Автор: Мокроносова Ирина Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №119
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Предупреждение ошибок в письменной речи у детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 119»
Консультация для родителей:
«Предупреждение ошибок в
письменной речи у детей»
Составила:
учитель – логопед
Мокроносова И.В.
Овладевающий грамотой ребёнок еще до начала записи должен уметь
выделить в тексте отдельного слова, уловив границы между ними, и
определить звуко-слоговой состав каждого слова.
Если же такой анализ речевого потока ребёнку недоступен, то это приводит к
появлению группы специфических ошибок письма:
- пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»),
- вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»),
- перестановка букв («вебра» вместо «верба»),
- пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»),
- вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»),
- перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»),
- слияние нескольких слов в одно («детииграютвместе»),
- разделение одного слова на части («у тюг» вместо «утюг»).
Конкретные примеры ошибок помогут легче сориентироваться в вопросе о
том, что больше всего затрудняет ребёнка: определение звукового состава
слова или определение слогового состава слова, или определение количества
слов в предложении. Преодолеть ошибки помогут упражнения в анализе и
синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из
родителей.
Упражнения в анализе предложений.
Определение количества слов в предложении и их последовательности.
(Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое первое слово?
Второе? Третье?).
Придумывание ребёнком предложений на заданное количество слов.
(Придумать предложение из трёх слов, четырёх, пяти).
Составление предложений из слов, данных в разбивку, или работа с так
называемым деформированным текстом. (Нужно помочь найти своё место в
предложении словам: «дети, мяч, в, играли»; «сосны, лесу, в, растут,
высокие»).
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.
Определение количества и последовательности слогов в слове. (Сколько
слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?).
Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
(Придумай слово, состоящее из одного, двух, трёх и более слогов).
Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Найди своё место по слогам,
преврати их в слово: на-во-ро – «ворона»).
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно
произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва –
«голова»).
Образование новых слов путём добавления одного слога к данному слову.
(Какой слог надо к слову «пол», чтобы получить новое слово? – пол-ка, пол-
день, пол-ночь).
Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое
слово, поменяв слоги местами: ка-пор – пор-ка, но-ра – ра-но, ра-ма – ма-ра).
Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове.
(Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов справа,
а картинки, названия которых состоят из двухсложных слов-слева).
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько
звуков в слове «кран»? Какой звук первый? Второй? Третий? Четвёртый?).
Придумывание слова с определённым количеством звуков.(Придумай слово из
трёх, четырёх, пяти и т.д. звуков).
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно
произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?).
Образование новых слов с помощью добавления звуков. (Какой звук надо
добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – звук К (крот),
звук Г (грот).
Образование новых слов путём замены одного звука в слове на другой. (Какие
слова получатся, если поменять первый звук? СОМ-ЛОМ-ТОМ-КОМ.
Образование новых слов из звуков данного слова. (Какие новые слова можно
составить из звуков слова «трактор»? РАК, ТАК, РОТ, РОК, ТОК, КОТ, КТО,
КОРА, ТОРТ, КРОТ, ТРАКТ, КОРТ, И ДР.)
В заключении хочется подчеркнуть, что специфические ошибки письма,
связанные с затруднениями в анализе и синтезе речевого потока, исчезнут
только тогда, когда ребёнок полностью овладеет этим навыком и научится
отчётливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.