Напоминание

Почему дети так говорят? Или берегите наш прекрасный русский язык.


Автор: Абаньшина Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Карлинская средняя школа"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Почему дети так говорят? Или берегите наш прекрасный русский язык.
Раздел: среднее образование





Назад




Почему дети так говорят? Или берегите наш прекрасный русский язык.

Учитель русского языка и литературы Абаньшина Ю.С.

Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно

использовать этот дар? Как привить интерес к познавательной деятельности,

развить любознательность и желание речевого самосовершенствования? Это

важная и необходимая задача, которая волнует каждого учителя русского

языка и литературы. Задача трудная, но интересная. В последние годы

изменились требования, предъявляемые к выпускнику. Сегодня выпускник

должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование,

на творчество, социальную активность. Ему необходимо свободно владеть

устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через

общение, грамотное письмо мог ясно выражать свои мысли. Ни для кого не

секрет, что в последнее время учащиеся именно с этим испытывают

затруднения.

Часто сталкиваюсь с тем, что даже высокомотивированные учащиеся и

учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки, не могут выразить свои

мысли, используя общеупотребимую лексику. Так и норовят заменить

некоторые слова сленговыми выражениями или прибегают к помощи

учебной литературы или интернета.

Организованная внеурочная работа позволяет ученикам общаться с

гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений,

становится источником многообразных художественных впечатлений. Такая

необязательная, казалось бы, работа нравится учащимся добровольностью

участия, свободой индивидуального, форм общения с искусством слова,

способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь

и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя

и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, “зона свободного поиска”.

Происходит рождение новых подходов к преподаванию русского языка,

привносится дух живого диалога, откровения, раскрепощенности.

Поставив задачу увеличения уровня грамотности обучающихся, я

разработала комплекс мероприятий, в результате работы в которых ребята

расширили свой кругозор, увеличили свой словарный запас, научились

исключать слова-паразиты и сленг из своей речи.

Например, в рамках работы школьного МО русского языка и

литературы для тематических недель русского, родного языка был проведен

конкурс «Кто больше?». В основу этого задания легли исследования В.

Ф. Барашкова и его книга «А как у вас говорят?» Я выбрала 20 слов, которые

отмечены как характерные для нашей области, и попросила детей объяснить

их. Оказалось, что немногие дети знают значения таких слов, хотя и слышат

их в разговоре своих родителей, бабушек и дедушек. Следующим этапом

стала работа по разъяснению значения этих слов.

Еще одним направлением моей внеурочной работы является изучение с

детьми новинок современной литературы. Спросив у читающих детей, какую

бы книгу они порекомендовали для прочтения своим одноклассникам,

изучаю ее и даю задание прочитать ее, обратив внимание на язык писателя.

Затем в режиме круглого стола (чаще в режиме онлайн) делимся

впечатлениями, в том числе и работаем над языковыми особенностями

произведения (на уровне школьника: например, много восклицательных

предложений, использование современных слов или даже сленговых).

Направление «Модные словечки». Сленговые выражения присущи

всем поколениям подростков. Но в сегодняшнее время ребята, проводящие в

соцсетях все больше времени, видят таких слов все больше. От этого

страдает их речь.

Иногда я беру для словарно-орфографической работы такие сленговые

слова.

Словарно-орфографическая работа

ЛОЛ - аббревиатура, состоящая из английских слов Laughing Out

Loud, что переводится, как громко смеяться.

Т.е. данной аббревиатурой выражают чувство громкого смеха,

когда прочитали что-то смешное или в смс-сообщении прислали смешной

анекдот, вы ответили на него и показали словом LOL, что анекдот

действительно смешной.

Лол = ору = очень смешно

Развивая творческие способности ребят, часто прошу их написать

лингвистические сказки или тематические сказки. По мере накопления

материала

печатаю

небольшие

сборники.

Лингвистические

сказки,

написанные учащимися, понимаются и запоминаются легче, чем написанные

взрослыми. Достойные сочинения использую в дальнейшем в свой работе.

Еще одно направление моей работы - «охота за ошибками».

Впервые «Охота за ошибками» прошла в 2016 году, 8 сентября —

в Международный день грамотности. В этот день жители пяти городов

России

вышли

на

прогулку

с

целью

поиска

орфографических,

грамматических и других ошибок на улицах: в наружной рекламе, витринах

магазинов, на вывесках, указателях, остановках общественного транспорта и

т.д.

В акции приняли участие Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний

Тагил и Ульяновск.

Узнав об этой акции и учитывая отдаленность нашей школы от города,

я предложила свой вариант «Охоты»: ребята присылают мне скриншоты

экранов или публикации из соцсетей, где нашли ошибку, объясняют ее и

исправляют. Если все делают правильно, то получают хорошую оценку.

Перечисленные мной виды работ, проводимые в рамках работы по

родному русскому языку, безусловно оказывают положительное влияние на

грамотность учащихся, способствуют повышению мотивации и заставляют

задуматься о сохранении дара слова.



В раздел образования