Напоминание

"Предупреждение ошибок в письменной речи у детей"


Автор: Мокроносова Ирина Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №119
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Предупреждение ошибок в письменной речи у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Консультация для родителей:

«Предупреждение ошибок в

письменной речи у детей»

Составила:

учитель – логопед

Мокроносова И.В.

Овладевающий грамотой ребёнок еще до начала записи должен уметь

выделить в тексте отдельного слова, уловив границы между ними, и

определить звуко-слоговой состав каждого слова.

Если же такой анализ речевого потока ребёнку недоступен, то это приводит к

появлению группы специфических ошибок письма:

- пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»),

- вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»),

- перестановка букв («вебра» вместо «верба»),

- пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»),

- вставка лишних слогов («гололова» вместо «голова»),

- перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»),

- слияние нескольких слов в одно («детииграютвместе»),

- разделение одного слова на части («у тюг» вместо «утюг»).

Конкретные примеры ошибок помогут легче сориентироваться в вопросе о

том, что больше всего затрудняет ребёнка: определение звукового состава

слова или определение слогового состава слова, или определение количества

слов в предложении. Преодолеть ошибки помогут упражнения в анализе и

синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из

родителей.

Упражнения в анализе предложений.

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

(Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое первое слово?

Второе? Третье?).

Придумывание ребёнком предложений на заданное количество слов.

(Придумать предложение из трёх слов, четырёх, пяти).

Составление предложений из слов, данных в разбивку, или работа с так

называемым деформированным текстом. (Нужно помочь найти своё место в

предложении словам: «дети, мяч, в, играли»; «сосны, лесу, в, растут,

высокие»).

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

Определение количества и последовательности слогов в слове. (Сколько

слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?).

Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.

(Придумай слово, состоящее из одного, двух, трёх и более слогов).

Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Найди своё место по слогам,

преврати их в слово: на-во-ро – «ворона»).

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно

произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва –

«голова»).

Образование новых слов путём добавления одного слога к данному слову.

(Какой слог надо к слову «пол», чтобы получить новое слово? – пол-ка, пол-

день, пол-ночь).

Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое

слово, поменяв слоги местами: ка-пор – пор-ка, но-ра – ра-но, ра-ма – ма-ра).

Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове.

(Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов справа,

а картинки, названия которых состоят из двухсложных слов-слева).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько

звуков в слове «кран»? Какой звук первый? Второй? Третий? Четвёртый?).

Придумывание слова с определённым количеством звуков.(Придумай слово из

трёх, четырёх, пяти и т.д. звуков).

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно

произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?).

Образование новых слов с помощью добавления звуков. (Какой звук надо

добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – звук К (крот),

звук Г (грот).

Образование новых слов путём замены одного звука в слове на другой. (Какие

слова получатся, если поменять первый звук? СОМ-ЛОМ-ТОМ-КОМ.

Образование новых слов из звуков данного слова. (Какие новые слова можно

составить из звуков слова «трактор»? РАК, ТАК, РОТ, РОК, ТОК, КОТ, КТО,

КОРА, ТОРТ, КРОТ, ТРАКТ, КОРТ, И ДР.)

В заключении хочется подчеркнуть, что специфические ошибки письма,

связанные с затруднениями в анализе и синтезе речевого потока, исчезнут

только тогда, когда ребёнок полностью овладеет этим навыком и научится

отчётливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова.



В раздел образования