Напоминание

Профессиональная ориентация – как составная часть обучения и воспитания учащихся


Авторы: Попова Галина Валерьевна, Галина Валерьевна Попова
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 г. Улан-Удэ"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная ориентация – как составная часть обучения и воспитания учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Профессиональная ориентация – как составная часть обучения

и воспитания учащихся

Попова Галина Валерьевна,

учитель технологии

МАОУ «СОШ №1 г. Улан-Удэ»

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни

возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю

дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё

место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку.

Исходя из этого профориентация – научно-обоснованная система подготовки

молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать

как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного

распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной

отрасли экономического региона.

Основой подготовки учащихся к осознанному выбору определённых профессий

должно стать непосредственное участие в профессиональных пробах. Такие пробы

включают

подростка

в

трудовой

процесс,

воспитывают

деятельный

интерес

к

содержательному

труду,

способствуют

проявлению

и

развитию

склонностей

и

профессиональные способности.

Без профессиональных проб нельзя добиться настоящих успехов в работе по

подготовке учащихся к выбору профессии.

С экономической точки зрения профориентация – это процесс управления выбором

профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями

личности. В задачи по профориентации входит изучение демографической структуры

трудовых ресурсов, выявление основных тенденций в распределении по профессиям с

учетом перспектив развития, изучения причин текучести кадров и т.д.

Недостаточная работа по профориентации ведет к тому, что человек иногда

выбирает себе профессию, не приносящую ему удовлетворения, работает не на своем

месте. От этого человек трудится не в полную силу, не стремится достичь лучших

результатов. Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу,

которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может

он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить

напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в

своей области труда.

Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных

ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, повышении престижа

рабочих

профессий,

а

также

в

проведении

целенаправленных

мероприятий,

способствующих успешной адаптации школьников. Однако между профессиональными

предпочтениями выпускников школ и потребностью в рабочих кадрах есть значительные

диспропорции. Представления о той или иной профессии, виде труда, оценки и отношение

к этим видам занятий складываются под влиянием оценок общественного мнения

ближайшего социального окружения.

Поэтому очень важно повышать престиж рабочих профессий.

Психологический аспект профориентации состоит в изучении структуры личности,

методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных

типов деятельности и профессий. Психологические исследования призваны вскрыть

сущность процессов соответствия системы «человек-профессия» и формирование

профессиональной направленности.

Важным условием успешной адаптации молодого человека на производстве, в

учебном заведении является его психологическая готовность к труду. Эту готовность

необходимо воспитывать у обучающихся на протяжении всего обучения в школе.

Независимо от того, какую профессию изберет обучающийся в будущем, ему необходимы

будут такие качества, как выдержка, настойчивость, упорство, добросовестность,

наблюдательность,

исполнительность,

умение

переносить

неудачи,

преодолевать

трудности.

Педагогический

аспект

профориентации

в

полной

мере

проявляется

при

организации профессионального обучения и воспитания обучающихся , формирование у

них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов,

соответствующих

психофизиологическим

особенностям

личности,

современного

выявления и развития ее профессиональных наклонностей.

Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить тактично, помня,

что всякого рода «нажимы» полностью убивают интерес, без которого профориентация

невозможна.

Современный подход к проблеме профессиональной ориентации базируется на

концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию как систему

средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривает

человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры.

К числу наиболее основных особенностей рыночных отношений в сфере труда,

которые следует учитывать при совершенствовании профориентационной работы с

молодежью, можно отнести следующее:

- негарантированная занятость;

- расширение возможности выбора способов реализации профессиональной

карьеры (работа по найму, самозанятость, предпринимательство);

- быстрые изменения в структуре рабочей силы, появление принципиально новых

рабочих мест;

- экономическое неравенство различных категорий молодежи, следствием чего

является неравенство шансов при выборе профессии и профобразования;

- пониженная конкурентоспособность людей, не имеющих опыта работы по

специальности;

- отсутствие системы распределения выпускников учебных заведений.

Таким образом, непонимание перечисленных выше особенностей трудовых

взаимоотношений в условиях рынка проявляется и в эмоциональных особенностях

молодых людей, которые значимо влияют на выбор правильного профессионального

труда.

Большое воздействие на эффективность профориентационной работы оказывает

формирование навыков самосознания самих учащихся. Конкретная форма самосознания –

самооценка. Она считается внутренним условием саморегуляции поведения, осознания

человеком того, какую профессию он хочет выбрать, что он лично собой (не)

представляет и что от него ожидает общество.

Следовательно, современный подход к проблеме профессиональной ориентации

базируется на концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию

как систему средств по активизации профессионального самоопределения личности,

рассматривает

человека

как

субъекта

выбора

и

построения

жизненной

и

профессиональной карьеры.



В раздел образования