Напоминание

Глагол как часть речи


Автор: Кикова Земфира Хизировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОО "СОШ а. Инжич-Чукун
Населённый пункт: а. Инжич-Чукун
Наименование материала: урок закрепления
Тема: Глагол как часть речи
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи".

4-й класс

Кикова Земфира Хизировна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

Задачи:

1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;

2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;

3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;

4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.

– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в

знаниях.

2. Минутка чистописания.

– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)

– Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Гимнастика для пальцев.)

Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.

Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.

3. Актуализация изученного о частях речи.

– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

– Запишите это предложение. (Слайд 3,4)

Извилистая тропинка уводит в лес.

– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик. (Слайд 5)

– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.

– Что вы можете рассказать об именах существительных?

– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?

– Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано? (Слайд 6)

– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?

– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?

Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

– Ребята, как надо вести себя в лесу?

– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”. –

На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?

– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)

б) Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает

глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)

– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?

– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без

действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Физкультминутка.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это

странное слово? Послушайте своего товарища.

Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как

слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не

построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте

употребления,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)

в) Роль глаголов в речи.

– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте

тексты. (Слайд 9)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом.

Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей

запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?

– А тексты? Чем они отличаются?

– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)

– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все

действия, события.)

г) Работа с определением.

– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?

– Что обозначают глаголы?

– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)

– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105.

д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.

Работа в паре с карточками.

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет

2) старичок, старый, стареет

3) петь, пение, певец

4) звон, звонит, звонкий

5) кричат, крикливый, крикун.

– Что общего у слов в каждой группе?

– Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак.)

– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

– Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд

13–15)

5. Первичное закрепление.

а) Подбор к существительным слов-действий.

– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел,

медведь. (Слайд 16)

– Есть ли среди этих слов словарные слова? (Заяц, медведь.)

– Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

Подберите к ним подходящие глаголы.

– Как вы будете подбирать глаголы?

– Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?

б) Работа с текстом.

– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и

выпишите из него глаголы. (Слайд 17)

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На

самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил

голову руками и задумался.

Самопроверка.

– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)

6. Итог урока.

(Слайд 18)

– Что же такое глагол?

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

Домашнее задание.

– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите

текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить

определение на с. 105.



В раздел образования