Напоминание

«Трансформация формы предмета»


Автор: Золотарева Оксана Александровна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Николаевский муниципальный район Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: «Трансформация формы предмета»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

Методическая разработка открытого урока

«Трансформация формы предмета»

для учащихся 1 класса по учебному предмету

«Композиция прикладная»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области изобразительного искусства «Живопись»

Составитель: Золотарева Оксана Александровна

преподаватель изобразительного искусства

Николаевск, 2021.

Оглавление:

1.Введение…………………………………………….…………….……………3

2. Описание методической разработки…………………………………………5

3. Ход урока…………………………………………………….…......................6

4.Список литературы……………………………………….…………………..10

Введение

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как

метод художественного творчества она достигла высокого уровня в

ассирийско - вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих

орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто

использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом

объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры

людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации

находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных,

резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке

тканей.

При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные

объекты, наиболее удачную точку зрения, отбросить все случайное,

второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей целого.

Таким образом происходит видоизменение природного мотива, выявляются

условные

декоративные

качества,

что

усиливает

его

эмоциональное

воздействие. В графике при помощи этого метода убирают излишние

подробности, выявляя только суть формы и характер.

Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные

преследует прежде всего эстетические цели, но немаловажным является и то,

что мотив необходимо сделать удобным для выполнения в той или иной

технике и материале. Так, один материал требует декора с преобладанием

линейного рисунка (например, декоративная кованая решетка, техника

филиграни), другой- объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.

Принципы стилизации

превращение

объёмной

формы

в

плоскостную

и

упрощение

конструкции

обобщение формы с изменением абриса

обобщение формы в её границах

обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих

в натуре

Таким образом, стилизация — это видоизменение, переработка природного

мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием

подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать

мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для

художника.

Лучшие всего стилизуют дети. Они способны упростить любой сложный

рисунок.

Описание методической разработки

Тема занятия: «Трансформация формы предмета»

Цель урока:

1.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения

искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и

навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование знаний о силуэтной графики;

- формирование умений и навыков выполнения изображения стилизованных

природных форм.

Развивающие:

-развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;

-развитие внимания, мышления, памяти;

-развитие познавательной и творческой активности;

-развитие интереса к искусству силуэта;

- развитие мелкой моторики и точности движения рук.

-развитие аккуратности и графических навыков.

Воспитательные:

-воспитание интереса к силуэтной графики;

-воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.

Тип урока: изучение нового материала

Ведущие методы: беседа, рассказ, практическая работа.

Оснащение урока:

Для учителя: наглядное пособие. Презентация с использованием ИКТ.

Для учащихся: карандаши, ластик, лист А3, художественные и графические

средства.

Ход урока:

1.Вводно-мотивационный этап

Приветствие.

Организационный момент.

Сообщение темы урока, цели и задач.

2.Основная часть урока. Этап изучения нового материала. Объяснение

учителем сущности новых понятий.

Учитель

дает

задание

послушать

объяснение

и

сформулировать

определение стилизации.

Понятие стилизации и стиля

Сегодня на мы с вами поговорим о «стилизации», узнаемчто это такое.

Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами

создать свою стилизованную композицию.

Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или

изображения.

Упрощенность

-

главная

черта стилизованного

объекта.

Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты

изображаемого предмета.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески

художник может переработать окружающую действительность и внести в нее

свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется

стилизацией.

Стилизация

как

процесс

работы

представляет

собой

декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с

помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых

отношений.

Окружающая

нас

природа

является

прекрасным

объектом

для

художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и

изображать бесконечное множество раз, постоянно открывая для себя новые

его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо

присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в

ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый

цветок уникальный и обладает своими особенностями. Подмечая эти

особенности, их нужно использовать в стилизации.

Вы

послушали

рассказ,

пожалуйста,

попытайтесь

дать

ваше

определение новому понятию. Что же такое стилизация?

- Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому

изображение

приобретает

признаки

повышенной

декоративности

и

воспринимается

своеобразным

мотивом

узора

(тогда

мы

говорим

о

декоративной стилизации в композиции).

Стилизация природных форм. Беседа с обучающимися.

Что в окружении является объектом для художественной стилизации?

-Окружающая

нас

природа

является

прекрасным

объектом

для

художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и

отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его

стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией

природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами

оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е.

производить преломление увиденного через индивидуальность художника.

Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить

все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные

от иллюзорного, фотографического изображения.

Как вы думаете, с чего можно начать работу над стилизацией?

-Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это

могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.

Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные

для него.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к

натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать

слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая

узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его

доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной

особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в

логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь

задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.

Обратить внимание на наглядный материал.

Аналитическая

работа

обучающихся

(наблюдение

и

сравнение

природных

и

стилизованных

образцов,

вычленение

приёмов

стилизации).

3.

Закрепление

новых

знаний

через

алгоритмизацию

действий

обучающегося по стилизации природных объектов.

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в

создании

рисунка

стилизованной

композиции,

так

как,

выполняя

натуральные

зарисовки,

художник

глубже

изучает

природу,

выявляя

пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов.

Эскизно-зарисовочный

этап

проходит

творчески,

каждый

находит

и

отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем

известных

мотивов.

Выделим

основные

требования

к

зарисовкам

растительных форм:

Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности

формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис

изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые

конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в

целом (статическое или динамическое).

Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные

группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в

изображаемой на листе среде.

Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях

и создадим алгоритм стилизации:

1.

Графическая зарисовка растения

2.

Трансформация формы

3.

Линейный рисунок

4.

Силуэтный рисунок.

4.Практическая работа (применение полученных знаний на практике).

Учитель объясняет задание на практическую работу и называет условия ее

выполнения.

Совместно с обучающимися формулирует критерии оценки работы.

Каждый выберет картинку (из предложенного раздаточного материала) с

реалистическим

изображением,

которую

захочет

стилизовать.

Нужно

изменить

композицию,

сделать

более

интересной

и

создать

свой

фантастический

образ.

Выполнить

поэтапную

стилизацию,

придать

характерные не реалистичные особенности.

Критерии оценки:

- понимание принципов стилизации;

- применение в работе приемов стилизации;

- выполнение стилизации природной формы в заданное время.

5.Контрольно-оценочный этап (Анализ и оценка творческих работ

обучающихся, самооценка, взаимооценка).

6.Подведение итогов урока.

Список литературы

1.

Композиция орнамента. Часть 3. Стилизация рисунков с натуры.

Учебно-методическое пособие. Фомичева Д.В. 2017г.

2.

Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. Логвиненко Г.

2017г.

3.

Неформальная композиция. От образа к творчеству. Учебное пособие.

Ветрова И.Б. 2015 г.



В раздел образования