Автор: Абаньшина Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Карлинская средняя школа"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Почему дети так говорят? Или берегите наш прекрасный русский язык.
Раздел: среднее образование
Почему дети так говорят? Или берегите наш прекрасный русский язык.
Учитель русского языка и литературы Абаньшина Ю.С.
Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно
использовать этот дар? Как привить интерес к познавательной деятельности,
развить любознательность и желание речевого самосовершенствования? Это
важная и необходимая задача, которая волнует каждого учителя русского
языка и литературы. Задача трудная, но интересная. В последние годы
изменились требования, предъявляемые к выпускнику. Сегодня выпускник
должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование,
на творчество, социальную активность. Ему необходимо свободно владеть
устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через
общение, грамотное письмо мог ясно выражать свои мысли. Ни для кого не
секрет, что в последнее время учащиеся именно с этим испытывают
затруднения.
Часто сталкиваюсь с тем, что даже высокомотивированные учащиеся и
учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки, не могут выразить свои
мысли, используя общеупотребимую лексику. Так и норовят заменить
некоторые слова сленговыми выражениями или прибегают к помощи
учебной литературы или интернета.
Организованная внеурочная работа позволяет ученикам общаться с
гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений,
становится источником многообразных художественных впечатлений. Такая
необязательная, казалось бы, работа нравится учащимся добровольностью
участия, свободой индивидуального, форм общения с искусством слова,
способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь
и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя
и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, “зона свободного поиска”.
Происходит рождение новых подходов к преподаванию русского языка,
привносится дух живого диалога, откровения, раскрепощенности.
Поставив задачу увеличения уровня грамотности обучающихся, я
разработала комплекс мероприятий, в результате работы в которых ребята
расширили свой кругозор, увеличили свой словарный запас, научились
исключать слова-паразиты и сленг из своей речи.
Например, в рамках работы школьного МО русского языка и
литературы для тематических недель русского, родного языка был проведен
конкурс «Кто больше?». В основу этого задания легли исследования В.
Ф. Барашкова и его книга «А как у вас говорят?» Я выбрала 20 слов, которые
отмечены как характерные для нашей области, и попросила детей объяснить
их. Оказалось, что немногие дети знают значения таких слов, хотя и слышат
их в разговоре своих родителей, бабушек и дедушек. Следующим этапом
стала работа по разъяснению значения этих слов.
Еще одним направлением моей внеурочной работы является изучение с
детьми новинок современной литературы. Спросив у читающих детей, какую
бы книгу они порекомендовали для прочтения своим одноклассникам,
изучаю ее и даю задание прочитать ее, обратив внимание на язык писателя.
Затем в режиме круглого стола (чаще в режиме онлайн) делимся
впечатлениями, в том числе и работаем над языковыми особенностями
произведения (на уровне школьника: например, много восклицательных
предложений, использование современных слов или даже сленговых).
Направление «Модные словечки». Сленговые выражения присущи
всем поколениям подростков. Но в сегодняшнее время ребята, проводящие в
соцсетях все больше времени, видят таких слов все больше. От этого
страдает их речь.
Иногда я беру для словарно-орфографической работы такие сленговые
слова.
Словарно-орфографическая работа
ЛОЛ - аббревиатура, состоящая из английских слов Laughing Out
Loud, что переводится, как громко смеяться.
Т.е. данной аббревиатурой выражают чувство громкого смеха,
когда прочитали что-то смешное или в смс-сообщении прислали смешной
анекдот, вы ответили на него и показали словом LOL, что анекдот
действительно смешной.
Лол = ору = очень смешно
Развивая творческие способности ребят, часто прошу их написать
лингвистические сказки или тематические сказки. По мере накопления
материала
печатаю
небольшие
сборники.
Лингвистические
сказки,
написанные учащимися, понимаются и запоминаются легче, чем написанные
взрослыми. Достойные сочинения использую в дальнейшем в свой работе.
Еще одно направление моей работы - «охота за ошибками».
Впервые «Охота за ошибками» прошла в 2016 году, 8 сентября —
в Международный день грамотности. В этот день жители пяти городов
России
вышли
на
прогулку
с
целью
поиска
орфографических,
грамматических и других ошибок на улицах: в наружной рекламе, витринах
магазинов, на вывесках, указателях, остановках общественного транспорта и
т.д.
В акции приняли участие Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний
Тагил и Ульяновск.
Узнав об этой акции и учитывая отдаленность нашей школы от города,
я предложила свой вариант «Охоты»: ребята присылают мне скриншоты
экранов или публикации из соцсетей, где нашли ошибку, объясняют ее и
исправляют. Если все делают правильно, то получают хорошую оценку.
Перечисленные мной виды работ, проводимые в рамках работы по
родному русскому языку, безусловно оказывают положительное влияние на
грамотность учащихся, способствуют повышению мотивации и заставляют
задуматься о сохранении дара слова.