Автор: Исмаилова Алиса Сафединовна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МОУ "Азовская школа-гимназия имени Николая Саввы"
Населённый пункт: джанкойский
Наименование материала: Урок –соревнование: «Решение качественных задач по теме свойства жидких, газообразных и твердых тел» (8-10 классах)
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Азовский УВК «ОШ I-III ступеней-гимназия»
Урок –соревнование:
«Решение качественных
задач по теме свойства
жидких, газообразных и
твердых тел»
(8-10 классах)
Учитель физики:
Исмаилова А.С
10 декабря 2014г
ТЕМА УРОКА: Урок –соревнование
«Решение качественных задач по теме свойства жидких, газообразных и
твердых тел»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
формирование умений решать задачи и использования
ранее усвоенных знаний в новой нестандартной ситуации;
РАЗВИВАЮЩАЯ:
развитие действий самоконтроля, соединение теоретического
материала с пониманием его практического применения;
ВОСПИТАТАЛЬНАЯ:
воспитание самостоятельности, товарищества, доброты,
способности к взаимовыручке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
-карточки с заданием «Тема урока»;
-карточки с тестовым заданием;
-карточки с количественными задачами;
-карточки с экспериментальным заданием;
-поуровневые карточки с домашнем заданием.
ПЛАН УРОКА:
1.
Тренировочный тест;
2.
Качественные задачи;
3.
Количественные задачи;
4.
Физкультминутка;
5.
Экспериментальное задание;
6.
Подведение итогов;
7.
Домашнее задание.
Решение задач мы проведем по цепочке: качественные задачи — количественные
задачи — экспериментальное задание. И начнем с качественных задач.
1. Почему мыльные пузырьки
некоторое время поднимаются,
а затем отпускаются?
Ответ: Выдуваемый пузырек заполняется теплыми газами , выдыхаемыми
человеком, и поднимается. Спустя некоторое время вследствие теплообмена с
окружающей средой газы охлаждаются, что приводит к уменьшению объема
пузырька, то есть к уменьшению архимедовой силы и он опускается.
№2 Перед тем как воспользоваться медицинской банкой, внутрь её вносят
смоченный спиртом тампон и поджигают. Объясните, для чего это делают.
Ответ: В банке, пролежанной к телу, температура воздуха уменьшается, а объем
остаётся постоянным. Значит, давление в банке становится меньше
атмосферного, поэтому она плотно прижимается.
Характерная черта этого типа задач — использование при решении как
лабораторного, так и демонстрационного эксперимента.
Опыт о свечении газа при прохождении электрического тока.
Аргон светится зелёным цветом, неон красным цветом и т. д. Разные газы
светятся под действием электрического тока по разному.
№ 3 Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об пол?
Ответ: При сжатии резины воздух выходит из мячика, а не запасает энергию,
Необходимую для подъема.
№4 Иногда из водопроводного крана вода вытекает белая, будто молоко. Чем это
объясняется?
Ответ: Воздух растворяется воде тем лучше, чем больше давление и ниже
температура. Когда из крана вода вытекает наружу, часть растворенного воздуха
выделяется в виде огромного количества мелких пузырьков- вода принимает
молочно-белый цвет.
№5 Почему у глубоководных рыб пузырь выходит наружу, если их извлечь из
воды?
Ответ: У глубоководной рыбы внутреннее давление газов больше
атмосферного. Поэтому в воздухе раздувающийся пузырь умещается в теле рыбы
и входит через рот наружу
№6 Где большая вероятность возникновения весенних утренних заморозков- на
возвышенности или в долине?
Ответ: В долине, так как в ней скапливается холодный воздух.
Физика на весенней тропе
•
Любая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если
она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие
примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно,
ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому мы
проводим ранней весной, при таянии снега экскурсию с семиклассниками на
природу.
•
Весеннее теплое солнышко вызывает очень интересные явления, и мы с
учениками их наблюдаем. При наблюдении возникает естественное
желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений
происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного
теоретического материала. Уроки-экскурсии надолго остаются в памяти
учащихся.
•
Приводим перечень вопросов и заданий, которые мы даем.
•
Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина.
Почему? (О т в е т. Пригорки, так как они более обдуваемы теплым
весенним воздухом, чем ровное место.)
•
Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную
картину. (Ответ. Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол
дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла.)
•
На весенний тающий снег положите два куска материи — темного и
светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните,
почему именно так. (Ответ. Тела с темной поверхностью поглощают
энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излучают энергию, Поэтому
под темным куском проталинка больше.)
•
Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой.
Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу?
(Ответ. Снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным,
поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой
покров. Следы кажутся приподнятыми.)
•
Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. От
чего зависит скорость плавления? (Ответ. Скорость плавления зависит
от температуры ладони и массы льдинки.)
•
Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно
пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ. Под
действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз и
пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются
кристаллики льда.)
•
Положите на снег два одинаковых бруска—деревянный и металлический.
Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ. Удельная
теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок
будет нагреваться медленнее металлического. Теплопроводность брусков
тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под
металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным.)
•
Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните»
ощущение тепла. Смочите ладони водой и повторите наблюдение, В чем
разница? Почему? (Ответ. Во втором случае в руках ощущение холода.
Вода с поверхности ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды
уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение
температуры.)
•
Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в
том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ. Отверстие Когда мы дули, с
потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в
том месте, куда эти потоки поступают.)
•
Какова температура лужи, в которой плавает лед? Свой ответ проверьте
с помощью термометра, (Ответ. Температура лужи 0°С. Пока лед не
растает, температура воды не будет повышаться.)
•
Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик
термометра со ртутью. Что наблюдайте? Почему? (О т в е т.
Температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного
стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую
поверхность ртутного баллончика.)
•
Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова
измерьте температуру, Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Температура
понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега
уменьшается, так как часть ее идет на разрушение кристаллов соли.)
•
Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью
зеркальца направьте лучик в теневое место и через некоторое время
измерьте температуру этого освещенного лучиком места. Что
наблюдаете? Почему? (Ответ. Наблюдаем, что температура поднялась,
так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения.)
•
Щепоточку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете?
Почему такая картина? (Ответ. Крупицы марганцовки растворяются в
воде, содержащейся в снеге; снег окрашивается. Благодаря конвекции и
диффузии пятно расплывается.)
•
Задания:
•
а) определите среднюю скорость ветра; б) вычислите среднюю скорость
таяния снега на обочине дороги; в) найдите среднюю скорость движения
солнечного зайчика, если зеркало неподвижно. Чем объяснить
существование этой скорости?
•
(Указания к выполнению задания: а) бросают маленький кусочек бумажки
по ветру; замечают путь пролета и затраченное время; б) определяют
толщину снега; через некоторое время повторяют измерение в этом же
месте; по этим данным вычисляют скорость таяния снега; в) замечают
положение солнечного зайчика, через определенное время измеряют, на
какое расстояние он передвинулся.)