

личности. И один из главных ее показателей, это мыслительные способности,

развитые на высоком уровне.

Что же сделать для того чтобы ребенок начал сам чувствовать

потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и

находить пути решения каких-либо поставленных

перед ним задач?

Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо

создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным,

увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых

знаний, способствовать его творческой инициативности и

самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач,

которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к

такому подходу, в первую очередь должны быть готовы педагоги и

родители.

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его

начало – это создание

проблемной ситуации, которая является сложным материалом,

либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и,

конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению

познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут

управлять ходом получения новых знаний ребенком.

Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод

обучения,и каким образом можно использовать в обучении и воспитании

детей проблемные ситуации.

Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового

материала происходит через создание проблемной ситуации, которая

является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти

объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных

ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и

ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь

будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три

впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если

хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в

жизнь, чем самая облегченная школа…»

То есть, взрослые (педагоги, родители) должны создать все условия не

только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и

пониманием пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не

просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной

ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек,

но сам.

Например, педагог организует с детьми совместную игру, в ходе которой

задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но

кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их необходимо доставить

на транспорте (машинка, лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным

условиям игры, ребенок должен понять арифметическую задачу, которая

перед ним стоит:

Посчитать кукол, сделав это предварительно, а затем, следуя их числу

отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило

всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во

время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию

понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие

решения, как повести себя в отношении сверстников, чем он должен помочь

при осуществлении коллективного, общего дела,

и. т. п

Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать

мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется

постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения

проблемы происходит поэтапно.

1) Появление проблемной ситуации;

2) Выявление и четкое определение сущности проблемы;

3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений

возможного решения и их обоснование;

4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности

возможного их решения;

5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.

Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть

как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с

тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.

Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе

обучения.

Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или

фактов, и выявления их внешнего несоответствия.

Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой

холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в

виде капель воды.

Использование ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.

Например: Изучали свойства воды, упал и разбился сосуд. Разобрать, почему

- сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются,

прочные. Что стало с водой, она впиталась, высохла.

Можно варьировать поставленные задачи или переформулировать заданные

ранее вопросы. Познакомить детей с такими фактами, которые якобы не

поддаются объяснению, но, несмотря на это, привели к постановке новой, не

изученной ранее проблемы. Педагогика дает возможность огромного

количества способов и вариантов введения проблемной ситуации в процесс

обучения. Они способствуют вариативности в обучении, т.е. возможности

выбора нескольких вариантов подачи материала.

Бесспорно, такой метод положительно сказывается как на процессе обучения,

так и на отношении обучаемого к самому процессу, хотя и занимает более

продолжительное время при подаче материала, нежели традиционно

информативный (прослушивание). Творите, фантазируйте, придумывайте и

учитесь вместе с детьми.

Используемая литература

1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., « Просвещение», 1975

2.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-

М., : Знание. 1991 ( серия

« Педагогика и психология», №4

3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для

учителей. М.,

«Просвещение», 1977

4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972



В раздел образования