Напоминание

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях ФГОС


Автор: Полевая Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 49
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы преемственности между дошкольным и начальным

образованием и пути их решения.

Учитель начальных классов высшей категории

МАОУ лицей №49 г. Калининград

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и

все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди

ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого

ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как

формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа

всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические

особенности.

Проблемаже заключается в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается

как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию

узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и

младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника

качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или

отсутствием определённых знаний по учебным предметам.

Забывая о том, что задача дошкольного образования в рамках проблемы

преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка,

обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей

(постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки).

Преемственность

с

точки

зрения

детского

сада

– это ориентация на требования

школы,

формирование

тех

знаний,

умений

и

навыков,

которые

необходимы

для

дальнейшего обучения в школе.

Преемственность

обеспечивает

постепенное

развитие

и

углубление

знаний,

усложнение

требований

к

умственной

деятельности,

формирование

личного

и

общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует

сближению

условий

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

Благодаря

этому

переход

к

новым

условиям

школьного

обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети

должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить и развивать

самых разных детей, помогать их личностному росту.

Часто слышим от родителей:" Мой ребенок читает, считает, пишет - он, конечно,

готов к 1 классу!". Но " Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" Венгер Л.А.

Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько

желание получать новые знания и умение применять их на практике.

С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы

дошкольного образования являются сформированные интегративные качества личности

ребенка, необходимые для овладения учебной деятельностью, такие как:

· любознательность,

· инициативность.

· самостоятельность,

· творческое воображение, произвольность.

Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения

должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения

дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.

А что же мы имеем на самом деле?

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно

понимаемых требований «подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и

проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей

дошкольного возраста — игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей

формируются начала деятельности учебной.

Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не

естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с

детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное

учреждение. И занятия превращаются в нечто скучное, нелюбимое, и не нужное самим

детям.

Но есть и обратная сторона этой проблемы, когдапрограмма детского сада

преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его

психических процессов. И на этой основе формируются навыки учебной деятельности в

разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же

начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму,

чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как

проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности, то в

начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на

прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт

создания ребёнком продукта деятельности, а его качество в соответствии с требованиями

педагога. Такая ситуация во многом является результатом отсутствия должного внимания

к ценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются

поурочными занятиями.А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к

стрессу и к дезадаптации детей.

Поэтому важно организовать правильную работу по преемственности дошкольного

и начального образования. В результате которой установится тесное сотрудничество

между содержанием учебной деятельности детского сада и школы. А качество подготовки

детей заметно возрастет.

Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые,

педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей

осуществления таких контактов много. Хотелось бы выделить три основных направления

обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

1. Методическая работа (научно – теоретические, научно — практические

конференциис участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и

дошкольных работников, семинары, совещания по обмену опытом работы воспитателей

подготовительных групп и учителей 1 классов, вебинары, посещение уроков и занятий их

анализ).

2. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, совместные

мероприятия, мастер-классы).

3. Работа с детьми (совместное проведение воспитательных мероприятий – вечеров и

утренников сказок, экскурсии в школу, адаптационные занятия,просмотр кинофильмов о

школе).

К сожалению, контакты детских садов со школой ещё недостаточно тесные, а формы

их однообразны, и в этом направлении предстоит сделать очень многое.По определению

Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна

эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных

классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии

детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти

время, силы и средства для решения задачи преемственности.



В раздел образования