Авторы: Попова Галина Валерьевна, Галина Валерьевна Попова
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 г. Улан-Удэ"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная ориентация – как составная часть обучения и воспитания учащихся
Раздел: среднее образование
Профессиональная ориентация – как составная часть обучения
и воспитания учащихся
Попова Галина Валерьевна,
учитель технологии
МАОУ «СОШ №1 г. Улан-Удэ»
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни
возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю
дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё
место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку.
Исходя из этого профориентация – научно-обоснованная система подготовки
молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать
как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного
распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной
отрасли экономического региона.
Основой подготовки учащихся к осознанному выбору определённых профессий
должно стать непосредственное участие в профессиональных пробах. Такие пробы
включают
подростка
в
трудовой
процесс,
воспитывают
деятельный
интерес
к
содержательному
труду,
способствуют
проявлению
и
развитию
склонностей
и
профессиональные способности.
Без профессиональных проб нельзя добиться настоящих успехов в работе по
подготовке учащихся к выбору профессии.
С экономической точки зрения профориентация – это процесс управления выбором
профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями
личности. В задачи по профориентации входит изучение демографической структуры
трудовых ресурсов, выявление основных тенденций в распределении по профессиям с
учетом перспектив развития, изучения причин текучести кадров и т.д.
Недостаточная работа по профориентации ведет к тому, что человек иногда
выбирает себе профессию, не приносящую ему удовлетворения, работает не на своем
месте. От этого человек трудится не в полную силу, не стремится достичь лучших
результатов. Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу,
которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может
он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить
напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в
своей области труда.
Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных
ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, повышении престижа
рабочих
профессий,
а
также
в
проведении
целенаправленных
мероприятий,
способствующих успешной адаптации школьников. Однако между профессиональными
предпочтениями выпускников школ и потребностью в рабочих кадрах есть значительные
диспропорции. Представления о той или иной профессии, виде труда, оценки и отношение
к этим видам занятий складываются под влиянием оценок общественного мнения
ближайшего социального окружения.
Поэтому очень важно повышать престиж рабочих профессий.
Психологический аспект профориентации состоит в изучении структуры личности,
методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных
типов деятельности и профессий. Психологические исследования призваны вскрыть
сущность процессов соответствия системы «человек-профессия» и формирование
профессиональной направленности.
Важным условием успешной адаптации молодого человека на производстве, в
учебном заведении является его психологическая готовность к труду. Эту готовность
необходимо воспитывать у обучающихся на протяжении всего обучения в школе.
Независимо от того, какую профессию изберет обучающийся в будущем, ему необходимы
будут такие качества, как выдержка, настойчивость, упорство, добросовестность,
наблюдательность,
исполнительность,
умение
переносить
неудачи,
преодолевать
трудности.
Педагогический
аспект
профориентации
в
полной
мере
проявляется
при
организации профессионального обучения и воспитания обучающихся , формирование у
них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов,
соответствующих
психофизиологическим
особенностям
личности,
современного
выявления и развития ее профессиональных наклонностей.
Работу по профессиональной ориентации необходимо проводить тактично, помня,
что всякого рода «нажимы» полностью убивают интерес, без которого профориентация
невозможна.
Современный подход к проблеме профессиональной ориентации базируется на
концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию как систему
средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривает
человека как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры.
К числу наиболее основных особенностей рыночных отношений в сфере труда,
которые следует учитывать при совершенствовании профориентационной работы с
молодежью, можно отнести следующее:
- негарантированная занятость;
- расширение возможности выбора способов реализации профессиональной
карьеры (работа по найму, самозанятость, предпринимательство);
- быстрые изменения в структуре рабочей силы, появление принципиально новых
рабочих мест;
- экономическое неравенство различных категорий молодежи, следствием чего
является неравенство шансов при выборе профессии и профобразования;
- пониженная конкурентоспособность людей, не имеющих опыта работы по
специальности;
- отсутствие системы распределения выпускников учебных заведений.
Таким образом, непонимание перечисленных выше особенностей трудовых
взаимоотношений в условиях рынка проявляется и в эмоциональных особенностях
молодых людей, которые значимо влияют на выбор правильного профессионального
труда.
Большое воздействие на эффективность профориентационной работы оказывает
формирование навыков самосознания самих учащихся. Конкретная форма самосознания –
самооценка. Она считается внутренним условием саморегуляции поведения, осознания
человеком того, какую профессию он хочет выбрать, что он лично собой (не)
представляет и что от него ожидает общество.
Следовательно, современный подход к проблеме профессиональной ориентации
базируется на концепции профессионального развития и рассматривает профориентацию
как систему средств по активизации профессионального самоопределения личности,
рассматривает
человека
как
субъекта
выбора
и
построения
жизненной
и
профессиональной карьеры.