Автор: Митрошина Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомить с новой орфограммой, правилом написания Ь после шипящих
Задачи:
обучающая: познакомить с новой орфограммой, правилом проверки, алгоритмом
действий при проверке;
развивающая: способствовать развитию
речи,
оперативной
памяти,
развивать
аналитическое мышление, развивать навыки самоконтроля.
воспитательная: воспитывать культуру поведения во время урока, интерес к
изучению русского языка, чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.
Формировать УУД:
Личностные способность к самооценке и рефлексия на основе критерия успешности
учебной деятельности
Метапредметные
Регулятивные: принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;
контролировать и оценивать свои действия; осуществлять взаимопроверку; отвечать
на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные: выведение правила проверки слов с Ь после шипящих на конце имен
существительных.
Коммуникативные:
участвовать
в
диалоге,
проговаривать
свои
затруднения,
правильно формулировать и давать развернутые ответы.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Используемые средства обучения:
учебник русского языка для 3 класса, автор С. В. Иванов; индивидуальные карточки,
документ-камера, презентация
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Ход урока
I.
Оргмомент
- Долгожданный дан звонок – начинается урок!
- Ребята,
попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
II. Мотивация
-
Давайте прочитаем хором высказывание
Человек лишь тогда чего-то добивается, когда он верит в
свои силы. (немецкий философ Андреас Фейербах)
Слайд 1
- О каких качествах идет речь?
- Как эти качества могут нам пригодиться?
III.
Актуализация знаний.
1. - В русском языке многие слова содержат орфограммы.
- Давайте вспомним орфограммы, которые уже знаем?
- Назовите орфограмму и слово, которое ее содержит.
- А еще в русском языке встречаются слов с
разделительным Ъ и Ь. Когда они пишутся?
2. Работа с карточками
- У вас есть карточки со словами, вставьте, где нужно
разделительный Ъ и Ь.
(мяч…, раздол…е, под…езд, в…ьга, осен…, ноч…, лещ…,
вещ…, огон…ки, б…ют, плат…е, с…ел)
- Давайте проверим. Какие слова вызвали затруднение?
- Почему не смогли вставить знаки? (Не знаем правила)
- Какие буквы стоят на конце этих слов? (Шипящие
согласные)
IV.
Сообщение темы урока и постановка целей
урока.
- Итак, тема урока «Мягкий знак после шипящих на
конце имен существительных»
- Какие же цели мы поставим на сегодняшний урок?
Цели урока:
1.
Узнать правило написания ь после шипящих на
конце имен существительных.
2.
Научиться писать слова с ь после шипящих на
конце имен существительных.
V. Решение учебной задачи. Открытие нового знания.
1.- Прочитайте слова.
мяч лещ нож шалаш
дочь мощь рожь мышь
- Что общего в этих словах? (на конце стоят шипящие)
- Определите род существительных в каждой строчке.
- Чем отличается написание слов в каждой строчке?
2.- Попробуйте сами сформулировать правило, когда же
пишется Ь после шипящих на конце имен существительных.
Слайд 2
летят, робкий,
ненастный, звездный,
сладкий, трещит,
шёл.
Слайд 3
Слайд 4
3.- Сверим его с правилом на стр. 170. Давайте прочитаем
хором.
- Давайте вспомним первую цель нашего урока.
- Узнали правило?
4.- А теперь давайте познакомимся с алгоритмом действий,
т.е. как применить правило.
VI.
Физминутка.
- Какой была вторая цель урока?
(Научиться писать слова с ь после шипящих на конце имен
существительных)
VII.
Первичное закрепление.
1. - А теперь выполним упр. 1 на стр. 170 (у доски с
комментированием, по алгоритму)
2. – Запишите названия предметов по их описанию.
а) украшение, которое прикалывают на одежду;
б) это сооружение стояло в избе, его топили;
в) хлебобулочное изделие с ручкой;
г) мелкий грызун;
д) из зерен этого растения пекут ржаной хлеб;
е) синоним слова доктор;
3.- Давайте проверим через документ-камеру.
4. – Запишите еще по 2-3 слова на новое правило.
5.- Взаимопроверка.
VIII.
Контроль достижений.
- А теперь вернемся к карточке. Сможете теперь вставить
правильно Ь?
IX. Рефлексия
- Какие же цели мы поставили на урок?
- Достигли этих целей?
- Помогли ли нам в достижении поставленных целей те
качества, о которых мы говорили в начале урока?
- Нарисуйте на полях смайлик, который покажет, насколько
был урок полезным и интересным.
X. Домашнее задание. С. 170 правило, тетр. урок 71
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Карточка
Вставь, где нужно Ь и Ъ знаки.
мяч…, раздол…е, под…езд, в…юга, осен…, ноч…, лещ…, вещ…, огон…ки, б…ют,
плат…е, с…ел, ш…ют