Напоминание

"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"


Автор: Митрошина Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомить с новой орфограммой, правилом написания Ь после шипящих

Задачи:

обучающая: познакомить с новой орфограммой, правилом проверки, алгоритмом

действий при проверке;

развивающая: способствовать развитию

речи,

оперативной

памяти,

развивать

аналитическое мышление, развивать навыки самоконтроля.

воспитательная: воспитывать культуру поведения во время урока, интерес к

изучению русского языка, чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.

Формировать УУД:

Личностные способность к самооценке и рефлексия на основе критерия успешности

учебной деятельности

Метапредметные

Регулятивные: принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;

контролировать и оценивать свои действия; осуществлять взаимопроверку; отвечать

на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные: выведение правила проверки слов с Ь после шипящих на конце имен

существительных.

Коммуникативные:

участвовать

в

диалоге,

проговаривать

свои

затруднения,

правильно формулировать и давать развернутые ответы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Используемые средства обучения:

учебник русского языка для 3 класса, автор С. В. Иванов; индивидуальные карточки,

документ-камера, презентация

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Ход урока

I.

Оргмомент

- Долгожданный дан звонок – начинается урок!

- Ребята,

попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

II. Мотивация

-

Давайте прочитаем хором высказывание

Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в

свои силы. (немецкий философ Андреас Фейербах)

Слайд 1

- О каких качествах идет речь?

- Как эти качества могут нам пригодиться?

III.

Актуализация знаний.

1. - В русском языке многие слова содержат орфограммы.

- Давайте вспомним орфограммы, которые уже знаем?

- Назовите орфограмму и слово, которое ее содержит.

- А еще в русском языке встречаются слов с

разделительным Ъ и Ь. Когда они пишутся?

2. Работа с карточками

- У вас есть карточки со словами, вставьте, где нужно

разделительный Ъ и Ь.

(мяч…, раздол…е, под…езд, в…ьга, осен…, ноч…, лещ…,

вещ…, огон…ки, б…ют, плат…е, с…ел)

- Давайте проверим. Какие слова вызвали затруднение?

- Почему не смогли вставить знаки? (Не знаем правила)

- Какие буквы стоят на конце этих слов? (Шипящие

согласные)

IV.

Сообщение темы урока и постановка целей

урока.

- Итак, тема урока «Мягкий знак после шипящих на

конце имен существительных»

- Какие же цели мы поставим на сегодняшний урок?

Цели урока:

1.

Узнать правило написания ь после шипящих на

конце имен существительных.

2.

Научиться писать слова с ь после шипящих на

конце имен существительных.

V. Решение учебной задачи. Открытие нового знания.

1.- Прочитайте слова.

мяч лещ нож шалаш

дочь мощь рожь мышь

- Что общего в этих словах? (на конце стоят шипящие)

- Определите род существительных в каждой строчке.

- Чем отличается написание слов в каждой строчке?

2.- Попробуйте сами сформулировать правило, когда же

пишется Ь после шипящих на конце имен существительных.

Слайд 2

летят, робкий,

ненастный, звездный,

сладкий, трещит,

шёл.

Слайд 3

Слайд 4

3.- Сверим его с правилом на стр. 170. Давайте прочитаем

хором.

- Давайте вспомним первую цель нашего урока.

- Узнали правило?

4.- А теперь давайте познакомимся с алгоритмом действий,

т.е. как применить правило.

VI.

Физминутка.

- Какой была вторая цель урока?

(Научиться писать слова с ь после шипящих на конце имен

существительных)

VII.

Первичное закрепление.

1. - А теперь выполним упр. 1 на стр. 170 (у доски с

комментированием, по алгоритму)

2. – Запишите названия предметов по их описанию.

а) украшение, которое прикалывают на одежду;

б) это сооружение стояло в избе, его топили;

в) хлебобулочное изделие с ручкой;

г) мелкий грызун;

д) из зерен этого растения пекут ржаной хлеб;

е) синоним слова доктор;

3.- Давайте проверим через документ-камеру.

4. – Запишите еще по 2-3 слова на новое правило.

5.- Взаимопроверка.

VIII.

Контроль достижений.

- А теперь вернемся к карточке. Сможете теперь вставить

правильно Ь?

IX. Рефлексия

- Какие же цели мы поставили на урок?

- Достигли этих целей?

- Помогли ли нам в достижении поставленных целей те

качества, о которых мы говорили в начале урока?

- Нарисуйте на полях смайлик, который покажет, насколько

был урок полезным и интересным.

X. Домашнее задание. С. 170 правило, тетр. урок 71

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Карточка

Вставь, где нужно Ь и Ъ знаки.

мяч…, раздол…е, под…езд, в…юга, осен…, ноч…, лещ…, вещ…, огон…ки, б…ют,

плат…е, с…ел, ш…ют



В раздел образования