Автор: Полевая Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 49
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным
образованием и пути их решения.
Учитель начальных классов высшей категории
МАОУ лицей №49 г. Калининград
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и
все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди
ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого
ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как
формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа
всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические
особенности.
Проблемаже заключается в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается
как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию
узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и
младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника
качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или
отсутствием определённых знаний по учебным предметам.
Забывая о том, что задача дошкольного образования в рамках проблемы
преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка,
обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей
(постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки).
Преемственность
с
точки
зрения
детского
сада
– это ориентация на требования
школы,
формирование
тех
знаний,
умений
и
навыков,
которые
необходимы
для
дальнейшего обучения в школе.
Преемственность
обеспечивает
постепенное
развитие
и
углубление
знаний,
усложнение
требований
к
умственной
деятельности,
формирование
личного
и
общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует
сближению
условий
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Благодаря
этому
переход
к
новым
условиям
школьного
обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети
должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить и развивать
самых разных детей, помогать их личностному росту.
Часто слышим от родителей:" Мой ребенок читает, считает, пишет - он, конечно,
готов к 1 классу!". Но " Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться" Венгер Л.А.
Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько
желание получать новые знания и умение применять их на практике.
С введением ФГОС ДО — результатом освоения образовательной программы
дошкольного образования являются сформированные интегративные качества личности
ребенка, необходимые для овладения учебной деятельностью, такие как:
· любознательность,
· инициативность.
· самостоятельность,
· творческое воображение, произвольность.
Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения
должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения
дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.
А что же мы имеем на самом деле?
Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно
понимаемых требований «подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и
проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей
дошкольного возраста — игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей
формируются начала деятельности учебной.
Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не
естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с
детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное
учреждение. И занятия превращаются в нечто скучное, нелюбимое, и не нужное самим
детям.
Но есть и обратная сторона этой проблемы, когдапрограмма детского сада
преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его
психических процессов. И на этой основе формируются навыки учебной деятельности в
разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же
начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму,
чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как
проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности, то в
начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на
прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт
создания ребёнком продукта деятельности, а его качество в соответствии с требованиями
педагога. Такая ситуация во многом является результатом отсутствия должного внимания
к ценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются
поурочными занятиями.А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к
стрессу и к дезадаптации детей.
Поэтому важно организовать правильную работу по преемственности дошкольного
и начального образования. В результате которой установится тесное сотрудничество
между содержанием учебной деятельности детского сада и школы. А качество подготовки
детей заметно возрастет.
Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые,
педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей
осуществления таких контактов много. Хотелось бы выделить три основных направления
обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
1. Методическая работа (научно – теоретические, научно — практические
конференциис участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и
дошкольных работников, семинары, совещания по обмену опытом работы воспитателей
подготовительных групп и учителей 1 классов, вебинары, посещение уроков и занятий их
анализ).
2. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, совместные
мероприятия, мастер-классы).
3. Работа с детьми (совместное проведение воспитательных мероприятий – вечеров и
утренников сказок, экскурсии в школу, адаптационные занятия,просмотр кинофильмов о
школе).
К сожалению, контакты детских садов со школой ещё недостаточно тесные, а формы
их однообразны, и в этом направлении предстоит сделать очень многое.По определению
Даниила Борисовича Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна
эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных
классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии
детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задачи преемственности.